Набережные Невы - естественные велотранспортные коридоры. Во многих городах-на-реках на набережных главной реки есть велодорожки (если они, конечно, вообще есть в городе). Велодорожки на набережных приятны для велосипедистов и для проектировщиков: на набережных приятные виды и немного пересечений с поперечными улицами. Правда, те пересечения, которые там все-таки есть, оказываются сложнее обычных перекрестков - ведь это пересечения с мостами.
Разорванность набережных мостами создает значительные препятствия для движения по ним, причем для движения как на велосипеде, так и пешком. набережным. Отдельные участки набережных почти не связаны друг с другом, нет возможности попасть с одной стороны моста на другую. На пересечении почти с каждым мостом приходится делать крюки, иногда весьма значительные.
Кроме того, на многих набережных нет возможности и перейти дорогу, попасть со стороны застройки на саму набережную. Сейчас, например, нет ни одного перехода на всем протяжении Выборгской набережной -- от Гренадерского моста до Ушаковского, а это почти 3 км. Там убрали даже некогда существовавший переход у Кантемировского моста.
Невозможность перейти дорогу на многих участках и большие расстояния между мостами не способствуют появлению на набережных пешеходов. Поэтому пешеходные зоны на многих набережных де-факто являются велосипедно-роллерными, так как для велосипеда и роликов эти расстояния вполне подходят. Обратите внимание, даже многие рыбаки приезжают на свои излюбленные места на велосипеде, другим способом добраться сюда было бы сложнее.
Один из самых удобных и популярных веломаршрутов в Петербурге - маршрут по правобережным набережным Невы: Октябрьской, Малоохтинской, Свердловской, Арсенальной, Пироговской, Выборгской, Ушаковской…
На этом пути есть несколько препятствий для движения на велосипеде или пешком:
мост через Охту. Тут надо либо ехать по дороге, либо носить велосипед по лестнице: дорога, естественно, поднимается на мост полого, а вот те, кто движется по тротуару, могут подняться и спуститься него только по лестницам. Изначально это проблема проектирования моста, теперь проблема, скорее, благоустройства. Но не Дирекции по организации дорожного движения;
Гренадерский мост. Об этом ниже.
Ушаковский мост. Для большинства велосипедистов, для тех, кто не готов преодолеть Ушаковскую развязку поверху, это какое-то дно. Проехать или даже перейти поперечную дорогу тут невозможно. Можно только обойти: либо в одну сторону, сделав крюк в километр и перейдя два обычных регулируемых перехода; либо в другую - тут короче, всего полкилометра, но к двум обычным наземным добавляется еще три подземных перехода.
Расскажу про Гренадерский мост.
Решение проблемы связности набережной тут представляется очевидным. И его реализация кажется вполне возможной. Поэтому мы решили поднять вопрос о “мостовых” разрывах набережных именно на примере этого моста.
Сейчас, тем кто едет по тротуару (а здесь это самый естественный и удобный вариант) набережной, чтобы пересечь дорогу по правилам, нужно сделать крюк. По сравнению с Ушаковским мостом, не очень большой, всего каких-то двести метров. Но при этом надо перейти пять дорог (по красной линии). Все переходы нерегулируемые:
Удивительно, но пользователи Strava, похоже, так и делают:
Но такое поведение для человека все же неестественно, и есть немало людей, которые предпочитают перебежать или даже переехать по короткому пути. Такой кадр когда-то даже попал в объектив Яндекс.панорам:
Мы предлагаем сделать этот вариант легальным и более безопасным, организовав на линии, показанной зеленым пунктиром, переход с вызывным светофором.
Не удивительно, что это предложение не вызвало энтузиазма со стороны ДОДД. Основным доводом против, конечно же, было то, что такой переход будет препятствовать движению машин с моста. Специалисты по организации дорожного движения вообще стараются не перекрывать съезды с мостов. Именно поэтому убрали подобный переход на Дворцовом мосту. А ведь ещё не так давно там было так:
Та же участь, говорят в ДОДД, ждет и переход на Троицком мосту.
Но вернемся к Гренадерскому мосту. Представители ДОДД не отказались от нашего предложения полностью. Но попросили собрать данные об интенсивностях движения транспорта на этом перекрестке, чтобы можно было помоделировать эффекты от организации перехода. И, по-видимому, доказать нам, что переход там сделать невозможно :)
Но волонтеров, готовых и умеющих выполнять подсчеты для транспортного моделирования, у нас не нашлось. На этом наше предложение пока и подвисло.