Как сделать из России «нормальную европейскую страну» (тм) за 60 лет

Apr 15, 2022 23:59


Вспомнил, что в учебниках по истории для характеристики отсталости Российской империи использовали показатель плотности дорог (отношения их протяженности к общей площади страны): в РИ он был маленьким, а в европейских странах намного выше.

Для иллюстрации его важности можно вспоминать не только Адама Смита, но и более близкий по времени и ( Read more... )

Россия, Европа, Экономика, СССР, Забавные вычисления, Российская империя, История, США, Географическое

Leave a comment

Comments 10

alexandryasenev April 15 2022, 21:19:24 UTC
Дороги должны что-то соединять. С учетом этого а) я сомневаюсь что официальные данные достоверны, поскольку глубинка вымирает невероятно быстро, а связывающие ее с цивилизацией дороги приходят в негодность б) Строительство дорог из ниоткуда в никуда ничего не даст, дорожная инфраструктура должна соединять разбросанные по стране производительные силы. Т.е. мало построить хорошую дорогу в село Болотное, нужно чтобы в Болотном было хоть что-то, кроме 80-летней старушки, живущей натуральным хозяйством.

Reply

aletheiaagathon April 15 2022, 21:20:59 UTC
Да, полностью согласен. Об этом, думаю, напишу еще завтра или послезавтра

Reply


namezeroisok April 15 2022, 21:29:56 UTC
Э... Я правильно понимаю, что плотность дорог получена делением площади страны на общую протяженность дорог? И зачем дорги, скажем, на Таймыре? Бред. Дороги, нужны, но такая методика расчёта потребности, никуда не годиться. Я уж не говорю, что практическая плотность дорог увеличивается не только строительством, но и концентрацией населения в районах с развитой дорожной сетью.

Reply

aletheiaagathon April 15 2022, 22:00:42 UTC
/плотность дорог получена делением площади страны на общую протяженность дорог?/
Да, правильно: км на 1000 кв км площади

/И зачем дорги, скажем, на Таймыре?/
Да, я решил сделать скидку на это, поэтому всюду умножаю российские показатели на 1,5 - вычитаю "треть территории России, непригодную для проживания"

/практическая плотность дорог увеличивается не только строительством, но и концентрацией населения в районах с развитой дорожной сетью/
А вот это не совсем так. Можно строить "человейники" в 20 этажей, расположенные в радиусе 15 км от центра, - получатся мегаполисы вроде Москвы или СПб и одна называемая вами "практическая плотность дорог". А можно строить много хороших дорог, позволяющих быстро и удобно преодолевать 50-150 км, в результате население распределится на в несколько раз большей территории и получится агломерация: Майами ЕМНИП имеет численность полмиллиона человек, но его агломерация больше СПб.

Reply

libero_humanum April 16 2022, 06:46:32 UTC
Полностью согласен с автором насчёт связи дорог с экономической активностью общества. Но, думаю, уместнее определять децили по плотности дорог, с признаком группировки по плотности населения на территории. Тогда вы сможете убедиться, что Россия состоит из трёх видов территорий: населённых, малонаселённых и незаселённых. Нас интересуют только населённые территории, на которых и ведётся подавляющая общественно-экономическая деятельность. И предполагаю, что на этих территориях с плотностью дорог всё нормально. Малонаселённые территории для анализа не интересны, на них хоть в 100 раз больше дорог проложи, объём валового продукта территории не изменится, т.к. это в основном сырьевые регионы, на которых транспортная инфраструктура уже отлажена. На незаселённых территориях уместнее понять причину отсутствия населения, чаще всего климат не комфортный для проживания и выживания.
В итоге мы, с большой вероятностью, можем прийти к выводу, что проблема дорог - не основной камень преткновения в особенностях жизни населения России.

Reply

aletheiaagathon April 16 2022, 11:04:53 UTC
Площадь Башкортостана почти втрое меньше площади Финляндии, население при этом меньше примерно в 1,4 раза, то есть концентрация вдвое выше. Плотность дорог при этом в полтора раза ниже.

Но если относить ваши слова к ЦФО, то да, там уже в 2011-м году были вполне среднемировые 240. Там тоже есть свои аутсайдеры, как Костромская область с 92, и лидеры, как МО и Москва с 672 (почти среднеамериканский показатель). Сегодня или завтра с разбивкой по некоторым регионам планирую написать.

Reply


robinzon74 April 15 2022, 23:47:42 UTC
К сожалению (или к счастью?) Россия никогда не будет "нормальной европейской страной". Это объясняется двумя причинами: огромная территория и климат. Даже после распада СССР наша страна обладает самой большой территорией в мире (17 125 191 кв.км). Для справки - находящаяся на втором месте Канада имеет территорию почти в два раза меньше (9 984 670 кв.км). И что самое печальное - основная часть российской территории (не менее 50%) расположена в местах, плохо приспособленных для нормальной жизни. В эти места никакая дорога не пройдёт - туда только на вездеходе можно добраться, в лучшем случае... В советские времена эту проблему старались решить за счёт развития малой авиации (вертолёты и "кукурузники"), а также за счёт речного транспорта. Однако крушение советской власти привело к упадку и речного транспорта и авиации... Так что дальнейшее обезлюдевание огромных российских просторов и стягивание оставшегося населения в переполненные городские агломерации - это неизбежный результат капиталистического пути развития страны... :((

Reply

aletheiaagathon April 16 2022, 11:12:20 UTC
/объясняется двумя причинами: огромная территория/
Да, территория огромная. При этом по цифрам в тексте выходит, что вместо "никогда" вполне можно писать "60 лет". А для некоторых регионов и еще меньше.

/стягивание оставшегося населения в переполненные городские агломерации/
"Стягивание населения" я полагаю естественным процессом, он происходил бы при любом строе - людям требуется взаимодействовать. Хотя, согласен, есть разница между "стягиванием" в мегаполисы и "стягиванием" в агломерации. Развитие транспортных сетей позволяет делать второе (население распределяется на большей площади), а нехватка требует сосредоточения масс людей на меньшей территории

Reply


Leave a comment

Up