Исчезнувшая Москва. Дорогомилово, часть 1.

Jan 31, 2011 20:25

Вот я и снова тут! Открываю новый краеведческий сезон :) Сразу, прямо таки без разгона - большущий пост про район Дорогомилово и его превращения! Снова карта с розовыми и оранжевыми домиками и пары старых и новых фотографий.
Итак, пройдёмся же по Большой Дорогомиловской улице и её окрестностям в то время, когда это был еще достаточно колоритный уголок старой Москвы и узнаем, что же стало с ним сейчас.





Вот традиционная карта, на этот раз по состоянию на 1942 год. По клику открыавется более подробная карта и большего разрешения.




Розовым выделены сохранившиеся с тех времён дома, оранжевым - снесённые. Из всех моих карт это наверное первая, где количество оранжевых настолько превосходит розовые… и это при том, что большинство сохранившихся это сталинские дома, построенные незадолго до этого момента. Представьте себе, из всей дореволюционной застройки Большой Дорогомиловской улицы и окрестностей остались - Киевский вокзал и один дом 1914 года во дворе… а ведь улица была одной из самых красивых улиц окраин старой Москвы. И, даже тут, на этой карте, в 1942 году, часть улицы уже была реконструирована. Дома 13-17 снесены, на месте них разбита площадь, выходящая к Киевскому вокзалу. И через 2 квартала, дома 39-67 тоже снесены, и на их месте в 1938-1939 годах построены два длинных новых дома, и улица расширена в 2 раза. Дальше, уже за заставой, в начале Можайского шоссе реконструирована левая его часть. Но, посмотрим ещё раз на начало Большой Дорогомиловской улицы. Дом Нефтяников у реки ещё не построен до конца, первая его очередь закончена в 1938 году, а вторая построена уже после войны, и пока на месте него ещё стоят небольшие старые домики по улице Бережки.

Ещё одна интересная особенность планировки района - по карте видно, что старые дома по Дорогомиловским улицам имеют довольно узкие фасады, но зато их дворовые строения уходят далеко в глубь, и застройка образует этакую «расчёску». Это обусловлено тем, что участки изначально были нарезаны очень узкими, и самое интересное, что все владения были шириной в квартал и выходили на соседние Малую Дорогомиловскую улицу и 1-й Брянский переулок. Планировка такого типа была довольно редка в Москве, и такие вот «расчёски» в явном виде можно было встретить лишь здесь, в Дорогомилове, и в Рогожской слободе (там, кстати, и сейчас фрагмент остался). В гораздо меньших количествах это встречалось в Тверской-ямской слободе, в Покровской (Бакунинская ул.), в Мещанской (конец проспекта Мира) и в разных других местах. Но, при реконструкции Большой Дорогомиловской улице уникальная парцелляция владений была сильно нарушена… К примеру на месте домов 38-68 сейчас стоят два дома под номерами 10 и 14, аналогично на другой стороне улицы - на месте дома 39 - дом 1, а на месте 67-го - дом 5! Просту чудеса нумерации. Так что потеря исторической застройки с учётом этой уникальной и редкой планировки становится ещё более серьёзной…

Теперь проследим развитие территории.

Вот, план 1739 года, видно, что Большая Дорогомиловская улица была уже застроена в то время, как и кварталы вдоль реки:


А планировка хорошо видна на Хотевском плане 1852 года:


Видно, что все дома на начальном участке улицы были уже каменными (светлая заливка), в середине и конце - деревянными, причем ближе к концу плотность застройки сильно снижалась и многие участки ещё оставались пустыми. На заставе, как видно, стоят две каменные кордегардии, построенные ещё в 18 веке.

Вот план нарезки участков 1903 года. Как видно, такие узкие и длинные участки возникли также между Малой Дорогомиловской и 2-й Бородинской улицами, такая длина кое-где кажется просто абсурдной.


А вот и план первой части прогулки по району. Отмечены точки и направления съёмки.


Итак, начинаем прогулку от выхода из станции метро «Киевская».

1. 1964 год. Кварталы перед Киевским вокзалом уже снесены… Но застройка дальше ещё осталась, и виден дом на углу 1-го Брянского и 2-го Дорогомиловского переулков.


2. 1971 год. Переходим дорогу, и оглядываемся назад, на всё тот же угловой дом с башенкой.

Слева виден кусок павильона станции метро «Киевская» Арбатско-Покровской линии. Через год, в 1972 году он будет снесён при строительстве эскалатора на Кольцевую линию и нового подземного вестибюля. Интересно, что был проект огромного универмага, который должен был расположиться как раз на месте этих 3-х небольших квартальчиков (см. карту). И, выход из метро хотели встроить в этот универмаг… но, проект так и не реализовался, и павильон просто снесли. А «универмаг» построили только спустя 30 лет, в виде торгового центра «Европейский»:



Проходим дальше к реке вдоль киевского вокзала и переносимся в конец 19 века. Тут стояла церковь Тихвинской Богоматери, что на Бережках, в Дорогомилове.
3.

Интересно, что церковь достояла до 1960 года, и снесена вместе с кварталом, стоящим вдоль Бережковской набережной. Но, от этого квартала ещё долго оставалось одно здание - клуб Железнодорожников имени Горбунова.

4. Вид на клуб в 1990 году. Ещё не достроена гостиница «Славянская».

Здание простояло до 1997 года. Этот клуб был одинм из четырёх последних дореволюционных домов района Дорогомилова, сохранявшихся в 1990-е годы (в пределах Камер-Коллежского вала). Сейчас остался лишь один дом. Но о нём в следующем посте.

Это же место сегодня:


Возвращаемся назад, к вокзалу, переходим 1-й Дорогомиловский переулок, и заходим во двор:
5.

Конец 1950-х годов. 3-й этажный дом слева - тот самый угловой с башенкой, который виден на 1 и 2 фотографиях.
Теперь на месте этого двора - тротуар у стен «Европейского», и сам торговый центр:



Выходим на Большую Дорогомиловскую улицу и переносимся на 20 лет вперёд, в 1978 год.
6.

Справа стоят последние старые дома по Большой Дорогомиловской улице, №16-24. Эта картинка - из энциклопедии «Москва» 1980 года. Помню, когда мне было лет 8-9, я первый раз смотрел эту энциклопедию, я увидел эту фотографию и спросил у папы «А эти старые дома на Киевской еще сохранились?» я надеялся услышать ответ «Да», приехать и посмотреть на них, но ответ был, понятное дело, отрицательным, и мне стало обидно за эти последние дома… Так мне понравились тогда и руст, и эркеры, и брандмауэры, и то, что дома стоят по красной линии улицы… вот тогда первые краеведческие чувства зарождались :) А дома снесли в 1979 году, почти за 20 лет до того, как я увидел впервые эту картинку… и с 1979 года ни осталось ни одного старого дома по Большой Дорогомиловской улице, за исключением одного строения во дворе.

А теперь - ну просто классический вид с Сити и Европейским :)



А если повернуться и посмотреть на другую сторону улицы, то картина, году этак в 1956, открылась бы такая:
7.

Слева - фронт застройки вдоль 1-й Бородинской улицы, как-раз таки этот длинный дом занимает один участок до Малой Дорогомиловской.

Этот же вид сейчас:


Дом справа построен в 1933 году, на стыке эпох конструктивизма и сталинского стиля, что отразилось на его архитектуре.

Проходим по улице ближе к Бородинскому мосту и оборачиваемся назад:
8.

1963 год. Старые кварталы по обеим сторонам улицы ещё стоят.

Сейчас:


А теперь увеличим фокусное расстояние и приглядимся к застройке улицы:
9.

Забавно, что «расчёска» - не только в плане, но и по вертикали тоже получается : ) Посмотрите-ка на левую сторону улицы - высокие дома через один чередуются с низкими. А правая сторона только начинает реконструироваться, застраивают её постепенно, от развилки с Кутузовским проспектом. Уже построен в 1962 году дом 16 (тогда нумерация была, естественно, другая). Но, до заставы вся «расчёска» с правой стороны ещё цела. По углу сталинского дома 1 (новая нумерация) видно, насколько расширили улицу в 1930-х годах, этот дом заметно отступает от старой красной линии улицы, по которой стоят дома 15-33.

И сегодня:


По правой стороне, если считать издалека, от Кутузовского, то дом 16 - 1962 года, дом 14 - 1972, дом 10 - 1977, и дом 8, который влез краем - 1979.

Буквально несколько шагов к мосту и ещё раз смотрим назад:
10.

Это 1966 год. Вот он, во всей красе - последний участок улицы, где с двух сторон ещё стоит дореволюционная застройка - 2-4 этажные дома (левая сторона - №15-33, до 1930-х годов - 19-37, правая сторона от дома 16 и далее) Хорошо видно, какой ширины была улица до реконструкции. Вот что пишет один старожил: «Я помню, как … Большая Дорогомиловская улица была шириной в два ряда и ее можно было перекинуть картофелиной». Я представил картину, как парни кидались картошкой друг в друга с разных сторон улицы :)

Переходим улицу и переносимся в самое начало ХХ века.
11.

Это был самый узкий участок улицы, потому что застроен он был самым первым. Каменные дома стояли тут уже в середине 19 века точно (см. Хотевский план). Первые доходные дома по улице уже построены - справа, 4-этажный дом №4 (Ушакова), и слева, краем влез дом 11 (Хухрикова). Дом 2 - пока ещё двухэтажный, но скоро на его месте будет построен 5-этажный доходный дом. И Дорогомиловский мост ещё старый, с железной фермой.

И вот как сейчас всё это дело выглядит. По сути улица просто перестала существовать…


Подходим ближе к мосту и оборачиваемся назад. И вот, наверное самая знаменитая старая фотография Большой Дорогомиловской улицы:
12.

Это наводнение 1908 года. И тут улица предстаёт во всей своей красе. Заметьте, что двухэтажный дом 9 (который с аркой), перестроен, сравните с предыдущей фотографией… и великолепный храм Богоявления замыкает перспективу (подробнее про храм - в следующем посте). Когда я увидел впервые эту фотографию, тоже лет 14 назад, я просто не поверил, что это Большая Дорогомиловская. Я пытался понять, откуда же сделан снимок, и как там было столько старых домов… это был шок для юного краеведа - узнать, что от этой красоты не осталось и следа…

Вот оно как сегодня. Пустыня!


И подходим уже к самому мосту, смотрим на улицу с самого её начала:
13.

То же самое наводнение. По левой стороне - дома 1-9, двухэтажные, замыкает этот ряд - четрырехэтажный дом 11 (доходный дом Хухрикова), его хорошо видно на предыдущей фотографии. Справа, на месте дома 2, построенного в начале 1910-х годов ещё стоят два двухэтажных дома.

Сейчас на этом месте мост. Вся застройка этого участка улицы снесена в 1951 году, при расширении улицы и реконструкции моста, которая была завершена в 1952 году.


И последний вид с этой стороны реки - с дома Нефтяников на площадь Киевского вокзала в конце 1950-х годов. Справа виден тот самый угловой дом с башенкой, с первых фотографий.
14.

Переходим на другую сторону реки и переносимся в 1927 год. Мост - уже новый, построенный в 1912 году.
15.

Тут видна застройка Бережковской набережной, снесенная в 1956 году. И справа - тот самый доходный дом №2, который я уже упоминал. Все снимки этого дома - к сожалению только издалека, с другой стороны реки.

И сейчас:


Напомню, что мост в 1952 году мост был реконструирован. Несущие быки и береговые строения были надстроены в высоту и ширину, а проезжая часть расширена до 42.6 м в ширину. На берегах были устроены арки шириной 26.0 метров для развязки движения по Ростовской и Бережковской набережным.

Конец 1920-х, тут хорошо видны дома 4-12 по Бережковской набережной:
16.

А вот как выглядел старый Бородинский (Дорогомиловский) мост, построенный в 1868 году.
17.

18. Кадр середины 1920-х годов. Виден всё тот же большой дом 2 в начале улицы.

И сейчас. Мост расширен, район перестроен:


Забираемся на крышу дома 1 по Ростовской набережной.
19.

Начало 1970-х годов. Хорошо видны первые два квартала Дорогомиловской «расчёски». Тут уже знакомые вам дома 19-37 (по нумерации до 1930-х годов), и угловой дом с башенкой. И справа тоже ещё торчат брандмауэры… По сути это - последний старый участок улицы, этакое «бутылочное горлышко», которое всё ещё можно было перекинуть картофелиной. Справа уже построен новый дом 14 (1972 г.)

20. Вид оттуда же в 1979 году.

Дома слева снесены, на их месте - пустырь, справа остались ещё два дома - 16 и 18. Дома 20, который был на этаж выше - 4-этажным, уже не видно, и видимо все дома за ним уже снесены. И достраивается последний дом по левой стороне улицы - дом 8.

21. Вид с этой же точки левее. Через сквер проглядывает последнее старое здание перед Киевским вокзалом - дом по 1-му Брянскому переулку.

22. Вот тут его хорошо видно, снимок 1990-х годов. Здание достояло, вроде бы, до начала 2000-х. Ни у кого, кстати нет, его фотографий с близи? Никак не могу найти…


23. Слезаем с крыши, проходим по Ростовской набережной, и оборачиваемся назад:


1934 год. Вот единственный кадр, где виден фасад дома 2 со стороны Большой Дорогомиловской. И, у самого моста стоит ещё один двухэтажный дом, между ним и домом 2 - проходит улица Бережки, которая являлась продолжением Бережковской набережной, но дома стояли по обеим её сторонам.

И вот этот же вид сейчас.


Видно, как был реконструирован мост. А 4-этажный дом 2 снесли в 1951 году…
Вот, что пишет про этот дом старожил Георгий Иванов:
«Справа за Дорогомиловским мостом стоит 4-х этажный добротный д.2/11 по Большой Дорогомиловской ул.,в котором с 1926г проживала моя семья, а чуть позже и я, до 15 апреля 1951г. К этому времени ширина моста уже не удовлетворяла пропускной способности транспорта. Движение было поочередным, односторонним, с одной трамвайной колеей. Поэтому было принято решение о расширении моста. К сожалению местных жителей и к счастью его обитателей, ВСЕ жители этого дома в течение одного дня при прямом содействии солдат и транспорта МГБ вместе с мебелью и скарбом были переселеьны в новый микрорайон "СОКОЛ", Чапаевский пер. корп.29, теперь д.12/1, а д.2/11 был снесен. Вскоре мост расширили, начали возводить гранитную набережную и одновременно строить по набережной новые дома. Кстати, при строительстве на нашем месте нового дома №4, при установке "венчальной" башенки на углу консоли дома, часть верхних угловых этажей рухнули (погибли строители!). В этом доме на первом этаже (как раз угол Бородинского моста и наб.Тараса Шевченко) находился широко известный Москвичам магазин "Филателия", где можно было купить, обменять, продать и т.д.-в общем "фарца"процветала.»

Поднимаемся на «Мухину гору» и смотрим с неё на Дорогомилово:
24.


Начало 1950-х годов. Квартал между рекой и 1-м Дорогомиловсим переулком ещё стоит, он будет снесён в 1956 году, и на месте него разобьют сквер. Видно, что пока всё Дорогомилово ещё старое, 2-4 этажное, за исключением левой стороны Большой Дорогомиловской и Можайского шоссе.

На данный момент:


Совершенно другой город. Теперь и сталинских домов уже не видно, их закрывает «Европейский».

Спускаемся с горы и проходим ещё ниже по течению реки.
25.


Середина 1930-х годов. Напротив - дом 14 по Бережковской набережной, этот квартал снесён в 1960 году. За этим домом видно обезглавленное здание Тихвинской церкви, снесённой вместе с этим кварталом. А правее торчит глава Богоявленского храма. Слева, кстати, уже знакомый вам клуб Горбунова.

Теперь это всё так:


26. И напоследок идеальный пример изменения городского ландшафта. Старая Москва - советская Москва - новая Москва. Уют - строгость - хаос.
Вид с крыши «дома Архитектора» (известен многим, как «Форабанк») на башню Киевского вокзала и Брянскую улицу.

Раз:


Конец 1930-х годов. Вся старая застройка Брянской улицы ещё цела. Видно, что она имеет более провинциальный характер, чем соседняя Большая Дорогомиловская. И «расчёска» тут менее выражена, плотность застройки всё-таки меньше. На переднем плане - дома между 1-м Брянским переулком и Киевским вокзалом. Пока это - ещё старая Москва.

Два:


Середина 1970-х годов. Брянская улица реконструирована - и это уже другой город, строгая советская Москва. А дома на переднем плане всё ещё стоят, но уже заросли деревьями, и их почти не видно.

И три:


2009 год. Это снова - совершенно другой город. Теперь никакой строгости нет и в помине. Город - это хаос, нагромождение несочетающихся архитектурных объёмов один на другой. Брянскую улицу теперь вовсе не видно, её закрывает «Евпропейский».

Вот такая трагическая история района Дорогомилово. Но это ещё не всё, продолжение следует…

Все старые фотографии взяты с сайта http://oldmos.ru/, за исключением 6-й (скан из энциклопедии "Москва", 1980 года).

И да, если у кого-нибудь есть другие старые фотографии этого района (где видно старую застройку), скажите пожалуйста!

Посты по теме:
Исчезнувшая Москва. Новослободская улица и окрестности.
Исчезнувшая Москва. Долгоруковская улица и окрестности.
Исчезнувшая Москва. Немецкая слобода и окрестности.
Исчезнувшая Москва. Большая Грузинская улица.
Исчезнувшая Москва. Прогулка по Зарядью.

карты, Большая Дорогомиловская улица, Старая Москва, архитектура, реконструкция, краеведческое, Дорогомилово, Исчезнувшая Москва

Previous post Next post
Up