В порядке обсуждения ранее обсуждавшейся темы,
kant_elz дал ссылку на эссе
metasilaev "Безусловный доход как безусловное насилие"*. Эссе короткое, поэтому его можно разобрать полностью, и оно интересно тем, что крайне концентрированно выражает квазирелигиозное мировоззрение лавочников**. Таким образом, подтверждается гипотеза, ранее отмеченная в любительском исследовании социальных реакций на ББД***.
Разбираем эссе "Безусловный доход как безусловное насилие", текст эссе дается курсивом (нумерация фрагментов введена мной для удобства обсуждения). Мои комментарии даны обычным шрифтом через разделитель "=". Поехали:
1). Введение пресловутого БОД (безусловного общего дохода) может обернуться такой эксплуатацией, о котором трудящиеся при поганом капитализме даже не подозревают.
= Капитализм в эпоху 1-й индустриальной революции (XVIII - XIX век) показал предельно возможный уровень эксплуатации промышленных рабочих: 90 и более часов в неделю. При таком режиме труда человек за несколько лет становится инвалидом, и затем быстро умирает, что отражено статистикой того времени****. В XXI веке в странах Восточной Азии были попытки ввести близкий уровень сверхэксплуатации: 12-часовой рабочий день (т.н. режим 9-9-6) - результат оказался столь катастрофический, что эта практика запрещена теперь даже в Китае. Так что автор эссе начал с того, что соврал ради красного словца.
2). Сначала позволю себе реплику теоретического характера. По большому счету, есть три способа побудить человека что-то делать: любовь, деньги и сила.
= Это опять вранье. Реально психика человека устроена так, что длительное безделье причиняет ему крайний дискомфорт*****. Т.е. лишь путем грубой силы можно заставить человека вообще ничего осмысленного не делать. На некоторое время можно купить безделье человека, платя ему за это значительные деньги - но опыт показывает, что лишь немногие способны выдержать такой режим более 20 дней. Лишение возможности работы или иной конструктивной деятельности в местах интернирования или лишения свободы - рассматривается международными конвенциями, как форма недопустимо-жестокого обращения с человеком.
Надо очень широко закрыть глаза, чтобы не видеть огромного объема волонтерской работы и еще большего объема работы, совершаемой за счет конструктивных хобби - и автору эссе (благодаря мировоззрению лавочника) удается этот трюк с глазами. Любуемся и идем дальше.
3). Весь левый пафос сводится к тому, что если отменить пункт 2 в основе цивилизации, то настанет блаженное царство 1. Например, талантливый человек страдает, вынужденный за малый прайс маяться копирайтером, писать разную рекламную ерунду. Уберите деньги - будет любовь. Например, он сполна сможет заняться любимым делом, например, писательством. Или посвятить себя родным или близким. Как-то так рисуется смысл БОД.
= Непонятно, что автор называет словом "любовь", однако вряд ли кто-то будет в здравом уме отрицать, что наем талантливого человека "писать разную рекламную ерунду" это социально-деструктивная практика, грубо говоря: вредительство.
4) Проблема социалистов, однако, что они плохие экономисты. В мире, где исчезли стимулы к монотонной, скучной или грязной работе, потребность в ней не исчезает. Миру по-прежнему очень требуются такие важные профессии, как кассиры, сантехники и грузчики.
= Плохой экономист тут автор эссе. Он просто не знает, как много видов "монотонной, скучной или грязной" работы или исчезло или значительно сократилось в течение НТР и инерции НТР (примерно за полвека, с 1946 по 1996 годы).
Сокращение было бы еще глубже - если бы НТР не была заторможена путем использования временно-дешевой рабочей силы, поставляемой слаборазвитыми странами. Кстати, сейчас этот рсурс дешевых рук - исчерпывается, и данная проблема возникла без всякого БОД.
Автор также не знает, какое количество бессмысленной работы (bullshit job)*** было выдумано при современном капитализме по причинам, раскрытым, в частности Дэвидом Грэбером.
Конечно, существуют (и, быть может, надолго) сегменты рынка труда, требующие "монотонной, скучной или грязной" работы. Но тут есть простой выход: больше платить. И автор далее с этим соглашается:
5) Но мы своим БОД (допустим даже, что мы каким-то чудом обеспечили его сполна из налоговых поступлений) уничтожили стимулы этих занятий. Теперь бизнесу, чтобы поставить человека красить забор, надо платить ему двойную-тройную зарплату, иначе никак.
= Во-первых: как было многократно показано***, нет никакой экономической проблемы в том, чтобы обеспечить ББД. Более того, при современных условиях в развитых странах замена всех многочисленных бюрократизированных видов велфера - простым автоматическим ББД приведет даже к снижению социальных расходов бюджета.
Во-вторых: логично платить высокую зарплату за социально-необходимые виды "монотонной, скучной или грязной" работы, а не за практически ненужную или даже вредную работу в многократно избыточных бюрократических структурах (что также показано у д-ра Грэбера).
В-третьих (забавно, но факт) Марк Твен еще в 1876 показал, что "поставить человека красить забор" по волонтерской схеме - не проблема при разумной мотивации.
6) Но это коллапс, бизнес черпает деньги бездонной ложкой только в роликах инфокоучей и писаниях Карла Маркса. Он уже и так, скорее всего, на грани банкротства (кто-то же оплачивает весь этот БОД, а кто, если не он?), а тут еще рабсила дорожает в разы.
= Большой бизнес черпал бездонной ложкой при отсутствии БОД на протяжении примерно (от внедрения Ямайской валютной системы в 1976-м и до ее фактического распада в 2021-м), этот механизм объяснил Рэй Далио*****. В результате 99% богатств сосредоточилось у 1% населения планеты. Любой разумно-мыслимый размер БОД обошелся бы обществу намного дешевле.
7) Но государство у государственников завсегда все решит. Сначала помогло людям, спасло от буржуев. Поможет оно и бизнесу. Может, сначала национализирует, но это неважно. Грузчики найдутся. Способ один: в мире победившего БОД труд станет гражданским долгом, вроде как срочная служба в армии. Может быть, не 40 часов в неделю, может меньше. Но наш копирайтер, спасенный от копирайтерства, будет мобилизован родиной (именно так, мобилизация хорошее слово), приписан к волонтерскому отряду №765а по Центральному округу, и обязан 10 часов в неделю оттрудиться дорожным рабочим. Потому что именно они сейчас нужны стране. Его мнения спросят примерно также, как сейчас спрашивают мнение призывника в военкомате. Сначала это будет 2-3 часа в день. Но поскольку плановая экономика менее эффективна, волонтерский долг быстро вырастет на привычный нам 8-часовой день. Уклонисты пойдут под моральное осуждение, потом под штрафы, потом под уголовку. «Государство тебе все бесплатно дало, а ты ему что?».
= У лавочников бывает такой сбой догматического мировоззрения: перескок со страшилок про БОД на страшилки про коммунизм. Автора эссе перескочил и не смог вернуться:
8). Возвращаясь к теории, есть только три главных способа: любовь, деньги и насилие. Но любовь капризна и не масштабируема. Человек может из любви заботиться о своих друзьях, но не общем благе. Убрав из регуляции деньги, вы остаетесь с голой силой, только и всего.
= РЕЧЬ ВООБЩЕ НЕ ШЛА О ТОМ ЧТОБЫ УБРАТЬ ДЕНЬГИ. Вот, собственно, и все.
Приехали:
...Такие дела...
-----------------------------------------
*) К вопросу о БОД
https://alex-rozoff.livejournal.com/732854.html?thread=216317878#t216317878Безусловный доход как безусловное насилие
https://metasilaev.livejournal.com/334821.html**) [НКРЯ] ЛАВОЧНИК - устар. мелкий торговец, владелец или работник торговой лавки. - перен., неодобр. жадный буржуазный обыватель.
Цитаты. ЛАВОЧНИК:
«Напишите-ка рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, певчий, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, целовании поповских рук, поклонении чужим мыслям, благодаривший за каждый кусок хлеба, много раз сеченный, ходивший по урокам без калош, дравшийся, мучивший животных, любивший обедать у богатых родственников, лицемеривший и богу и людям без всякой надобности...»
(Антон Чехов, писатель, драматург, врач - конец XIX начало XX в.)
«Создание громадной империи с единственной целью обеспечить себе рынок сбыта может с первого взгляда показаться проектом, который могла бы создать "нация лавочников". Но на самом деле, такой проект никуда бы не сгодился для нации лавочников, но был востребован той нацией, которая бы управлялась теми лавочниками». (Адам Смит, экономист и философ XVIII века, один из основателей политэкономии)
***) Тема ББД, труда, безделья, прогресса и вокруг к них в этом журнале
Меморандум Аргонова: безусловный базовый доход необходим обществу - иначе оно деградирует.
https://alex-rozoff.livejournal.com/534474.htmlМир-После-Труда: как он прорастет сквозь современную маниакально-трудовую культуру.
https://alex-rozoff.livejournal.com/588877.htmlТупичок воркизма (культа "работы" с демонизацией "безделья"): что считать работой, а что бездельем?
https://alex-rozoff.livejournal.com/593684.html?page=2Путеводитель по трудовой и экономической мифологии и реальности современного коматозного мира
https://alex-rozoff.livejournal.com/598569.htmlЗа что бывшие лавочники ненавидят будущее непохожее на прошлое? Рабочая гипотеза.
https://alex-rozoff.livejournal.com/648278.htmlДЭВИД ГРЕБЕР «О феномене бредовой работы» (фрагмент). К теме безусловного базового дохода
https://alex-rozoff.livejournal.com/677100.htmlСпоры о роботизации, безусловном доходе, труде, пирамидах и деньгах. Как мы спасали капитализм
https://alex-rozoff.livejournal.com/679299.htmlКонспект теории Bullshit Job (Дерьмовой Работы) и коматозной экономики с двумя главными графиками.
https://alex-rozoff.livejournal.com/686553.htmlКак клиповые лавочники мешают своим спасателям: посеешь хуминерализацию - пожнешь похуманизм
https://alex-rozoff.livejournal.com/686676.htmlПотребительской дизайн социального строя. Параэкономика - тень, в которой живет смысл
https://alex-rozoff.livejournal.com/694213.htmlПарантропология о которую споткнулись социализм и капитализм: похуманизм и зомбизнес
https://alex-rozoff.livejournal.com/695715.htmlАбстрактный труд, потребление и монетизация человека - траектория падения в абсурд
https://alex-rozoff.livejournal.com/703058.htmlТри футурофобии экс-лавочника: материальное изобилие, пренебрежимое старение, личная автономия
https://alex-rozoff.livejournal.com/711994.html"Непонимание слов" в дискуссиях о базовом доходе, роботизации, изобилии и пост-ценовом обществе
https://alex-rozoff.livejournal.com/714624.html****) В 1741 году войсковой капеллан Йоганн Петер Зюссмильх опубликовал первую немецкую таблицу смертности для населения Бранденбурга. Цифры поражают - средняя продолжительность жизни человека здесь на то время составляла всего лишь 22,5 года. В России в 1896-1897 годах средняя продолжительность жизни... всего лишь 32 года(!). В те же времена: Англия - 33, Белльгия - 32, Голландия - 34 года. Так где же те люди, на которых мы могли бы равняться, с которых могли бы брать пример, чтобы жить дольше? А нет их. Только в XX веке все резко изменилось.
https://moe-online.ru/nn/zapisochki/212099Первый законодательный акт об ограничении продолжительности рабочего дня в России появился в 1897 году. До этого работодатели сами устанавливали правила - и люди на заводах и фабриках работали по 14-18 часов в день.
https://journal.tinkoff.ru/stat-workday/*****) BBC Future 8 ноября 2020 Медицинские мифы. Правда ли, что люди ленивы по своей природе? (Клаудиа Хэммонд)
https://www.bbc.com/russian/vert-fut-5307751806 ноября 2019 «Мир сошел с ума от легких денег»: миллиардер Рэй Далио заявил, что капитализм больше не работает
https://www.forbes.ru/newsroom/milliardery/386831-mir-soshel-s-uma-ot-legkih-deneg-milliarder-rey-dalio-zayavil-chto18 января 2016 Богатство 1% людей превысило состояние остальных 99% жителей Земли
https://www.forbes.ru/news/310531-bogatstvo-1-lyudei-prevysilo-sostoyanie-ostalnykh-99-zhitelei-zemli