Легендарный фильм "Титаник" часто ошибочно именуют фильмом-катастрофой. Но эта лента - нечто большее, чем просто очередной голливудский блокбастер. И история его создания - тому отличный пример... В виртуальное закулисье я вас и приглашаю.
.
1. До съёмок
1. Очевидно, что Джеймс Кэмерон давно положил глаз на владения Посейдона. В 1989-ом он снял гуманистически-инновационный «Бездна»; в марте 2012-го им была покорена Марианская впадина (став там первым гостем с 1960-го!); а действие сиквела «Аватар» решил переместить в пучины морей Пандоры.
2. Одной из граней этой его водной страсти является жгучий интерес к знаменитым кораблекрушениям. Так в 2002-ом для канала «Discovery» он даже снял документалку про гордость фашистской Германии - линкор «Бисмарк», потопленный в 1941-ом и ставший братской могилой для 2.000 моряков… И это при том, что сам «Бисмарк» пустил ко дну всего лишь один британский корабль.
3. Рейх Рейхом, но, как известно, самым известным объектом интереса Кэмерона стала катастрофа пассажирского суперлайнера «Титаник», со студенческой скамьи бывшая для него «Эверестом среди кораблекрушений». Кэмерон грезил экспедицией, и ему явилась шикарная идея: заставить Голливуд проспонсировать его авантюру. Более того, в 2010-ом году на пресс-коференции по случаю релиза фильма в 3D, Джеймс не то в шутку, не то всерьёз обронил: «мне не столько хотелось сделать фильм, сколько спуститься к месту крушения»…
4. Написав сценарий, Джим заявился к боссам «ХХ век Фокс», где изложил фабулу фильма как «Ромео и Джульетта на корабле». В ответ он услышал нечто типа «Оооооокееееей… Трёхчасовой романтический эпик - это как раз то, что нужно… А есть там перестрелки или погони? Есть там что-то в духе «Терминатора»?» Получив отрицательный ответ, студия всё же дала Джиму зелёный свет, т.к. надеялась на долгосрочное сотрудничество… Сотрудничество вышло и впрямь ну очень долгосрочным, ведь следующий совместный проект Кэмерон/Фокс случился лишь в упомянутом «Аватар».
5. Итак, нужно было обосновать необходимость натурных съёмок. Фильм решили начать с эпизода, где исследователи рыщут среди проржавелых останков былого величия в поисках алмаза. Но почему бы не сделать это в декорациях, с макетами и компьютерной графикой? На такое пошлое предложение Кэмерон ответил: «Если стоимость такой реализации будет икс рублей, то лучше потратить икс плюс 30 процентов и снять всё на месте взаправдашнего крушения!»
6. Съёмки на воде стартовали в 1995-ом. За время «Атлантической» командировки Джим и Ко совершили более 10 погружений, испытывая давление в 6.000 фунтов на квадратный дюйм и рискуя быть раздавленными из-за малейшей трещинки. Без инцидентов не обошлось: батискаф задел винтом корабль - никто не пострадал, но знаменитая парадная лестница, живописно показанная в фильме, была крепко повреждена.
7. Работа на глубине велась тщательная, и киношники провели с кораблём времени больше, чем сами пассажиры. В результате вся команда стала испытывать чувство глубокой несправедливости и скорби, ведь всё это произошло с реальными людьми, которые погибли… «Это не просто история, это трагедия. И я чувствовал огромную ответственность, стараясь правильно всё передать», говорил Джим.
Чета миллионеров Штраус свои места в шлюпках уступила прислуге.
8. По завершении натурных съёмок, Джим сосредоточился на сценарии, желая почтить память погибших безупречной работой. Он привлёк историков, собрал и изучил гигантскую библиотеку, расписал схемы отношений команды и пассажиров, составил график последнего дня на лайнере… В таком темпе режиссёр проработал шесть месяцев. Общий же подготовительный период занял около пяти лет.
9. Закончив сценарий, Кэмерон выдал такой комментарий: «Все мои фильмы - истории любви. Титаник - не фильм катастрофа. Это любовная история на фоне исторического события. И когда любовь Джека и Роуз будет разрушена - зритель будет оплакивать её как реальную трагедию».
10. Но от слов - к делу. Заручившись помощью Ирландской судостроительной компании «Harland and Wolff», Джим стал строить гигантские реплики Титаника. Благо, корабелы даже предоставили оригинальные чертежи посудины! А чтобы было куда это добро в натуральную величину поместить, в одном из мексиканских заливов арендовали 40 акров водной глади, а рядом выстроили бассейн на 17 млн. галлонов.
11. Внутри было не менее эпично, чем снаружи. Комнаты, мебель, ковры, посуда, одежда, их цвета и дизайн - всё было воссоздано из натуральных материалов по фотографиям и чертежам. А для проверки результатов даже привлекли двух Титаниковедов! Более того, утварь предоставила компания «Уайт Стар Лайн»: та самая, что снабжала всем этим добром настоящий «Титаник»!
12. Итак, всё готово для того, чтобы начать вдыхать жизнь в этот оживший призрак. Камера. Мотор!
Продолжение следует!