Царь Апопи слушает бегемотов (3 часть)

Dec 29, 2021 09:00


В первой части мы узнали, как несчастливая XIII династия просрала все древнеегипетские полимеры, после чего власть захватили кочевники-гиксосы. Во второй поговорили о странной сказке, которая будто бы рассказывала о восстании египтян против иноземного ига (но на самом деле нет). Настало время выяснить, как же в действительности египтянам удалось одолеть супостатов.

Камос берётся за дело

Царь Секененра, по давно устоявшейся в Египте традиции, был женат на собственной родной сестричке Яххотеп. А та была и не против, и родила братцу четверых отпрысков: двух девочек, мальчика и ещё мальчика. Всех назвали одним именем: Яхмос. Может показаться, что сказка была недалека от истины, и у Секененры действительно было не очень с фантазией; но на самом деле это была довольно обычная практика. Старший из мальчиков (по имени Яхмос) умер во младенчестве, а второй (этого звали Яхмос) выжил.

Когда Яхмосу было около 7 лет, Секененра приказал долго жить - как вы помните, недобровольно. Кто-то понаделал в царском черепе несколько новых отверстий, несовместимых с управлением государством. Может это были гиксосы, а может и заговорщики - этого мы не знаем.

Тем не менее, Яхмосу пришлось ждать целых три года, чтобы унаследовать трон отца, потому что бразды правления подхватил некто Камос - человек, чьи родственные связи с домом Секененры до сих пор до конца не ясны. Предполагается, что он был скорее братом, чем старшим сыном Секененры. Его жену звали (неожиданно) Яххотеп, и вполне возможно, что он женился на вдове своего почившего брата. Ну, и на своей сестре, получается, тоже.

Кукушка накуковала Камосу править всего три года. Первые два он пролежал на печи, набираясь сил, а на третий поднялся, умылся, высморкался и наворотил дел больше, чем его братан Секененра за тридцать лет. Подвиги его увековечены на двух стелах в Карнаке (от одной дошли только жалкие обломки, но к счастью, был найден фрагмент переписанного с неё текста на так называемой «табличке Карнарвона»).



Карта Египта времён Второго Переходного периода. Рисунок автора на основе карт (c) Google Earth.

- Так дальше жить нельзя! - заявил Камос своим придворным и советникам. С севера подпирают проклятые азиаты, с юга - не менее проклятые нубийцы, а честному египтянину ни вздохнуть, ни пукнуть! Восстанем, товарищи, и выпустим кишки буржуям иноземцам!

Вельможи, однако, сомневались.

- Да ладно тебе, царь, - морщились они. - Нормально живём, чего ты начинаешь? Всего у нас в достатке. Хлеба завались - свиней кормим! А азиаты даже позволяют пасти нашу скотину на лугах дельты! Вот если бы кто вторгался на наши земли, тогда, конечно, на штыки его… А самим лезть на рожон?..

Но царь твёрдо вознамерился показать всем соседям кузькину мать. Возможно, в качестве последнего аргумента даже постучал сандалией по столу. Придворным пришлось браться за оружие и возглавлять войска.

Как можно заключить из некоторых источников, первый удар Камос нанёс на юг, по стране нубийцев (возможно, это была даже не военная кампания, а мелкий разбойный налёт на приграничные поселения, просто так, чтобы уважали). А затем двинулся на север, перебросив войска по реке к городу Гермополю (который, видимо, стоял на южной границе владений гиксосов, поскольку источники говорят о стычках с пограничной стражей). Гермополь пал. Камос разрушил стены укреплений, ворвался внутрь, убил губернатора и захватил богатства, скот, продукты питания и даже, кажется, лично губернаторшу. Солдаты воодушевились первой победой и были готовы к новым свершениям.



«Азиат мерзопакостный»

Аварисом в тот момент всё ещё правил гиксосский царь Апопи Ааусерра, тот самый, который (если верить сказке) требовал от старшего брата Камоса, Секененры, заставить бегемотов молчать. Вероятно, теперь ему удалось расслышать из своей северной столицы топот марширующих фиванцев и бренчание их медалей, и Апопи поспешил окопаться в городе Кинополе. Там у него был опорный пункт и, видимо, какие-то укрепления. Однако почуяв, что Камос настроен решительно, Апопи совершил стратегическое отступление, теряя по дороге тапки. В хвастливой победной надписи Камос злорадствовал: «Бежишь, азиат мерзопакостный! Моё войско видит твой жалкий тыл! Хотел звать меня вассалом? Рот не порви!..» Нет, серьёзно, у него на памятной стеле примерно так и написано.

Взяв Кинополь, войска Камоса навели шороху и там. Оказалось, что в спешке гиксосы позабыли у городской пристани корабли, гружённые «данью» - драгоценными металлами, лазуритом, бирюзой, медными топорами, ладаном, оливковым маслом, жиром, мёдом и ценными породами дерева - в общем, всяческим первосортным хабаром. Возможно, это были дары, присланные Апопи вассалами из Палестины, а может, собранные с подконтрольных территорий налоги - понять сложно. Так или иначе, Камос был очень тронут подарком.

Дальше - больше. Гиксосский царь оставил на произвол судьбы не только золотишко, но и персонал своей кинопольской резиденции, включая, кажется, даже собственных наложниц. Камос самодовольно замечает, что эти несчастные женщины наблюдали за его прибытием в Кинополь с крыш и стен дворца, «словно детёныши тушканчика».

Никто не оказал воинам почти никакого сопротивления. Им даже удалось захватить колесничное войско - не победить, а просто захватить! Празднуя бескровную победу, Камос со своими солдатами порубили на дрова садик при дворце, выжрали всё вино из дворцовых погребков и изрисовали стены похабными надписями.

Ладно, про стены я придумал, но остальное - правда.

Здесь, к слову, надо заметить, что Камос, даже производя разрушения и разоряя земли, всё же считал себя освободителем, а не завоевателем. Вся его агрессия была направлена не на коренных египтян, а исключительно против гиксосов и их преданных вассалов. Насколько серьёзный ущерб понесли от его военных действий простые люди - те самые коренные египтяне - неизвестно. Впрочем, как это часто бывает и в наше время, мнением простых людей забыли поинтересоваться.



Египетское войско времён Среднего Царства.
Гробница Месехти (CG258), Асьют. XI династия. Египетский музей. Фото автора.

Нубийская кампания

Итак, Камосу удалось прорвать оборону гиксосов. Казалось бы, самое время спланировать дальнейшую наступательную операцию, тем более что были все шансы на блицкриг. Однако Камос так и не двинулся дальше Кинополя. Не очень понятно - то ли он был удовлетворён достигнутым, то ли помешало внезапное обстоятельство. Дело в том, что в это время солдатам удалось перехватить гонца, направлявшегося на юг. Гонец нёс письмо, написанное царём Апопи царю Нубии. А в письме, цитирую почти дословно, было следующее:

«Братишка, вот ты сидишь и щёлкаешь царственным хлебалом, пока этот египтянин крошит батон на моё царство! Выдвигайся и напади на него с юга, пока его войска тут, на севере! Вдвоём мы возьмём его в клещи и сделаем секир-башка, а потом поделим его земли, его хавчик и его женщин!»

Камос поблагодарил гонца за ценные сведения, дал щелбан и прогнал обратно в Аварис - чтобы рассказал своему гиксосскому царю о кинопольском разорении.

Сам же Камос с войском отправился обратно на юг, в Фивы. Вполне возможно, царь предусмотрел, что гонец мог быть и не один. А значит, идти на гиксосов было бы неблагоразумно - пока египтяне сражаются за дельту, в спину им воткнётся нубийское копьё.

Так что вторая крупная военная кампания, которую Камос предпринял, была направлена на юг. Царю удалось продвинуться до Второго порога Нила и захватить древнюю крепость Бухен, выстроенную египтянами у Второго порога 300 лет назад, еще при XII династии. Укрепив таким образом границы Египта на юге, царь, возможно, намеревался продолжить более тесное знакомство с гиксосами, но увы. Анубис срочно вызвал его на доклад.



Битва с нубийцами.
(c) Peter Bull, иллюстрация из книги Nic Fields. Soldier of the pharaoh. Middle Kingdom Egypt 2055-1650 BC.

Таким образом, именно Камос начал освободительную войну с гиксосами. Однако лавры сегодня, как правило, воздают его брату Секененре - и всё только потому, что про Секененру есть увлекательная сказка, а самого Секененру нашли с дырой в башке. Мумифицированную же тушку Камоса не сумели даже опознать при обнаружении - и попросту выкинули за ненадобностью, сочтя неинтересной!..

Казалось, что уже ни сказок о нём не расскажут, ни песен о нём не споют.

Ну, вот я спел.

Яхмос у руля

После смерти Камоса египетское царство опять оказалось без дееспособного монарха. Ни одного взрослого претендента на трон не нашлось, и его занял сын Секененры - Яхмос. Пацану к тому моменту было около десяти. На роль полководца он в таком возрасте ещё не годился. К счастью, его мать, царица Яххотеп (сестра/жена Секененры), была при нём регентом. Похоже, эта дама могла бы сама стать хорошим монархом. Она, если верить прославляющим её памятникам, «заботилась о воинах Египта; она защитила [Египет]; она вернула беглецов и собрала дезертиров; она умиротворила Верхний Египет и изгнала его мятежников» - короче говоря, выполняла в полном объёме царские задачи, к которым дитё было ещё не способно. Проверку властью она прошла успешно, и едва сын смог подхватить бразды правления, мирно уступила ему место.



А если бы Яххотеп решила захватить власть, то вместо тёмного властелина у нас могла бы быть королева, не тёмная, а прекрасная и ужасная.

Тем временем и сам гиксосский царь Апопи захворал и попросил ухи. Вместо него правителем Авариса стал некто Хамуди. Об этом гражданине известно немногое, кроме того, что он оказался последним гиксосским царём - в принципе, это всё. Даже срок его правления является предметом споров - некоторые исследователи дают ему всего год правления, другие - чуть более десятилетия (а я бы дал пожизненный, и точно не ошибся бы). Ну да и чёрт с ним, не будем о нём, тем более, что скоро (спойлер) он закончится. Можете его не запоминать.

Юный египетский царь Яхмос рос, мужал, а потом и женился - как было принято в те годы, на своей родной сестричке. Её (вы же помните, да?) тоже звали Яхмос, но чтобы как-то различать сиблингов, девочке дали второе имя - Нефертари («Прекрасная компаньонка»). Яхмос-Нефертари стала его главной женой; ещё несколько родных и сводных сестричек (некоторых тоже звали Яхмос) стали второстепенными жёнами.

Но главным достижением Яхмоса (царя, не его жён) стала не шведская семья, а его военные походы против гиксосов.

Записи об этих кампаниях сохранились в погребальных текстах двух офицеров египетской армии, которых обоих звали (угадайте, ну, угадайте?) Яхмосами.

Популярное было имечко, да. Возможно, по древнеегипетскому ТВ в те годы шёл сериал «Просто Яхмос» или что-то в этом роде, и мамаши поголовно называли отпрысков Яхмосами.

Но не отвлекаемся, у нас тут как бы война с гиксосами.

Так вот. Первый офицер, Яхмос, сын некой Абаны, был потомственным военным: он с гордостью сообщает, что его отец, Баба, сын Раинет, служил в армии ещё при царе Секененре. Яхмос попал под призыв уже при царе Яхмосе и вскоре отправился на фронт. Его назначили на судно под названием «Дикий бык», а позже перевели на корабль «Северный».

Может показаться, что Яхмос Бабаевич был военно-морским (или, скорее, военно-речным) офицером (да и в переводах его именуют «начальником гребцов» или «chief of the sailors»), но это не так. Египетское войско не разделялось на «водные» и «сухопутные» подразделения. Нил был крупнейшей и самой удобной транспортной артерией, по нему перевозили и грузы, и войска. Как только солдат поднимался на судно, он становился моряком: садился за вёсла или принимался орудовать парусом. Добравшись до места высадки, вываливался за борт и превращался опять в пехотинца.



Египетские флот и пехота.
(c) Peter Bull, иллюстрация из книги Nic Fields. Soldier of the pharaoh. Middle Kingdom Egypt 2055-1650 BC.

Воспоминания Яхмоса разительно отличаются по содержанию от стел Камоса. Если риторика Камоса вертелась вокруг изгнания гиксосов и освобождения Египта, то простодушный бравый Яхмос видит в войне прежде всего возможность урвать добрый кусок добычи:

«Я был награжден семикратно золотом перед всей страной, а также рабами и рабынями. Я был наделен огромным количеством пахотной земли. Имя героя [живёт] в содеянном им, оно не исчезнет в этой стране во веки».

Солдафон до такой степени был доволен собой, что перечислил в своих воспоминаниях не только количество отрубленных у врага рук (по ним считали статистику), но и поимённо перечисляет полученных рабов. А вот о деталях войны он рассказывает крайне скудно, и опять-таки, в основном распространяется о том, какой он молодец, а не о тактических перемещениях и боевых операциях. Однако и из этих жалких обрывков можно составить более-менее ясную картину.

Царь Яхмос, по всей видимости, довольно рано возобновил походы против супостата - по нашим меркам, ещё несовершеннолетним. Скорее всего, ему было не более 14-15 лет, когда он предпринял поход на Аварис, в котором отличился его тёзка-солдат. Молодому царю удалось продвинуться гораздо дальше, чем его дяде Камосу: на кораблях египетский спецназ миновал Мемфис (еще одну древнюю столицу Египта), проплыл мимо величественных пирамид и наконец десантировался под стенами Авариса.



План Авариса в эпоху гиксосов с раскопанными остатками строений (приблизительный). Рис. автора на основе схемы из статьи Miriam Müller. New Approaches to the Study of Households in Middle Kingdom and Second Intermediate Period Egypt / in: The World of Middle Kingdom Egypt (2000-1550 BC), Volume I, 2015, p. 241.

Аварис - цитадель гиксосов - был основательно укреплён и располагался на Пелузийском рукаве дельты Нила. Взять его с налёту не удалось: произошло несколько довольно крупных сражений в окрестностях города (солдат Яхмос упоминает по меньшей мере пять отдельных эпизодов, каждый из которых был, очевидно, отдельной битвой или стычкой, поскольку после каждого перечисляются трофеи и награды).

В конце концов Аварис тоже пал. Для закрепления успеха Яхмос продолжил наступление, пока не освободил дельту; затем он погнал отступающего врага дальше, в область Джахи, где осадил крепость Шарухен - вероятно, последнюю твердыню азиатских царей. (Джахи лежала приблизительно в тех же границах, что и современный Израиль. С севера её подпирал Ливан, а вместе с областью Амурру (совр. западная Сирия) они составляли земли, которые египтяне скопом называли Речену. Вот вам карта для удобства.)



Карта Речену. Рисунок автора на основе карт (c) Google Earth.

Яхмос (солдат), как всегда, чрезвычайно лаконичен: «И осаждали Шарухен в течение 3 лет. И его величество овладел им. И я захватил там добычу: двух женщин и одну руку. И дали мне золото [за] доблесть. И вот, отдали [их] мне в рабы».

Второй офицер, Яхмос-Пеннехеб, тоже участвовал в боевых действиях. Он высказывается ещё короче:

«Я последовал за царём Неб-Пехти-Ра (Яхмосом). Я захватил для него в Джахи пленника и руку».

Собственно, эти слова подводят черту под историей гиксосского правления в Египте.

Гиксосы - всё

Яхмос (царь) правил около 25 лет. Он провёл ещё несколько успешных кампаний против нубийцев и подавил несколько мятежей на границах; возможно, был и ещё один (или не один) поход в Палестину. Однако, если не считать этих эпизодов, страна получила наконец долгожданный мир под властью одного сильного монарха.

Победы Яхмоса были столь значительны, что древнеегипетские историки считали его основателем новой династии - Восемнадцатой (несмотря даже на то, что царский род XVII династии не прерывался), а с начала его правления отсчитывается новая эра истории Египта. Яхмос I стал первым царём Нового царства.



Фараон Яхмос рубит в капустку гиксоса. Ритуальный топорик, погребение царицы Яххотеп II.

XVIII династия пришла к власти примерно в 1569 году, и сойдет со сцены лишь 250 лет спустя. Среди потомков Яхмоса будут Тутмос III - великий завоеватель, царица Хатшепсут, объявившая себя мужчиной и царём, религиозный реформатор Эхнатон и его прекрасная жена Нефертити, юный фараон Тутанхамон…

Тем не менее, демонизировать гиксосов не будем. Столетний период их владычества вовсе не был кромешным адом для населения дельты, как бы ни плевались ядом египтяне. Зря они подрисовывали гиксосам усы в учебниках и писали на их монументах слова из трёх иероглифов! Нам-то с вами виднее, что было и кое-что хорошее.

Для начала, египтяне, получив по щам с неожиданной стороны, от презираемого ими народа, раз и навсегда избавились от ложных ощущений безопасности и собственного превосходства. Что может быть полезнее, чем помочь потерявшему берега мажору осознать своё место в международном социуме?..

К тому же, вступив в более тесное, чем им хотелось, взаимодействие с азиатами, египтяне приобщились к современным веяниям в тактике ведения войны и вооружениям. Раньше даже считалось, что именно гиксосы привезли в Египет лошадей и боевые колесницы. Сейчас это мнение уже не котируется (доказано, что коняги были известны уже несколько раньше), но тем не менее, именно Камос первым из египтян упоминает конные боевые тачанки колесницы. Кроме того, египтяне, вероятно, переняли от азиатов составной лук, бронзовые топоры и мечи нового типа.

Хапнули египтяне свежака и в культурном плане - религии, искусстве, философии, а также в технологиях. При всей своей заносчивости и спеси, египтяне были чудовищно консервативны и не любили перемен. Гиксосы показали им такие нанотехнологии, как продвинутый ткацкий станок, ножные кузнечные мехи, новый тип бритвы и колодезный журавель (шадуф). Да! Египтяне построили голыми руками пирамиды, но не додумались до журавеля!



Садовник поливает сад с помощью журавеля-шадуфа.
Удобно тебе, египтянин?.. Удобно?!.. Скажи «спасибо» гиксосам!

Гробница Апи, Фивы. Прорисовка из книги: Norman de Garis Davies. Two Ramesside tombs at Thebes. New York, 1927 plate XXIX.

Азиаты принесли в Египет новые, неведомые прежде музыкальные инструменты - струнные, духовые и ударные (лютню, гобой и бубен). С ними, несомненно, пришло и новое звучание в египетскую музыку.

Да и сами гиксосы не были дикими и невежественными троглодитами. Азиатские цари быстро переняли и египетскую модель управления страной, и образ жизни, и даже религиозные представления. (Хоть они и избрали покровителем Авариса бога Сета, но это был всё же египетский бог!) Царь Апопи, кажется, даже покровительствовал наукам - во всяком случае, в его правление развивалась математика (это подтверждается находкой математического папируса Ринда).

Тремя столетиями позже, во времена XIX и XX династий, египетские цари переосмыслят значение гиксосов для Родины. Эти цари (по имени основателя династий, Рамсеса I, они получили общее имя Рамессиды) происходили, видимо, из дельты, и тоже почитали Сета. Рамсес II даже перенёс столицу в город Пер-Рамсес, выстроенный в непосредственной близости от пришедшего в упадок Авариса. В эпоху Рамессидов гиксосов начали считать до некоторой степени предшественниками новых царей, и уже не называли «мерзопакостными азиатами». Их легитимность как правителей Египта была признана. Именно в это время появилась, видимо, сказка про царей Апопи и Секененру: хотя в ней Апопи всё ещё антагонист, но его титулатура в сказке подтверждает не только легитимность его правления, но и ставит его «выше по званию», чем Секененра!..



Египетское войско. Колесницы и пехота.
Гробница Иурхи, Саккара. XIX династия. Египетский музей. Фото автора.

Куда уехал цирк?

А что же стало с гиксосами после ухода из Египта? Не всех же их перебили подчистую?..

Вероятно, не всех. Но увы, определённых сведений об их дальнейшей судьбе нет. Есть только мифы и легенды.

Иосиф Флавий, например, считал, что гиксосы были предками древних евреев. Подтверждение этому он находил в трудах Манефона (правда, сам Манефон ничего подобного не писал, но когда это останавливало пытливых искателей Истины?..) Флавий сообщал, что в Аварисе проживало целых 240 тысяч человек (причём, возможно, он имеет в виду только воинов, и не считает ни женщин, ни детей, ни стариков!) По договору с царём Яхмосом эти граждане, будто бы, мирно собрали чемоданы и удалились в Палестину, где взяли и построили (а почему бы и нет?) город Иерусалим.

Флавий не имел перед собой тех документов, которые есть у современных египтологов, и ему простительна эта ошибка. Конечно же, Аварис не мог бы вместить столь огромную армию (или даже просто иметь такую популяцию) - хотя бы потому, что во всём Египте тогда жило немногим более миллиона человек, и невозможно представить, чтобы четверть населения страны просто встала и ушла. К тому же сообщения Яхмосов (боевых офицеров) исключают возможность мирных договоров.

Иерусалим к тому времени тоже существовал уже несколько веков, хоть и не достиг ещё пика своей славы.

Однако, в чём Флавий прав - так это в том, что среди разношёрстных персонажей, наводнивших дельту Нила во Второй Переходный период, почти наверняка были и предки евреев. Можно даже предположить, что смутные воспоминания об этих славных деньках могли сохраниться в их памяти, превратившись со временем в библейские мифы про Иосифа, египетский плен и Исход… Но тут я и сам уже выхожу на тонкий лёд фантазий и домыслов.



«Маска Агамемнона». Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Фото автора.

Ещё одна (тоже мифическая) история пришла к нам из Древней Греции. Греки классической эпохи полагали, что легендарный царь Данай пришел в Арголиду из Египта - и стал предком данайцев (то есть, в первом приближении, древних греков вообще). От него производили героев Персея и Геракла.

Миф рассказывает, что Данай, убоявшись сыновей своего брата Эгипта, бежал из Ливии на Родос, а оттуда - в Аргос, где и стал царём.

Персонаж этот, конечно, полностью мифологический. Однако некоторые учёные полагают, что образ Даная мог быть навеян грекам смутной коллективной памятью о каких-то реальных событиях прошлого. Невозможно подтвердить такую гипотезу, но есть вероятность, что изгнанные из Египта и Ханаана гиксосские правители, помыкавшись по свету, осели в Греции, принеся местным жителям - на тот момент ещё не слишком цивилизованным - кое-какие технические и военные новшества, вроде колесниц и резных погребальных плит. Из Микенских шахтовых гробниц, принадлежащих этому периоду, происходит найденная Шлиманом «маска Агамемнона», подозрительно напоминающая египетские золотые погребальные маски… Уж не потомок ли какого-нибудь царя-гиксоса изготовил её для себя?..

Ау, гиксосы!.. Вы где?.. Куда ушли?..

Чёрт знает.

Молчат.



Друзья, этот блог как никогда прежде нуждается в вашей поддержке! Я благодарен всем, кто помогает мне оставаться на плаву и поддерживает меня рублём. Спасибо вам!

Также у меня есть Телеграм-канал «Слон в колесе», в котором я публикую как свежие тексты, так и старые.

Царь Апопи слушает бегемотов

- Часть 1

- Часть 2

- Часть 3

Проза, История перед сном

Previous post Next post
Up