Я помню, что какое-то время назад многие спорили по поводу учения Фомы Аквинского о блаженном видении, противопоставляя его учению Григория Паламы. Тезис звучал так: "учение Паламы оставляет возможность обожения, а учение Фомы его отрицает, поскольку свет, в котором человоек созерцает, оказывается тварным". Относительно этой старой темы я хотел бы
(
Read more... )
Comments 15
Странная логика... Почему в человеке не может быть нетварного света? Паламу католики часто упрекают в том,что он,якобы,выдумал "лишнего" посредника между Богом и человеком - Божественную энергию. А что делают католики? Выдумывают такого же "лишнего"посредника - тварную благодать. При этом совершенно непонятно - как можно быть обоженным через тварь?
Reply
Reply
Вот именно! Вы неверно понимаете Аквината как раз потому, что мыслите благодать как "посредника", а не как просто действие Бога. "Посредник" предстаёт сознанию "чем-то", какой-то "вещью". Сама речь о "посреднике" уже субстантивирует и овеществляет действие. Но это никакая не вещь, это просто действие. А действие не бывает тварное или нетварное. В переносном только смысле можно так сказать, но в любом случае под тварным действием тогда надо подразумевать действие тварного деятеля, а под нетварным -- соответсвенно нетварного. Тогда эффект от благодатного действия Бога внутри твари тогда будет тварным, и это достаточно логично. Ведь эффект воздействия в данном случае находится внутри того, чего когда-то не было, то есть внутри ума человека. Эффект-воздействия-на-ум уже по определению его нельзя "абстрагировать" от ума, иначе это будет уже не эффект воздействия на тварный ум. А сила благодати, действующая на ум -- да, она нетварна.
Reply
Как же так? Если сущность тварная - её действие тварное, если сущность нетварна - её действие нетварно.
+++Всё-таки, благодать, согласно Фоме, нетварна.+++
Разве Фома не говорит,что благодать это некая сверхприродная тварная форма? По-моему,все схоласты именно так рассуждают. Бог творит некие формы,которые в человеке,как в субъекте, сверхприродно действуют и т.д. и т.п.
Понимаете, у Максима Исповедника,например,совсем другая схема. Человек в пакибытии находится в совершенном покое природного движения,он претерпевает обоживание. Действует Бог,никакого тварного движения в пакибытии нет. Согласитесь,это совсем другое дело.
Reply
Все логично в этой схеме. Только непонятно, как Фома мыслил Причащение, Евхаристию. Ведь если энергия, действие это не субстанция, за счет чего происходит причастие Христу? "Вы - во Мне и Я - в вас". Если мы не можем стать причастными Христу посредством энергии, действия (эффект получается тварным, Христос по-прежнему не в нас), то надо думать, имеет место причастие Сущности Бога? О-о.
Reply
Дело в том, что Фома и Палама решали одну и ту же проблему, но концептуальный аппарат их различается. Фома обходится без понятия "нетварных энергий", используя вместо этого понятие "причастности". Вот о том, как именно он понимал эту заскочившую из мира платонизма в его аристотелевский универсум "причастность", написано уже довольно много. Я приобрёл книгу Корнелио Фабро, исследующую понятие причастности в теологии св. Фомы, но пока всё руки не доходят внимательно её проштудировать.
Reply
Reply
Reply
Пока что из этой цитаты я понял, что это "некое причастное подобие" (quaedam participata similitudo) умственного света божественному. Ну similitudo еще понятно, но в каком смысле participata?
И еще, "sigillatio divini luminis" - sigillatio это, по-моему, не "явление", а "запечатление". По-моему, по латыни немножко другой смысл в самом отрывке получается, не явление Божественного света, а его начертание (signatio), а Фома это вообще переделывает на sigillatio, т.е., если я правильно понимаю, "запечатление" Его в людях через наличие у них умственного света, подобного божественному.
Тогда получается, само наличие умственного света (являющегося подобием божественного) есть уже обожение? А у всех есть такой умственный свет или не у всех? И если не у всех, как он достигается?
Reply
Reply
Reply
Что касается связи блаженного видения с естественным светом интеллекта, то у Фомы, как я это вижу, речь идёт о том, что один и тот же механизм используется в двух разных модусах, "естественном" и сверхъестественном. Впрочем, даже "естественный модус" не является вполне естественным, поскольку речь идёт о причастности именно ко сверхъестественному. Мне очень интересна эта линия мысли, поскольку она укореняет возможность высшей святости и высшей человеческой реализации в самой априорной структуре человеческого сознания, связанной изначально с трансцендентным. То есть, увеличиваются основания для такого резюме томистской антропологии:
"человек есть существо, расположенное между природными сущими и Богом. Он изначально находится в динамике странствия к трансцендентной цели."
Reply
Leave a comment