Сопоставление учения об обожении у Фомы Аквинского и Григория Паламы

Mar 21, 2018 23:05

Моя бакалаврская работа, написанная 8 лет назад, была посвящена тому, как соотносятся учения об обожении у Фомы Аквинского и Григория Паламы. Даю ссылку на сайт "Эсхатос", где опубликован текст той работы.
http://esxatos.com/konev-uchenie-obojenii-fomy-palamyПод катом приведён отрывок из заключения, вкратце подытоживающий те выводы, к которым я ( Read more... )

благодать, теозис, Фома Аквинский, теология, Палама

Leave a comment

Comments 2

mikhail_bar March 21 2018, 22:34:37 UTC
Пока нет времени на полный текст, но прочел Ваши выводы.
Я согласен с Вами, что вся ситуация вокруг Паламы сильно ангажирована
требованиями антикатолической/антизападной полемики. Мне пришлось писать рецензию на книгу Брэдшоу,
так сей автор все великое падение западного мира основывает на недоступности для Запада
термина "энергия", причем даже эллины-язычники получаются более продвинутыми, чем западные христиане.

Вопрос у меня не напрямую к теме, но смежный с ней. Как Вы думаете, насколько вся эта тема "обожения" связана
с магическим сознанием, с концептом "пористого мира", в котором свободно перемещаются влияния и силы,
божественные и демонические? И что присходит при "расколдовании мира" ( в котором христиане приняли прямое участие),
когда мир опознается как лишенный магии? Как может мыслить об "обожении" христианин, чье представление о человеке
исходит из декарто-кантовского индивидуума?

Reply

alexander_konev March 21 2018, 23:41:31 UTC
Я думаю, что представление о различных онтологических уровнях встроено в природу человека. Подчинить это базовое осознание можно концепции «пористого мира», или диалектике сакрального и профанного, но свести всё миропонимание к монистической неразличимости не получится. Декарта я бы оставил для естественно-научного метода, а пытаться строить на нём антропологию... это неподъёмно просто. С Кантом разговор отдельный, я понимаю его как один из этапов построения эпистемологический модели, а не как результат.
Говоря про обожение, я разделил бы проблему на глобальный вопрос о трансценденции человека, абсолютно законный и необходимый, и на локальное техническое решение Паламы, которое представляет собой достаточно интересную теоретическую схему, но никоим образом не абсолютное sine qua non.

Reply


Leave a comment

Up
[]