Предыдущая запись.
Хоть я и стараюсь разбавлять текст ссылками на некоторые общедоступные документы, явно не лишним будет добавить отдельный список открытых источников, которые можно найти в сети, тем более, что те из них, которые отсылают к численным значениям, я непосредственно по тексту "ликбеза" не приводил. Деление на разделы - это своего рода волюнтаризм. Рядом со ссылкой я буду приводить ключевую информацию, которую можно извлечь из данного источника. К сожалению, большая часть материалов на английском.
Отказы топлива (обзоры)
-
Старый обзор МАГАТЭ (1992 год) по отказам топлива.
-
Обзор МАГАТЭ 2006 года.
-
Обзор поставщиков и результатов обращения с топливом PWR (включая ВВЭР), крайне рекомендую.
*
WANO SOER 2004-1 Внесение изменений в проект активной зоны. К сожалению, материал по ссылке на сайт Запорожской АЭС в "ликбезе" уже не доступен, поэтому скачанный документ я перезалил на файлообменник, какое-то время он будет доступен. Материал важный, поскольку показывает, чем может закончиться необдуманная модернизация топлива. Материал интересный, хотя фактология достаточно старая. И, главное, материал на русском языке.
- Материалы рабочей группы МАГАТЭ по отказам топлива и их предотвращению:
Часть 1,
Часть 2, большой объём докладов российских авторов. Там есть и мой доклад на украинском материале.
-
Эксплуатация и лицензирование смешанных активных зон PWR, технический документ МАГАТЭ, описывающий особенности, на которые стоит обращать внимание с точки зрения совместимости топлива и выполнения критериев безопасности. В общем и целом это техдок, т.е. рекомендация. Подходы отдельных стран могут немного отличаться. Если интересна именно разница в подходах, то вбейте в поисковик название семинара МАГАТЭ на эту тему: "
Fuel Assembly Design and Licensing Aspects of Mixed Cores in PWRs", там есть небезынтересные доклады отдельных стран.
-
Анализ различий в критериях безопасности топлива для ВВЭР и PWR, итоговый техдок МАГАТЭ, подготовленный по результатам многолетней работы специалистов разных стран. Небезынтересное чтение даже просто для понимания того, какие критерии существуют, не говоря уж о различии в нашем и "западном" подходах к обоснованию безопасности топлива.
ПКЯТУ: 6 опытных кассет (Lead Test Assemblies = LTA) и первая перегрузочная партия
-
Опыт 10 лет эксплуатации американского топлива на АЭС Темелин.
-
Исполнительное соглашение между правительствами США и Украины по ПКЯТУ (без ТЗ по проекту, англ., укр.).
-
Американцы (Деннис Попп, Вестингауз) рассказывает о планах по подготовке LTA для ЮУАЭС-3. Ключевой момент, помимо неизбежного выполнения требований ядерного законодательства, вот этот: "In addition to being compliant with regulatory criteria, alternative fuel designs should be compatible with resident fuel and the reactor environment (mechanical, hydraulic, nuclear design, chemistry and instrumentation)." /В дополнение к тому, что топливо альтернативной конструкции должно удовлетворять критериям регулятора, они д.б. совместимы с топливом основного поставщика и средой реактора (механическое, гидравлическое и ядерное проектирование, химия и средства измерения)/.
-
Памятная записка 2001 года о плановой встрече US NRC и ГКЯРУ. Взаимодействие регуляторов в рамках ПКЯТУ описано на стр.8. Возможно, существуют другие подобные документы, но не нашёл.
-
Сравнение расчётов по кодам Вестингауза с расчётными и экспериментальными данными для блока 3 ЗАЭС. Видно, что класс точности кодов у КАСКАДа и APA-H близок.
-
Описание подсистемы нейтронно-физических расчётов СВРК BEACON, описание "вообще", без каких-либо чисел, но это единственный открытый документ на русском языке, который мне удалось найти.
-
Описание обогреваемого стенда Вестингауза и испытаний на нём, по которым готовились зависимости для расчёта запаса до кризиса теплообмена для треугольной решётки твэлов.
-
Доклад ЦПАЗ на МНТК о подходах к обоснованию безопасности 6 опытных ТВС-W в связи с их разной гидравликой. На русском языке. Приведены основные особенности ТВС-W, в т.ч. расходы через кассеты разных поставщиков (!).
-
Методология выбора схемы загрузки и оценки для неё запаса до кризиса теплообмена. Здесь подробнее сама методика обоснования безопасности по запасу до кризиса теплообмена.
-
Результаты опытной эксплуатации 6 LTA после 3 топливных циклов.
-
Доклад Повода в Деснае. "Ни о чём", но есть схемы размещения LTA.
*
Результаты эксплуатации 6 опытных кассет после 4 топливных циклов. Схема перегрузки для LTA, отмечена эволюция конструкции от опытной сборки к ТВС-W, отмечено наличие 1 LTA с дефектом типа "газовая неплотность" на момент выгрузки после 4 лет эксплуатации.
-
Доклад ЦПАЗ и ЮУАЭС в МАГАТЭ, 2011 год. На 99% повторение предыдущего, но есть фотография LTA с задирами под дистрешёткой. Интересно, что "газящей" оказалась не кассета с задирами, а кассета, под ободами которой обнаружили малые посторонние предметы. Он же есть
вот в этом сборнике.
*
Автореферат работы Кайчао по расчёту подкритичности производства ТВС-W в Вастерасе. Единственное место, где упомянута возможная модификация ТВС-W с установленными вместо угловых твэлов циркониевыми прутками (попытка увеличить жёсткость каркаса ТВС-W, от которой отказались, поскольку необходимая жёсткость, видимо, этой мерой не достигалась.
-
Официальный обзор ПКЯТУ 2017 года, удивительно, как испаряются все упоминания о негерметичных сборках и проблемах при эксплуатации из официальных текстов.
Контракт: ТВС-W (Westinghouse Fuel Assemblies = WFA)
-
Результаты анализа безопасности для смешанных активных зон (ЦПАЗ). Полезно именно обилием чисел. Из странного, я бы отметил стабильно более высокий запас до кризиса теплообмена для ТВС-W по сравнению с ТВСА при меньшем расходе через ТВС-W.
-
Расчётный анализ ПЭЛ-эффекта для смешанных активных зон (ЦПАЗ). Сам по себе подход странный, поскольку в анализе эффекта явно участвуют только среднесмешанные температуры без анализа струйных эффектов, которые зависят от конструкции головки ТВС. Статья интересна прежде всего наличием коэффициентов гидравлического сопротивления (КГС) элементов кассет разных поставщиков, хотя и не без "лажи" (такого отличия между ТВСА и ТВС-М ОКБ ГП не отмечает). Обратите внимание на КГС дистанционирующих решёток ТВС-W. В ТВС-WR он ещё выше...
-
Результаты расчётов и эксплуатации загрузок с ТВС-W (после одного года эксплуатации).
*
Интервью коллег из ОКБ ГП, в т.ч. и по поводу альтернативного топлива.
*
2012 год, планы НАЭК по дальнейшим работам над диверсификацией поставщиков топлива. Общее описание хода диверсификации, включая проблемы, возникшие при перегрузке топлива в 2012 году, и планы на будущее.
* Фото части техсправки по причинам проблем ТВС-W.
Оригинал изначально находился здесь и
копия (пароль на архив - ab-15). Описана часть проблем (изменение размера "под ключ", заходные элементы, конструкция обода дистанционирующей решётки).
-
Результаты эксплуатации и послереакторных исследований ТВС-W на ЮУАЭС-2,3. Как мне кажется, ключевой момент здесь - результаты измерений изгиба и скручивания кассет в стенде инспекции. Сразу же отметим, что измерять эти параметры в стенде инспекции (особенно после прохождения ТВС-W через стеллаж уплотнённого хранения топлива) не слишком корректно. Хотел бы я посмотреть на результаты измерения кривизны кассет в активной зоне по методике ОКБ ГП. Естественно, американцы валят всё на "соседей-врагов", а сам "Рафик неуиноватый". Вторым ключевым моментом, с моей точки зрения, является обнаружение посторонних предметов в ТВС на ЮУАЭС-2 при визуальном осмотре, интересно, если к ТВС-WR с большим гидравлическим сопротивлением добавить ещё и антидебризный фильтр, через кассету вообще что-то протечёт?.. :0)
-
Результаты послереакторных исследований ТВС-W. Это, видимо, украинский (ЦПАЗ) источник данных для предыдущей статьи.
-
Обзор основных моментов, связанных с эксплуатацией смешанных активных зон, от ГНТЦ ЯРБ. Для интересующихся кратко описан порядок лицензирования нового топлива и регламентирующие его документы. Отмеченные экспертами регулятора проблемы относятся к топливу каждого из поставщиков. Рекомендую загрузить полный текст с сайта (кнопка справа вверху).
-
теплогидравлический анализ смешанных активных зон с ТВСА, ТВСА-12 и ТВС-WR от ГНТЦ ЯРБ, единственное место, где в явном виде указан КГС дистанционирующей решётки ТВС-WR. Если не хочется открывать документ, основные таблички я собрал
здесь.
Контракт: ТВС-WR (Robust Westinghouse Fuel Assemblies = RWFA)
*
Сообщение о расширении линии по производству топлива в Вастерасе для нужд Украины.
То же на сайте Вестингауза.
*
Изменение конструкции ТВС-W => ТВС-WR. Краткая публикация.
*
Более подробный обзор изменений конструкции ТВС-W => ТВС-WR и испытаний новой конструкции топлива. Ключевым моментом я бы назвал то, что у Украины и Вестингауза совершенно разное понимание совместимости топлива разных поставщиков в активной зоне. Американцы под совместимостью подразумевают только совместимость топлива при транспортно-технологических операциях в активной зоне. Ни о какой гидравлической и термомеханической совместимости топлива разных поставщиков в одной активной зоне речи уже не идёт.
-
Доклад американцев по оптимизации схемы перегрузки топлива. Интересным показалось то, что помими "гладких" имитаторов предлагается использовать ещё и специальную направляющую насадку на головку ТВС-WR. Представил, как её будут устанавливать, и что будет, если она свалится в межкассетное пространство... Ну и то, что приведена условная схема перегрузки и указаны предельные падения веса по системе весоизмерения перегрузочной машины - здорово и познавательно.
*
доклад ГНТЦ ЯРБ в МАГАТЭ по обращению с отработавшим топливом разных поставщиков, из него можно извлечь ряд полезной информации по конструкции центральной части ТВС-WR и применённым в ней материалам (Таблица 2) и размножающим свойствам кассет разных поставщиков максимального (для каждого из них) обогащения (рис.3).
-
проверка критериев безопасности смешанных топливных загрузок на примере аварии с заклиниванием ГЦН, выполненная ГНТЦ ЯРБ, обалденная статья (на русском языке!) сразу по нескольким причинам:
1) приведены коэффициенты гидравлического сопротивления для ТВСА и обеих модификаций американского топлива,
2) честно приведены запасы для горячего канала в разных активных зонах,
Инструмент, применённый, для анализа (RELAP-5) - это "набор отвёрток", от применения которых, в принципе, зависит конечный результат. Здесь важно, что эти данные получены в одинаковых предположениях и при одинаковых настройках. Из того, что не учтено, следует отметить, что рабочая точка ГЦН при повышении доли американского топлива в активной зоне смещается в сторону уменьшения расхода.
-
Доклад представителя Вестингауза по перспективам диверсификации для ВВЭР-1000 и ВВЭР-440. Краткое описание стадий ПКЯТУ. Сильное утверждение о герметичности всех сборок Вестингауза легко бьётся ссылкой на их же информацию, представленную в МАГАТЭ по результатам опытной эксплуатации LTA :0. Обратите внимание на карту с планами: Чехия Болгария и Украина - это ВВЭР-1000, но в явном виде указана и Словакия, а это уже ВВЭР-440 /с моей точки зрения, очень интересна фирма в Левице, участвующая в работах по европейскому контракту под 440-е/.
-
Кирст, диверсификация топливного рынка в ЕС и на Украине.
-
Обзор работ, проводимых ЦПАЗ, от Байдулина. Здесь интересен именно перечень работ в рамках проекта Евроатома NFRP 16-2015 (440-е), из ключевого, я бы отметил валидацию американского расчётного комплекса Феникс-ANC под ВВЭР-440.
-
Сообщение о планируемой загрузке 6 ТВС-WR на АЭС Темелин.
- Доклад Яна Хоглунда (Вестингауз, Вастерас) "
Программа Вестингауза развития топлива для ВВЭР".
В первой части имеет смысл посмотреть на несколько фото, относящихся к эволюции ТВС-W в ТВС-WR (WFA->RWFA). Ключевой упор сделан на механическую совместимость "базового" топлива и топлива альтернативного поставщика. Определённый интерес представляет вторая часть (описание основных отличий опытной кассеты для Темелина от ТВС-WR) и третья часть (планы по топливу ВВЭР-440 до 2020 года).
-
Обзор Томаша Влчека по попытке диверсификации поставщиков топлива для европейских ВВЭР. Текст достаточно большой (на английском). Ключевые положения примерно следующие: 1) рынок реакторов для топлива Веста сокращается, выход Веста на рынки топлива для ВВЭР для него - элемент выживания, 2) на рынке топлива для ВВЭР сейчас три игрока: ТВЭЛ, Вест и CNNC (Китай), но CNNC "закапсулирован" контрактом на поставку технологии изготовления ТВС-2М только на Тяньвань, 3) большинство реакторов "закрыты" топливными контрактами с ТВЭЛом на весь срок жизни, исходя из этого ясно, что: 3.1) украинский контракт ТВЭЛа будет оспариваться (и к этому сделаны очень серьёзые шаги в виде внесения Главного конструктора РУ и Научного руководителя РУ в украинские санкционные списки), 3.2) выбор площадки "для опытов" Вестингауза (на европейские гранты) над топливом ВВЭР-440 ограничен Ровенской АЭС (это Украина, детка...), АЭС "Моховце" и АЭС "Богунице" (потому, что контракт с ТВЭЛом у них истекает в 2021), причём АЭС "Моховце" лидирует просто из-за активности словацкого правительства в направлении диверсификации энергетических поставок, 4) вероятность того, что Вест будет бороться за поставки на Темелин-1,2 (контракт с ТВЭЛом заканчивается в 2020) превращается в уверенность - активность видна невооружённым глазом, 5) автор отмечает, что для Веста критически важным является создание сборки для эволюционных проектов ВВЭР.
- Презентация Главного технолога ОП ЮУАЭС Степана Стойкова "
Опытная эксплуатация смешанной топливной загрузки ТВСА совместно с ТВС-WR на ЮУАЭС". Предельно информативная публикация, содержащая основные нейтронно-физические и теплогидравлические характеристики топлива, информации в статье достаточно для расчётного анализа аварийных режимов в смешанных топливных загрузках. Кроме того, в статье содержится довольно подробная информация по стенду инспекции и ремонта топлива.
-
Буклет Вестингауза со сравнением украинской и темелинской модификаций ТВС-WR (только в части основных геометрических характеристик и материалов).
-
Отчёт по периодической переоценке безопасности энергоблоков № 3, 4 ОП ЗАЭС. Комплексный анализ безопасности энергоблока №4 (
его вариант на украинском). Ключевой момент - в отчёте только упоминается, что для топлива ТВС-WR имеется обоснование безопасности, прошедшее экспертизу в Регуляторе. При этом все ссылки в тексте идут на обоснования безопасности, выполненные для активных зон с ТВСА, поскольку основаны на абсолютно нелепом положении (см. стр.285) "С точки зрения использования топлива «Westinghouse», то результаты полученные для ХАЭС, использующем ТВСА являются более консервативными."
-
Подробная информация о ремонте ТВС-WR ВА3314 на блоке 3 ЮУАЭС, у меня в ЖЖ также можно найти ряд разборов официальной информации по тендерам НАЭКа, связанным с топливом альтернативного поставщика и американским стендом инспекции и ремонта топлива.
- Что день грядущий нам готовит: "
Инженерный запас в расчётах энерговыделения в активной зоне ВВЭР-1000", обратите внимание на то, что речь идёт не только о том, что инженерные коэффициенты запаса нужно подправить (естественно, в сторону уменьшения), но и о том, что ЦПАЗ уже считает варианты для топливных кампаний ВВЭР-1000 на 107% от номинала.
История. Воспоминания Георгия Николаевича Распопина "
Квалификация ядерного топлива. 20 лет пути". Воспоминания довольно сумбурные, а изложение подталкивает к тому, что на блоке 3 ЮУАЭС "россиянами была совершена диверсия по внедрению ТВСА". К сожалению, моего научного руководителя диплома и начальника департамента понесло. Подробнее см.
здесь.
Буду признателен читателям блога за предоставление ссылок на другие открытые материалы по теме.
Оглавление.