Карл Ранер о теозисе

Mar 15, 2019 22:54


Богословие обожения, как известно, изначально предполагало одну задачу, которую обязательно надо было решить. Дело в том, что требовалось подтвердить одновременно два тезиса: 1) трансцендентность и радикальную инаковость Бога и 2) реальное единение святого с Богом. Как может быть реальным единство бесконечно различных? Простого понятия отношения ( Read more... )

теозис, Фома Аквинский, Карл Ранер, теология, богословская антропология, Палама

Leave a comment

Comments 4

laakonen77 March 16 2019, 11:51:39 UTC
+++Григорий Палама спустя 80 лет после Фомы пошёл по другому пути, хотя можно всё-таки увидеть определённое сходство их стратегий: решением грека было объявить об усвоении святыми божественных «энергий», то есть действия Бога по его благодати становятся собственными действиями для людей. +++
За 700 лет до Паламы об этом говорил Максим Исповедник.

Reply

alexander_konev March 16 2019, 11:57:38 UTC
Я думаю, мы согласимся в том, что в контексте богословия теозиса подробно артикулировал учение о нетварных энергиях как принципиально отличных от божественной сущности именно Григорий Палама. Не оспариваю того, что у него были предшественники в том, что касалось вопроса обожения, но переносить само учение на 700 лет вперёд я бы не стал. В данном случае я считаю важным не сам термин "энергии", а предложенный посредством данного понятия выход из апории при решении проблемы теозиса.

Reply

laakonen77 March 16 2019, 12:07:32 UTC
Знаете, а вот здесь я с вами не соглашусь. Как раз выход из предположенной апории и показал Максим Исповедник: это - прекращение тварного движения. Иначе решить проблему обожения нельзя. Ведь, насколько мне известно, и Фома, и Скот не предполагали прекращения тварного движения, человеческого действия, в пакибытии. Отсюда у них такая настойчивость в сохранении природных человеческих действий, вплоть до утверждения воскрешения в пакибытии "черной и желтой желчи", что, вообщем-то, очень странно для греков, того же самого Максима Исповедника.
Абсолютное прекращение в акте, но сохранение в потенции, тварного движения и заменой его на Божественное движение, претерпевание обожения, когда будет "Бог все во всем" - вот такое решение проблемы обожения

Reply

alexander_konev March 16 2019, 12:12:56 UTC
Природное действие человека у Аквината не предшествует благодати и не заменяет её, сохранение природы нужно лишь как обеспечение тварного отличия человека от Творца, а также как предпосылка для благодати. Нужен адресат, чтобы дар дошёл до своего получателя. Это позиция Фомы. Это никак не принижает примата благодати и не отменяет её решающей роли.

Reply


Leave a comment

Up