Поразительный эффект, на который уже больше дюжины читателей этого журнала обратили внимание: когда начинается обсуждение материально-постиндустриального общества, то примерно треть участников резко перестает понимать слова обыкновенного языка (будь то английский, русский, немецкий или любой их родной).
Самый яркий пример: UBI - Universal Basic Income (ББД, БОД - безусловный базовый/основной доход). Каждая дискуссия начинается с определения (в длинном варианте - такого): Безусловный базовый доход (ББД) - регулярная денежная выплата каждому жителю государства в порядке автоматизма, без каких-либо условий, встречных действий, или критериев по уровню дохода и социальному положению.
Треть участников - не понимает, сразу несколько слов из этого простого определения.
1) Без условий. Не понимают, и пишут: "Вот этому за хорошее поведение дадут БОД, а этому не дадут".
2) Без встречных действий. . Не понимают, и пишут "Вот в СССР был БОД, все ходили на работу и получали немного денег".
3) каждому жителю.. Не понимают, и пишут "Одни будут работать а другие получать БОД".
Когда речь заходит о роботизации - начинается фиеста непонимания слов.
Больше всего досталось роботам. Примерно треть респондентов уверена в одном из двух:
...Или - что роботизация невозможна, и что роботы никогда не смогут никого заменить. возражение, что роботы уже в конце XX века заменили около 30% промышленных рабочих в развитых странах (ради этого роботы и производятся) - натыкаются на стену непонимания.
...Или что роботизация - зло, потому что роботы вытеснят людей, люди не будут получать зарплату, и не смогут купить продукцию, произведенную роботами. Отсылка к базовому доходу приводит к тому витку непонимания, который разобран выше. Отсылка к пост-ценовому обществу приводит к полному потерю смыслового строя речи.
Изобилие и пост-ценовом общество это концепции, непонятные трети респондентов, примерно как питекантропу была, видимо, непонятна концепция внеземного пространства.
Эти респонденты убеждены, что все ресурсы непременно покупаются конкретным потребителем.
Вопрос о воздухе, которым они дышат - ставит их в тупик.
Вопрос об индивидуально-бесплатных городских дорогах - тем более.
Но самое ужасное для них - вопрос о бесплатном сахаре, соли, перце, салфетках и зубочистках в практически любом кафе или ресторане.
Реакция на факты такого рода выглядит как обида на мироздание, не оправдавшее надежд на упорядоченность.
Почему так - вопрос сложынй, многоплановый, социально-психологический.
...Такие дела...