Царь Апопи слушает бегемотов

Dec 27, 2021 09:00

Всем привет, друзья! У нас снова глубокое погружение в историю Древнего Египта - на этот раз во времена Второго Переходного периода. Текст большой, в одну запись не войдёт. Будет целых три части. Не переключайтесь!

Середина II тысячелетия до нашей эры.

Египетское Среднее Царство приближается к своему финишу. Страна скатывается в разруху и уныние.



(с) J.-C. Golvin. Пирамида Сенусерта I (XII династия).

Среднее Царство было удачной эпохой в жизни страны. Могучие Одиннадцатая и Двенадцатая династии, управлявшие из своей столицы Ититауи (неподалеку от Лишта), почти на три века вернули Египту величие и порядок, вновь объединили раздробленную страну от дельты Нила до Второго порога, и даже начали было, впервые со времён древних царей Гизы, строить пирамиды - правда, с трубой пониже и дымом пожиже. Казалось, царство поднялось с колен и даже заставило окрестные народы немножечко склонить головы и чуточку покориться. Но в этот момент на трон вскарабкались, вереща и подпрыгивая, цари Тринадцатой династии - и история Египта снова решительно свернула на рельсы Трансректальной магистрали.



Как азиаты в Египет понаехали

Поначалу отлаженная государственная машина не замечала веток, сунутых Тринадцатыми в колеса, и продолжала работать. Однако поколение за поколением бездари у власти делали свое дело. Едва ли не меньше, чем за столетие, им удалось снова порвать единое государство на отдельные территории. Ни один из этих царьков не сумел усидеть на престоле дольше нескольких лет. Почти заглохли работы по добыче камня и металлов. Ни о каких серьезных государственных проектах и речи не шло. Очередного египетского царя заботило лишь одно: сумеет ли он продержаться у корыта дольше предшественника, и не закончится ли его правление новым переворотом. Многие из них, вероятно, захватили власть насильственным путем, и так же с нею и расстались. Под конец царские персоны сменяли друг друга с такой частотой, что подданные не успевали запомнить их имена, а вскоре прекратили и считать - потому что пальцев не хватало уже не только на руках, но и на ногах. Даже пирамиды этого периода начали строить из грязи и веточек - на что-то более масштабное банально не хватало ресурсов, да и эти кизячные монументы в большинстве своём не были закончены.

Цари предыдущих династий крепко держали Синайский полуостров - единственный сухопутный проход из Азии в Египет - в своих руках, не позволяя всяким нежелательным элементам шататься туда и сюда. Но Тринадцатая династия ослабила контроль, и в плодородные земли дельты Нила начали осторожно просачиваться азиаты.

Синай и Палестина были в те годы населены скотоводами-бедуинами, заинтересованными в удобных пастбищах. Горные склоны Синая были вполне пригодны для того, чтобы пасти на них барашка, но ещё лучше для этого подходили роскошные зеленые поля и влажные луга Нильской дельты. Бедуины приходили, восхищённо цокали языками, произносили на бедуинском: «Вах!» и выпускали свои стада на поля египтян.



Процессия Ааму (бедуинов) из гробницы Хнумхотепа II в Бени-Хасан, время XII династии. Прорисовка с сайта Madain Project.

Правители прошлого, наученные горьким опытом, поучали потомков, и каждое поколение писцов с детства знало строки: «Подл азиат, плохо место, в котором он живет - бедно оно водой, трудно проходимо из-за множества деревьев, дороги тяжелы из-за гор. Не сидит азиат на одном месте, ноги его бродят из нужды. Он сражается со времен Гора, но не побеждает, и сам он не бывает побеждён. Не объявляет он дня битвы, подобно грабителю…»

Казалось бы, прямым текстом было сказано: братцы, держите ухо востро, эти бедуины - те еще крендели. Но даже самые образованные из египтян были исполнены такого презрения к азиатам и такой уверенности в своей ослепительности, что не видели дальше собственного носа.

Тем временем персонажи без национальности невозбранно проникали и в более высокие слои общества. В дельте оседали азиатские торговцы, ремесленники и прочие гастарбайтеры. Умный и дальновидный переселенец мог рассчитывать даже попасть на государственную службу - например, контролировать других иммигрантов, присматривать за иностранной рабочей силой, следить, чтобы азиатские купцы исправно выплачивали налоги в казну, ну или просто орать на бригаду штукатуров: «Эшельме-бешельме, шайтанама!» Такие чиновники-азиаты в совершенстве знали семитскую феню, умели найти подход к соотечественникам, имели огромную мотивацию и не нуждались в KPI, а главное - были готовы вообще иметь дело с презренными азиатами, на которых египтяне смотрели как на просроченный сюрстрёмминг.

Выбравшись в люди, вчерашние овцеводы моментально богатели и строили себе роскошные резиденции и гробницы по египетскому образцу. У некоторых были даже монументальные статуи, изображавшие их в национальной одежде.





Сохранившаяся голова статуи этого периода и её современная реконструкция. Статуя разбита и лицо уничтожено намеренно ещё в древности. Интересно отметить модельную стрижку под «грибок» и цветные одежды (на задней стороне плеча статуи всё ещё сохранилась оригинальная краска!)
Изображение с сайта Madain Project.

Через некоторое время оказалось, что контроль над товарными потоками, морской и сухопутной логистикой и даже отчасти армией в значительной степени принадлежит азиатам. Простые египтяне, не очень хорошо умевшие в геополитику, винили во всём правительство, атлантов, зловредное влияние планет и чипы в вакцинах - но только не собственную пассивность.

Ослабление власти египетских царей и укрепление азиатов привело к неизбежному. Отдельные территории в дельте начали отпочковываться, и, как грибочки, повылезали там и сям маленькие государства. Около 1700 года до н.э. некий Нехеси с погонялом «Нубиец» обнаружил, что в городке Аварис нет, представьте себе, никого в очереди в цари.

- Так я первым буду! - обрадовался Нубиец и захватил власть в Аварисе.



Это не Аварис, а Пер-Рамсес, выстроенный тремя столетиями позже примерно в том же месте. Но вид, должно быть, весьма похож.
(с) J.-C. Golvin.

Кстати, запомните этот городок - ему предстояло большое будущее! Аварис был удачно расположен на Пелузийском рукаве Нила, тогда еще судоходном, и контролировал как водные, так и сухопутные торговые пути. Через него проходил в Египет весь азиатский импорт, а в обратную сторону шли золото и товары. Нубиец-Нехеси объявил регион Авариса своим собственным царством, с престолом и царицами, и установил там поклонение божеству - помеси египетского Сета и палестинского Ваал-Цефона. Этот царь считается одним из первых в Четырнадцатой династии - правившей в дельте одновременно с Тринадцатой. Правда, наслаждаться простыми фараонскими радостями Нубийцу пришлось недолго - он не усидел на троне и года. Царей Четырнадцатой династии насчитывают, по разным спискам, от 56 до 76 человек. При самом благоприятном раскладе в среднем на рыло приходится по нескольку месяцев - это если предположить, что они правили один за другим. Однако возможно, что дельта в этот период развалилась на множество отдельных мини-царств, в каждом из которых сидел свой наноцарёк, повелевавший горсткой подданных и стадом коров.

Фараоны Тринадцатой династии продолжали щёлкать царственными хлебалами и ответных мер не предпринимали. Ну, и собственно, дождались.

Откуда есть пошла земля гиксосская

Примерно в 1665 г. до н.э. наступил закономерный финал. Бедуинские цари Синая, почуяв безнаказанность, вломились на территорию Египта и захватили дельту, положив предел этой чехарде на престолах. С этого момента времена Среднего Царства закончились и начался Второй Переходный период.

У Манефона (в изложении Иосифа Флавия) вторжение описано так:

«…неожиданно с Востока захватчики из неведомого народа вторглись, уверенные в победе над нашими землями. Превосходящими силами они легко захватили их, не нанеся (ни одного) удара; одолев правителей страны, они затем безжалостно сожгли наши города, сровняли с землей храмы богов и жестоко обошлись с местным населением, убивая одних и обращая в рабство жен и детей других…»



Примерно так, по представлениям египтян, должны были выглядеть правильные, добропорядочные представители восточных стран. Коленопреколонённые и с подарками.
Сирийцы с подношениями. Фивы, гробница Себекхотепа (no. 63). XVIII династия. Прорисовка (c) Nina M. Davies / Ancient Egyptian paintings. Volume I.

Иностранных царей (не только бедуинов-интервентов, а вообще всех оптом) египтяне называли «хекау-хасут», то есть «чужеземные правители», и до нас этот термин дошел в виде «гиксосы» (с ударением на «о»). Постепенно, однако, египтяне начали подразумевать под этим термином непосредственно иностранных повелителей Египта во Втором Переходном периоде (а не всех подряд), а ещё позже, уже в наши дни, словом «гиксосы» часто стали называть и те народы, которые заполонили дельту. Ученые всё ещё не сошлись во мнении, какие сорта бедуинов входили в их число. По их именам понятно, что это были представители семитских племен (что неудивительно, учитывая, откуда они понаехали). Ещё Иосиф Флавий, пытаясь доказать древность еврейского народа, ставил между гиксосами и евреями знак равенства; но сегодня считается, что это таки грешно и ненаучно.

Гиксосы подмяли дельту Нила и часть долины вплоть до Гермополя. Аварис они расширили и превратили в свою столицу. Египтяне окончательно попали в военную и экономическую зависимость от азиатов - небывалое дело, невиданная трагедия! Цари Тринадцатой династии, несомненно, сгорели бы от стыда за своё геополитическое фиаско, если бы гиксосы предусмотрительно не завершили своим вторжением историю Тринадцатой династии. Столица Среднего царства, Ититауи, утратила свой статус.

Здесь на сцену выходит древняя религиозная столица Египта - Фивы. Расположенные далеко на юге, Фивы стали резиденцией новых египетских правителей, однако подвластная им территория сократилась весьма существенно. Теперь в их распоряжении была лишь часть Верхнего Египта от острова Элефантина на юге до Кус на севере (неподалёку от Гермополя). Впрочем, и на этих землях правителями они были лишь по милости своих северных соседей, ибо стали их вассалами, а значит, ради сохранения своей власти были вынуждены признавать главенство гиксосов, приседать и делать «ку» два раза.

Хуже того: Египет потерял ещё и земли к югу от острова Элефантина. Эта часть Нильской долины прежде находилась под защитой мощной крепости Бухен, построенной у Второго порога Нила. Крепость построили при XII династии для защиты от южан-нубийцев. Но стоило фараонам убрать колено ослабить хватку, как в нубийской глубинке вспыхнуло движение BLM и местные активисты захватили Бухен, выбили все витрины и сделали крепость столицей земли Куш (так в то время назывались нубийские земли). А затем отжали и всю северную Нубию вплоть до Первого порога.



(с) J.-C. Golvin. Крепость Бухен

Сказка про Апопи и Секененру

Но время шло. Спустя 60 лет после вторжения в Аварисе, в дельте, сел на трон гиксосский правитель Ааусерра Апопи. На юге, в Фивах, египетский престол занял царь Секененра Таа II. Опять наступал переломный момент египетской истории: открытая борьба между коренными египтянами и гиксосами вот-вот начнётся…

Существует едва ли не единственный литературный памятник, который рассказывает о том, как началось это противостояние. Как ни странно, это детская сказка.

Вот о чём она рассказывает.

Царь Секененра был человеком благочестивым и поклонялся Амону-Ра. Хоть и был он вассалом своего северного соседа, и вынужден был постоянно платить огромную дань и отправлять тому подарки, но не роптал, а только молился, крестился и слушал радио «Ра-донеж».

Апопи же, поклонявшийся злокозненному богу Сету, по натуре своей был пряником мутным и аморальным. Давно уже он размышлял - как бы ему побольнее унизить своего вассала-египтянина.

- Хочется, знаете, написать ему какую-нибудь гадость! - говаривал он. - Чтобы прямо обидно было до глубины души!

Сам он, правда, ничего такого придумать не мог, потому что ума был небольшого. Поэтому созвал он совет, на который пригласил всех своих придворных советников и генералов. Те нахмурили брови, наморщили лбы, но, поскольку тоже были все сплошь дураками, ничего не надумали.

- А ты, царь, спроси у учёных писцов! - посоветовал кто-то. - Чай, образованные люди! Вот и пусть думают!

Царь призвал писцов, среди которых, и правда, были люди толковые и грамотные, и поставил им государственную задачу. Те живо накропали письмо египетскими письменами и прочитали вслух Апопи. Тот гаденько захихикал и приказал немедленно отправить гонца к египетскому царю.

- Посмотрим, как он теперь попляшет! - сказал царь. - Если не сумеет он сделать то, что тут написано - пусть тогда признает, что нет более великого бога, чем Сет, и поклоняется только ему!

- А если сумеет? - резонно уточнил гонец. - Тогда ты, царь, начнешь поклоняться Амону-Ра?

Апопи махнул рукой.

- Ну, такому не бывать! Но ладно уж - если справится, то я склонюсь перед Амоном-Ра!

Благочестивый египетский царь Секененра принял посланца с дорогой душой: приказал подать самые сочные беляши и самый роскошный шашлык, поставить на стол лучшее вино из погребка.

- С чем пожаловали? - спросил он.

Однако, прочитав письмо, Секененра побледнел и стал задумчив.

На папирусе было написано:

«Царь Апопи имеет тебе сказать следующее. Есть вокруг Фив оросительные каналы и водоёмы, а в них сидят бегемоты, и рёвом своим не дают они мне спать ни ночью, ни днём. Разгони их, чтобы мог я спокойно вздремнуть!»



«Кто орал ночью?.. Я не орал!»
Гиппопотам Уильям, маскот музея Метрополитен (Нью-Йорк).
Фаянсовая статуэтка, XII династия, гробница B3 (Мейр, Асьют). The Metropolitan Museum of Art, New York.

Издевательство, а не письмо, клянусь честное слово!..

- А не охрене… - начал было Секененра, но, вспомнив о своём статусе вассала, мудро закончил фразу: - …ненная ли идея, а?.. Ступай, гонец, и передай царю Апопи, что мы непременно займёмся бегемотами. Вот прямо сейчас, после ужина, и приступим, только финики доедим.

Посланник взял с блюда последний беляш и удалился, а Секененра принялся думать. Думать ему было трудно, потому что Секененра хоть и был царем благочестивым, но тоже не семи пядей во лбу. Он призвал своих придворных, военачальников и мудрецов, но и они все, услышав о требованиях Апопи, раскрыли варежки, не зная, что ответить. Целый месяц морщили они свои умные головы, но так ничего и не надумали.

Тем временем гонец достиг Авариса и передал Апопи слова Секененры. Апопи захихикал, потер ладошки и вручил гонцу новый конверт с папирусом.

- Разгонит, сказал? Ну-ну!

Гонец снова помчался в Фивы и вскоре снова появился на пороге дворца царя Секененры.

- Да какого!.. - закричал было Секененра, но, справившись с первым порывом, сумел закончить: - …какого бога мне благодарить за такую радость?! Опять ты? Я ведь, вроде, обещал, что расшугаю бегемотов - и, кстати, расшугал!

Секененра бессовестно врал, но рассчитывал, что проверять его слова никто не станет.

- Да-да, царь Апопи в курсе, - согласился гонец. - Только теперь те бегемоты перебрались в Нил, и они плещутся и шумят, и царь Апопи не может уснуть из-за этого шума…

Вот тут терпение Секененры наконец лопнуло.

- Да он точно охренел! - сказал царь. - Ну всё, пусть готовится к войне!..

И действительно, немедленно собрал своё войско и отправился на север, к столице гиксосов.

Гонец же, вернувшийся к Апопи, сообщил своему господину неприятные новости. Обиделся, понимаешь!.. Раскричался, армию собрал - истеричка, а не царь!.. Апопи тотчас мобилизовался и выступил навстречу Секененре.

Битва была долгой и кровопролитной. Ни одна сторона не могла одержать победу. Но вот нескольким воинам-гиксосам удалось прорваться сквозь строй противника и подобраться к самому египетскому царю. Набросившись на него, они скинули его с колесницы и изрубили боевыми топорами.

Увидев это, египтяне воспылали праведным гневом, осатанели и удвоили свой натиск. Гиксосы, увидев такой оборот событий, дрогнули и побежали. И хоть египтянам не удалось разбить их окончательно, однако же поле боя осталось за ними, и дани гиксосскому царю они больше не платили. Власть гиксосов в Египте пошатнулась, и теперь уже недалёк был тот час, когда потомок Секененры, царь Яхмос, изгонит их окончательно…



«Упс. Сорян, не буду больше орать. Не думал, что дойдёт до такого…»

Так заканчивается сказка о двух царях и о том, как началась освободительная борьба египетского народа против гиксосских захватчиков.

Самое замечательное в сказке то, что добрую половину этой истории сами египтяне никогда не знали. Её присочинили уже в XX веке, и в следующий раз мы разберёмся, как так получилось.

( Читать продолжение)

Друзья, этот блог как никогда прежде нуждается в вашей поддержке! Я благодарен всем, кто помогает мне оставаться на плаву и поддерживает меня рублём. Спасибо вам!

Также у меня есть Телеграм-канал «Слон в колесе», в котором я публикую как свежие тексты, так и старые.

Царь Апопи слушает бегемотов

- Часть 1

- Часть 2

- Часть 3

Проза, История перед сном

Previous post Next post
Up