Вы - товар. Вы - бренд. Вы - торгуете собой. «Это рынок, детка!»

Feb 03, 2015 12:14

 
  

Недавний пост о том, как русские девушки проигрывают конкуренцию тайским проституткам, вызвал кучу споров как у меня в блоге, так и в блогах других «тысячников». Людям не нравилось, что я вообще говорю о какой-то конкуренции, что я вообще говорю о том, что мужчины сравнивают и оценивают женщин, что я описываю отношения в категориях маркетинга...

И мне стало ясно, что многие не понимают простую вещь:

Вы - товар. Вы - бренд. Вы - торгуете собой

Вся наша жизнь - это маркетинг. Ладно, не вся - но огромная её часть. Та, которая связана со словом «выбор».

Когда Вы хотите, чтобы кто-то важный для Вас выбрал именно Вас при наличии в доступе и других кандидатур - Вы занимаетесь маркетингом и торгуете собой. Хоть и не всегда за деньги.

И знаете, что? Вас постоянно будут сравнивать. Будут оценивать. И будут решать, достойны ли Вы того, чтобы выбрать Вас - и стоите ли Вы той оплаты, которую просите.

И это тот самый кошмар, который многие гонят от себя, закрывая глаза и засовывая голову под подушку. Люди хотят, чтобы их любили и ценили «ни за что», просто за сам факт их существования. Они хотят в ответ на вопрос Лесли Парриш: «А если я без всякой причины вдруг стану жестокой и нетерпимой, если начну измываться над тобой, ты будешь меня всё так же страстно любить? Если я начну с тобой драться, исчезать на недели, если буду спать со всеми подряд, напиваться и проиграю в карты все наши деньги, ты всё так же будешь передо мной благоговеть?» получать ответ: «Да! Да! Тысячу раз да!»
  • Причём чем более никчемный и бесполезный человек, тем сильнее в нём это желание. Потому что понимает, что если любить будут «за что-то», не светит ему ровным счётом ничего
И поэтому когда людям говорят, что их оценивают, сравнивают и выбирают, многие впадают в истерику с визгом: «Так быть не должно! Это отвратительно и аморально! Кто ты вообще такой, чтобы мне это говорить?!»

Так вот, я - специалист по маркетингу. Человек, посвятивший 20 лет своей жизни изучению того, как люди выбирают. И поэтому я прекрасно вижу, как работает маркетинг в повседневной жизни.

Вы хотите устроиться на работу? Поздравляю, Вы продаёте себя! Вам нужно, чтобы наниматель из всех кандидатов выбрал именно Вас, и согласился бы на Ваши зарплатные ожидания. А он будет смотреть, насколько Вы можете быть для него полезны, какую выгоду ему можете принести, насколько комфортно ему будет работать с Вами, стоите ли Вы тех денег, которые просите - а если нет, то каких стоите?
  • И если разницы между Вами и другими кандидатами наниматель не видит, то кто будет принят? Правильно - тот, кто согласится на самую низкую зарплату
Вы хотите сделать карьеру? Хотите, чтобы Вас повысили в должности? Поздравляю, Вы продаёте себя! Это практически та же ситуация, что и с устройством на работу, разница лишь в том, что Вы уже работаете в той же компании, а не приходите с улицы.

Вы хотите поступить в ВУЗ? Поздравляю, Вы продаёте себя! Приёмная комиссия сравнивает Вас с другими, чтобы решить, кого принять, а кому отказать. И если Вы ничем особым не примечательны - не лауреат конкурсов, не автор интересных работ, не гений-самородок - то принимать решение будут «по цене»: либо по сумме набраных на экзаменах баллов, либо по сумме в конверте.

Вы хотите отношений? Поздравляю, Вы продаёте себя! Каждый человек хочет найти себе наилучшую пару. Многие девушки мечтают выйти замуж за миллионера, бизнесмена, знаменитого спортсмена или политика - и едва ли Вы найдёте в мире хоть одну девушку, которая мечтала бы выйти замуж за бомжа. Многие успешные мужчины были бы счастливы завести отношения с фотомоделью, телеведущей, известной спортсменкой или актрисой театра - и едва ли хоть один миллионер в мире мечтает о романе с продавщицей из овощного киоска или с уборщицей вокзальных туалетов.

Поэтому мужчина Вы или женщина - Вас будут сравнивать с другими доступными вариантами. Смотреть, от кого больше пользы и радости. И совсем не факт, что победите именно Вы. А если Вы ничем не отличаетесь от других предложений в Вашей категории - будьте готовы к тому, что и партнёр Вам достанется... того-с... «на три звезды» максимум.
  • Причём на «турецкие три звезды»
Вы хотите вступить в спортивную команду или в закрытый клуб? Вы хотите привлечь инвестиции или подружиться с интересными людьми? Вы хотите найти бадди для дайв-сафари или соседа для совместного съёма жилья? Вы хотите, чтобы Ваш блог читали или чтобы Вашу страничку «лайкали»? Вы хотите... Это снова маркетинг. «Это рынок, детка!» Вас снова выбирают и оценивают. И могут оценить совсем не так, как Вы ожидаете.

И даже когда объектом продажи выступаете не Вы сами, а Ваши идеи - это снова маркетинг. Вы предлагаете любимой женщине провести отпуск на озёрах в Карелии, а она предпочла бы Мальдивы или шопинг в Милане (или, возможно, красноярские столбы, не суть важно) - придётся продать ей свою идею, убедить её выбрать именно Ваш вариант. Вы хотите потратить деньги на то, чтобы обновить кухню, а любимый мужчина предпочёл бы обновить автомобиль? Вам придётся заняться маркетингом идеи о новой кухне. Потому что и идеи тоже выбирают, оценивают и сравнивают.

Вы можете не соглашаться со мной. Вы можете спорить со мной - тут или у себя в блоге. Вы можете обвинять меня в цинизме, плеваться ядом и желчью или биться головой об стену.

Но это ничего не изменит. Мир устроен именно так. Люди выбирают и оценивают - и склонны выбирать лучшее из доступного. Причём обычно стараются получить побольше, а заплатить поменьше. А если не видят лучшего варианта, если все предложения для них более или менее равноценны - выбирают тупо по цене.
  • И неважно, идёт ли речь о рынке стройматериалов или о рынке ценных бумаг или о рынке труда или о брачном рынке - эти несложные законы действуют везде и всегда. Точка
Поэтому каждый из нас - товар. Каждый из нас постоянно торгует собой. Выбора у Вас нет. Вернее, выбор у Вас простой - либо 1) признать этот очевидный, в общем-то, факт, перестать с ним спорить и начать учиться продавать себя хорошо и грамотно, либо 2) постоянно проигрывать конкурентную борьбу, постоянно оказываться аутсайдером и подбирать крошки со стола тех, кто продаёт себя лучше.
  • И стоит понимать, что отказ сделать выбор - это тоже выбор. Причём выбор именно второго варианта. Попытка засунуть голову в задницу в песок и убедить себя, что «крокодилов не бывает, крокодилов не быва...»
А если Вы выбираете продавать себя грамотно и эффективно - стоит запомнить простую вещь:

Либо Вы изучаете свои сильные стороны и смотрите, в чём Вы можете быть привлекательнее «среднего по рынку» варианта. А затем акцентируете именно на этом свою рекламу и строите вокруг этого свой персональный бренд. Своё УТП, если это слово что-то Вам говорит.

Либо Вы оказываетесь «ещё одним» среди большого количества «таких же», и тогда Вас тупо выбирают по одному из трёх параметров: по цене, по доступности или по затратам времени.

Работать можно по любой из этих двух моделей - уникальное отличие или минимальная цена. Но первая модель представляется мне как маркетологу более выгодной, продуктивной и полезной для психики.
  • Говоря цинично, женщина может привлечь мужчину тем, что она живёт одна на соседней улице и можно не тратиться на такси и гостиницу - а может и тем, что с ней можно обсуждать влияние позднего Борхеса на раннего Коэльо. Но мне кажется, девушке неприятно было бы понимать, что её выбрали только потому, что до других ехать дольше?
Вот и всё, что я хотел Вам сказать сегодня. И очень надеюсь, что эта несложная мысль дойдёт хотя бы до одного из десяти читателей. И что в итоге хотя бы один из ста с этим что-то сделает, чтобы его жизнь изменилась к лучшему.

А я ложусь спать. С утра у меня запланирована поездка в зоопарк Сингапура и совместный завтрак с орангутанами.

P.S. Хотите, чтобы Ваш бизнес работал чётко, стабильно и без сбоев, как дорогие швейцарские часы? Хотите узнать, как сделать, чтобы бизнес требовал вдвое меньше Вашего времени и приносил вдвое больше денег? Приезжайте на мой VIP-тренинг «Бизнес под пальмой» - в феврале 2015 на берегу тёплого моря. Скидки заканчиваются

P.P.S. Взгляните на расписание моих ближайших семинаров

Добавить в друзья          

Психология, Маркетинг, Размышления, Личная эффективность

Previous post Next post
Up