«КСЕНОГЕНЕЗИС» ДЖЕЙМСА КЭМЕРОНА

Aug 17, 2015 12:03


КАК ПЕРВЫЙ ФИЛЬМ КЭМЕРОНА ПРЕДВОСХИТИЛ ВСЮ ЕГО КАРЬЕРУ




Кэмерон уже давно относится к категории режиссёров, не нуждающихся в каком-то особом представлении. За него это сделают его фильмы, которые уже 4-ое десятилетие продолжают пересматриваться и обсуждаться, завоёвывая всё новые орды поклонников. «Чужие», « Титаник», « Терминатор» - каждый из этих фильмов не просто подымал понятие «зрелищное кино» на новый уровень, но моментально становился нетленной классикой, время над которой, кажется, просто не властно.

Технический перфекционизм Джима словно законсервировал его ленты, которые даже спустя десятилетия (как в случае с «Титаником» в 2012-ом и «Терминатором» в 2015-ом) без боли для глаз вновь пускают в повторный прокат. И не к чему придраться. Что выгодно отличает его фильмы, например, от Оригинальной трилогии Звёздных Войн, которую уже трижды подвергали компьютерному омоложению. После CGI-вмешательства от очарования и, если хотите, киноисторической ценности фильмов о джедаях не осталось и следа.



Джим работает иначе.

Дело в том, что при создании своих фильмов Кэмерон выступает не просто постановщиком. Он сам пишет сценарии, сам делает раскадровки, сам рисует эскизы, занимается монтажом и продюсирует: в общем, является настоящим двигателем всего творческого процесса создания фильма от зарождения идеи до её финального воплощения на экране. Первоклассный визионер. Если хотите, создатель.

Очевидно, это отнимает уйму времени и не делается на авось. Потому-то за его плечами не такое уж и большое число фильмов: всего 8.



Но стремление отточить всё до совершенства дало свои плоды: на сегодняшний день ленты Кэмерона заработали 21 (!) Оскар и занимают первые две строчки в списке самых кассово успешных фильмов. К слову, звание «самый кассовый режиссёр» Джим носит с 1997-го года: « Титаник», вопреки исторической предрасположенности, остаётся непотопляемым, и обойти его смог лишь «Аватар» самого же Кэмерона.

Но каждый великий путь начинается с первого шага.

И таким первым шагом для Джима стал короткометражный фильм «Ксеногенезис» (обратите внимание на забавную перекличку с Ксеноморфами из «Чужих» и подзаголовком 5-го «Терминатора»), который Кэм снял в 1978-ом и о котором хочется рассказать подробней.

Дело в том, что при внимательном просмотре этого 12-минутного ролика можно обнаружить много своеобразных «ростков», которые позже «проросли» в полнометражных фильмах Кэмерона и нашли самое прямое в них отражение.

Итак.

В конце ’70-ых Джим подрабатывал водителем грузовика, занимаясь творчеством лишь на досуге: художественно одарённый парень любил рисовать плакаты к несуществующим фильмам, попутно придумывая к ним истории. Жил он тогда в маленькой квартирке и в качестве мольберта использовал дверь в ванную комнату. Делалось это как из практических соображений (в квартирке было тесно), так и с целью контроля перспективы рисунка. Джим закрывал дверь, смотрел на отражение готового рисунка в зеркале и тут же находил все недостатки, которые при необходимости устранял.

В один из таких творческих сеансов у Джима родилась серия вот таких весьма колоритных рисунков.



Скорее всего, они бы так и пролежали в папке с другими рисунками, если бы не выход на экраны « Звёздных Войн». Релиз «Новой Надежды» кардинально изменил представление Кэмерона о том, чем он хочет заниматься, и сподвигли его на активные шаги к мечте о создании кино. После просмотра фильма Лукаса, Джим увольняется с работы, чтобы полностью посвятить себя творчеству.

Начинается работа над короткометражкой «Ксеногенезиса».

Первым делом он проштудировал книгу «Screenplay» и выстроил представление того, как при минимуме средств изобразить на экране свои смелые задумки. Оказалось, что на это требуется не так уж и много денег. Взяв взаймы у каких-то знакомых дантистов какие-то $20.000, Кэмерон арендует производственные мощности, площадку и оборудование небольшой студии. Именно там и был снят его самый первый фильм.

Картина начинается с закадрового голоса.

Будущее, на дальних рубежах вселенной двое космонавтов (мужчина и женщина) ищут пригодное место, куда смогли бы перебраться люди. Исследователи обнаруживают огромный корабль, который кажется заброшенным. Разумеется, это не так: главный герой натыкается на робота, завязывается неравная схватка, в которую в самый напряжённый момент вмешивается наша героиня. Заканчивается фильм на неопределённой и драматичной ноте, когда гибель супостата может принести погибель и герою.

Незамысловатый ролик оказывается кладезью «заготовок» для последующих работ Кэма. Рассмотрим его подробно.

1. Главный герой - киборг.

Поскольку «Ксеногенезис» располагал мизерным бюджетом, то и задумывался он лишь как демонстрация возможностей творческого потенциала Кэмерона. Фильм не мог себе позволить пространное повествование или показ масштабных сцен, а потому начинался беглым «брифингом», звучащим на фоне тех самых картинок, нарисованных Джимом в ванной. Яркие образы и насыщенность рисунков создавали нужный бэкграунд и вводили зрителя в курс дела. На одном из этих рисунков мы видим киборга с механической рукой, лишённой плоти. 13 лет спустя именно таким предстанет перед нами Т-800 в одной из сцен «Терминатора-2».



2. Злодей на гусеницах.

Визуально и технически робот из «Ксеногенезиса» является практически родным братом танка-охотника из «Терминатора». Та же гусеничная основа, та же подвижная башня, те же лазерные пушки. Более того, даже ракурс, с которого Джим снял появление этого прото-танка, практически кадр в кадр повторится 6 лет спустя в фильме о войне людей и машин.



3. Шагающая машина и женщина оператор.

В переломный момент бой антагонисту даёт женщина, находящаяся за штурвалом шагающего паукообразного аппарата (наподобие АТ-АТ, что были в фильме «Империя Наносит Ответный Удар»). Машина управляется с помощью джойстиков, приводящих в движение гидравлику машины синхронно с движениями рук героини. В фильме 1986-го года «Чужие» героиня Сигурни Уивер также вступает в финальную схватку с Королевой Ксеноморфов, будучи облачённой в схожий погрузчик-экзоскелет, управляемый джойстиками. И в Аватаре Куорритч сражался с На'Ви в экзоскелете схожего типа.



Кстати, погрузчик Рипли показался зрителям настолько реалистичным, что с компанией-производителем Caterpillar (чей логотип красовался на броне) связывались люди, желающие приобрести себе впечатливший их экземплярчик. К их обоюдному сожалению, орудие убийства Королевы было лишь плодом фантазии Кэмерона.

4. Использование проектора.

Эффект, с помощью которого Кэмерон усадил девушку в кабину погрузчика-паука был точно такой же, как и в фильме « Бездна» 1989 года.  В обоих случаях использовались миниатюры аппаратов, на которые проецировалось изображение актрисы. Это прибавляло фильмам нужный масштаб и позволяло добиться весьма достоверного эффекта присутствия живого человека в крошечном предмете.



5. Био-люминесцентные создания.

Невероятно, но в «Ксеногенезисе» нашлось место самому амбициозному проекту Кэмерона - «Аватару». Одного только взгляда на высокую голубокожую красотку достаточно, чтобы уловить аналогии.



Дело в том, что рисунки, показанные нам в начале короткометражки, были вдохновлены сном, в котором Джим увидел кое-что знакомое каждому киноману.

«В одном из снов я видел светящийся лес, через который протекала река из света, а деревья были похожи на оптоволокно. И вот, 30 лет спустя я трачу миллионы долларов на воссоздание того, что когда-то увидел во сне».

Конечно, кто-то назовёт всё это самоповтором и недостатком фантазии. Но, согласитесь, быть источником самоповторов для многомиллионных блокбастеров - это уж как-то совсем круто для любительской короткометражки, снятой за копейки. Лично я вижу в этом гений Кэмерона, который с самых первых шагов в качестве кинодела обладал какой-то невероятной и самобытной творческой искрой, которую он не только не растерял, но и превратил в захватывающие и масштабные кинополотна, не лишённые души и сердца.

Посему настоятельно рекомендую всем любителям творчества Джима посмотреть на первочастицу, из которой и родились миры Джеймса Кэмерона.



Как это снято

Previous post Next post
Up