Прошлый пост был о том, как гиксосы захватили власть в Древнем Египте, и о сказке про царя Секененру и царя Апопи с большими ушами, который за 700 километров слышал, как орут бегемоты. Теперь поговорим о том, что с этой сказкой не так. А потом разберёмся, что же происходило на самом деле.
Египетский школотрон делает вклад в историю
Текст сказки сохранился в единственном экземпляре, и, увы, это всего лишь школьный папирус - остатки «тетрадки», на которой египетский оболтус малевал свои каракули. Школотрон-хотеп жил в эпоху XX или XXI династии - спустя примерно 400 лет после гиксосского правления. Магнум опус антикварного двоечника сегодня называется «папирус Салье I» и хранится в Британском музее.
Папирус Салье.
Фивы, XX-XXI династия. Британский музей.
Среди прочих упражнений по чистописанию учёные обнаружили и начальный кусок сказки про Апопи и Секененра. Обрывается он ровно на том месте, где Апопи отправляет свое второе послание. Ни реакции Секененры на это послание, ни, тем более, войны с проклятым гиксосским мордором там нет и в помине. Хуже того, этот папирус - вообще единственный источник, по которому известна сказка, поэтому её середина и конец так и остаются неизвестными.
Почему юный охламон бросил переписывать сказку, тоже неясно. Дальше в папирусе идут другие школьные записи - в частности, диктант на тему «Учиться в вузе хорошо, а служить в армии не очень» (тема, актуальная и сегодня), а также, внезапно, «Инструкция по поставкам крупного рогатого скота и сельскохозяйственной продукции». Остается только надеяться, что однажды египтологи отыщут ещё какой-нибудь папирус, на котором будет присутствовать недостающий кусок сказки.
Но откуда же современные учёные взяли финал сказки? Получается, его тупо выдумали из головы?..
Выдумали, да. Но не тупо.
Чтобы с этим разобраться, надо познакомиться с фараонами, о которых идёт речь в сказке.
Фараоны сказочные и не сказочные
Для начала разберёмся с династической путаницей.
Как вы помните, сначала на престол ещё пока единого Египта сели цари XIII династии. Потом в дельте Нила возникли отдельные царства, где рулили фараоны-однодневки Четырнадцатой династии (начиная с Нехеси-Нубийца). Они правили некоторое время параллельно, а затем вторгшиеся гиксосы закрыли вопрос с Тринадцатой и Четырнадцатой династиями и основали сразу две собственных, с порядковыми номерами XV и XVI. Нафига сразу две, спросите вы? Ну… Надо было.
В Дельте правили так называемые «великие гиксосы», Пятнадцатая династия. Под их владычество попала также часть долины вплоть до Гелиополя.
Земли южнее Абидоса принадлежали фиванским монархам, которых причисляют к XVII династии, и которые приняли эстафету от царей XIII династии. Они были вассалами великих гиксосов, но, судя по именам, оставались чистопородными египтянами. Вот как получилось, что Апопи из Пятнадцатой династии правил одновременно с Секененрой Таа из Семнадцатой.
Между царством фиванцев и царством гиксосов воткнулось ещё одно условно независимое государство, которым правила так называемая Абидосская династия. У этой династии нет собственного номера, и о её существовании вообще заговорили только в конце XX века. Продержались эти товарищи недолго, всего лишь около 50 лет, а потом их земли перешли под власть Фив, а всю династию забыли к чёртовой бабушке. Вы тоже можете их не запоминать, они не нужны.
Наконец, земли к северо-востоку от Дельты, в Синае и Палестине, попали под власть «малых гиксосов» из Шестнадцатой династии, вассалов предыдущей. Вероятно, они также вели свое происхождение от азиатов-интервентов. (По другой научной традиции, Шестнадцатой династией могут называть нескольких царей, правивших Фивами непосредственно перед царями Семнадцатой династии. Однако это всего лишь значит, что разные учёные присваивают №16 двум разным группам правителей, которые правили разными регионами примерно в одно и то же время.)
Надеюсь, вы ещё не запутались в нумерации династий и их последовательности. Я, к примеру, в попытках разобраться, ху из ху, преждевременно поседел. Чтобы с вами не случилось то же самое, вот вам наглядное пособие.
Карта Египта времён Второго Переходного периода. Рисунок автора на основе карт (c) Google Earth.
Но теперь вернемся к нашим баранам царям.
Царь Апопи, или, вернее, Апопи Ааусерра, был вполне историческим персонажем, довольно успешным гиксосским царем, правившим около 40 лет. Его отец не мог похвастаться царским происхождением, так что, возможно, Апопи занял престол Авариса в результате переворота.
Секененра Таа тоже персонаж реальный. Настолько реальный, что у нас имеется его мумия. В момент смерти ему было около сорока, и ученые, осматривавшие его останки, сошлись во мнении, что отхватил мужик по самое не балуй. Его череп несет следы пяти ударов топором и одного - копьем, скулы и нос раздроблены, на лбу и висках не хватает фрагментов кости. Короче, на несчастный случай такое не спишешь. Царь явно погиб в серьезной заварушке - возможно, в бою.
А с кем мог воевать Секененра?..
«Разумеется, с гиксосами», - отвечали на этот вопрос ученые XX века.
Выглядит логично. Есть оккупированная территория, есть оккупанты, есть царь, который всеми своими дырочками в черепе недвусмысленно намекает, что ласты склеил не от простуды. Логично предположить, что был военный конфликт. Добавляем сюда кусок сказки, где этот самый царь конфликтует с враждебным кациком…
Хоба, и пазл сложился. Еще Дж. Брестед в 1905 году охарактеризовал сказку как «народную и традиционную версию того эпизода, который рассматривался как причина продолжительной войны между фиванскими князьями и гиксосами из Авариса». В 1911 другой египтолог, Гастон Масперо, задался вопросом, не могло ли быть развязкой сказки военное столкновение и смерть Секененра?.. Следуя генеральной линии партии, некоторое время спустя сказку дополнили в заданном ключе, чтобы поместить её в одном из сборников египетской прозы. И вуаля, текст получил распространение как сказание о Секененре - герое освободительной войны.
Тем не менее, надо быть честными: мы понятия не имеем, кто на самом деле порешил Секененру. Топоры в голове, говорите вы?.. Не факт, что топор в голове - происки врагов. Мне не верите - Троцкого спросите. С тем же успехом Секененра мог пасть от рук заговорщиков.
Больше того, после смерти Секененры ему наследовал его брат (или, менее вероятно, сын) по имени Камос. Некоторые надписи, оставленные Камосом, подразумевают, что начало его правления было вполне мирным и не было омрачено войной с гиксосами. Разумеется, такое сложно себе представить, если бы Секененра погиб в битве.
Откуда у сказки ноги растут
Примирить сказку с реальностью помогают исследователи фольклора.
На Древнем Востоке гуляло множество историй о состязании в мудрости: это был чрезвычайно популярный фольклорный мотив. В первую очередь можно вспомнить историю Ахикара, который прославился умением разгадывать трудные загадки и решать неразрешимые задачи.
Когда царь Египта потребовал от царя Ассирии Синаххериба построить дворец между небом и землей, Синаххериб отправил к нему своего советника и мудреца Ахикару. Тот усадил нескольких детей на орлов и выпустил орлов в небо. Дети принялись оттуда кричать: «Подавайте камни и известь, насяльника, мы готовы строить!» Никто не догадался швырнуть в них камнем, и царю Египта оставалось только признать, что Ахикар его уделал. Впрочем, он попытался взять реванш и заявил Ахикаре, что когда в Ассирийской столице ржёт царский жеребец, то египетские кобылы волнуются и преждевременно рожают жеребят - сделай уже с ним что-нибудь!.. Ахикар в ответ на это поймал и вздул какую-то несчастную кошку под предлогом того, что она прошлой ночью удавила любимого петуха Синаххериба. Фараон гневно воскликнул: «Как могла кошка за ночь смотаться в Ассирию и обратно?!» - и получил ответ: «Да тут недалеко, ваши кобылы наших жеребцов слышат».
Ахикара готов строить дворец в небе.
Иллюстрация: (c) Генри Джастис Форд, 1913
Здесь не только сюжетный мотив, но и сам посыл совпадает со сказкой про Апопи и Секененру: там были фиванские бегемоты, рёв которых мешал спать царю Апопи в дельте Нила, а тут ржание жеребца в Ассирии беспокоит кобыл в Египте. Уже это одно наводит на мысль о близком родстве истории Ахикары и нашей сказки.
(Между прочим, история Ахикары была пересказана на множество языков; существует и древнерусская версия - «Повесть об Акире Премудром». В I-II веках история была переработана и включена в столь же мифологическое жизнеописание знаменитого Эзопа. В этом тексте тоже фигурирует царь Египта.)
В древнеегипетских текстах имеется, как минимум, ещё один похожий сюжет - из цикла историй о Сатни-Хемуасе. Негритянский колдун является к царю Египта и ставит ему задачу: прочесть текст в запечатанном свитке папируса. Пока придворные невнятно блеют и разводят руками, является маленький сын Сатни-Хемуаса, Са-Осирис, и без проблем читает свиток, не разворачивая его.
Иосиф Флавий сохранил для нас выдержку из некоего Дия, «основательного знатока финикийской истории», в которой говорится, что «иерусалимский царь Соломон посылал [царю Тира] Хираму загадки и предлагал ему обмениваться загадками с тем, чтобы тот, кто не в состоянии будет разрешать их, уплачивал разгадчику денежную пеню». Хирам загадок Соломона разгадать не мог, и вынужден был метать деньги, как лосось икру. Но потом некий тирянин по имени Абдимон (не путать с Димоном! Он вам не Димон!) не только решил загадки Соломона, но и выдвинул встречные. Соломон с ними не справился, и вынужден был раскошеливаться. Возможно, Абдимон спросил его: «Что это у меня в кармане?»
Нечестно!.. Это против правил!.. Загадай другую загадку!..
Сюжет про эти «состязания в мудрости» не ограничился распространением на Востоке и просочился в фольклор многих народов. Его можно отыскать и в русских народных сказках (например, сказка №322 из сборника Афанасьева). И - да! - что-то похожее есть даже в «Хоббите».
Отличительной чертой всех этих историй является то, что ни одна из них не заканчивается серьезным кровопролитием (исключением можно считать историю про Сатни-Хемуаса и Са-Осириса, в которой зловредному колдуну всё-таки приходит кирдык - но он сам дурак, нечего было в запечатанном папирусе ругать фараона-батюшку). Как правило, история заканчивается тем, что персонаж, загадывавший сложную загадку, проникается уважением перед тем, кто её разгадал, признает его превосходство и всячески заискивает.
Ещё одна особенность, которая бросается в глаза - как правило, тот, кому загадка задана (часто это какой-то царь), сам не способен с ней справиться, но ему приходит на помощь мудрый советник (иногда вообще ребенок).
Таким образом, сказка про царя Апопи и царя Секененру должна была заканчиваться тем, что Секененре приходит на помощь какой-то башковитый помощник, который сводит идиотский запрос о рёве бегемотов к столь же идиотскому ответу, и таким образом побеждает в этом рэп-баттле. Уже упомянутый Масперо в примечаниях к сказке пишет: «Надо полагать, ответ Секененры был не менее абсурдным, чем требование Апопи». В конце истории Апопи, несомненно, был вынужден не только признать превосходство Секененры, но и поклониться Амону-Ра, поскольку именно таким и было условие в начале сказки (это чеховское ружьё там не просто так повешено, оно должно шмальнуть!)
Чего в сказке точно быть не могло - так это военного столкновения. Во-первых, аналогов нет в других сказках (и нет причин, почему эта конкретная сказка должна развиваться как-то иначе, чем весь мировой корпус фольклора). Во-вторых, зачем вооруженный конфликт, если супостат уже и так признал, что Секененра молодец, а Амон-Ра - лучший бог форева?..
Тем не менее, как утверждал классик, «сказка ложь, да в ней намёк». Раз в памяти народа остались имена именно этих царей, и сказка говорит о противостоянии между ними (пусть даже в фольклорном, явно лубочном контексте) - значит, вполне вероятно, что между Секененрой и Апопи действительно не всё было гладко.
Вряд ли стоит удивляться, что правлению гиксосов пришел капут вскоре после того, как Секененра отбыл на небесные пажити.
Египтяне наконец созрели для того, чтобы нанести ответный удар.
(
Читать окончание)
Друзья, этот блог как никогда прежде нуждается в вашей поддержке! Я благодарен всем, кто помогает мне оставаться на плаву и поддерживает меня рублём. Спасибо вам!
Также у меня есть
Телеграм-канал «Слон в колесе», в котором я публикую как свежие тексты, так и старые.
Царь Апопи слушает бегемотов
-
Часть 1 - Часть 2
-
Часть 3