.
A long time ago in a galaxy far, far away...
.
.
-1-
По причине:
- мифологизации вещей и событий, имеющих огромное значение для колоссального числа людей;
- прошествии без десяти полувековой громады времени;
- разрозненных заявлений самого Джорджа Лукаса
на сегодняшний день не существует единодушно одобренной Партией версии, которая чётко объяснила бы нам чудо возникновения идеи создания « Звёздных войн ». Например, сам Лукас упоминал об озарении на стадии работы над своей первой полнометражкой « THX 1138 »; его друзья намекают на куда более раннее просветление, уходящее корнями в давнишнюю привязанность Лукаса к столь любимой Марком Уолбергом вселенной Флэша Гордона. Но больше всего мне нравится версия, что « Star Wars» - это своеобразное переосмысление картины «Апокалипсис сегодня», которую Лукас лично собирался снимать во Вьетнаме в самый разгар войны.
.
.
.
-2-
Идеи - идеями, а вот реальные действия имеют весьма конкретную привязку к дате. И если Днём рождения Саги является май ’77-го, то, скажем так, Днём её зачатия является апрель ’73-го. Именно 17-го числа Лукас приступил к написанию.., нет, даже не сценария, а коротенькой истории о живущем с гномами (!) пареньке, воспитываемом в примерного падавана (в 1-ых версиях сценария - падавААн) уважаемыми джедаями-бинду… В то время Джордж мог себе позволить вволю пофантазировать: на фестивалях и в прокате только что хорошо прошёл его второй фильм - «Американское граффити» - и у молодого режиссёра был карт-бланш на проект мечты.
.
.
.
-3-
Сжав синопсис этой самой мечты до двух страниц печатного текста, Лукас отправился по студиям, но получил от ворот поворот с формулировкой «слишком запутанно»: простая на вид история была мощно перегружена придуманными автором именами и терминами… Конечно, ничто даром не пропало и всё это было использовано потом (придуманный одним из первых Мэйс Винду появится спустя 20 лет в новой трилогии), но на том этапе Лукасу пришлось заправлять в свою печатную машинку новый чистый лист.
.
.
.
-4-
Со второго захода дела пошли куда лучше: возможно, секрет в том, что Джордж просто напросто слямзил сильно вдохновился сюжетом фильма Акиры Куросавы «Трое негодяев в скрытой крепости». Под переработанный синопсис ему тут же удалось выбить аж $150.000, которые он сам называл «инвестициями не фильм, но в меня», намекая на то, что студию больше вдохновила не его история, а его энтузиазм.
.
.
.
-5-
К маю 1974-го был готов сценарный скелет №2: теперь в нём были Джедаи с Ситхами (кстати, слово Джедай проис ходит от «Jidai Geki» - разнов идности япо нской мыльной оперы о самураях); появляется Кореллианский контрабандист Хан Соло (правда, пока что как безносый зеленокожий громила-пришелец с жабрами) и Чубакка (срисованная с собаки Лукаса). С главным героем пока была неопределённость: Лук ас всерьёз подумывал сделать Люка бывалым Генералом или даже женщиной!.. И, самом собой, появляется Дарт Вэйдер, но тогда он был весьма далёк от образа мегазлодея.
.
.
.
-6-
После значительного перерыва (Лукас параллельно был занят в других проектах), работа над сценарием возобновляется в январе 1975-го. Но история по-прежнему содержит существенные отличия в описании героев от того, что мы знаем сегодня. Так, образ главного героя должен был раскрываться через отношения с многочисленными братьями. А звать Люка и вовсе должны были не Скайуокером, а Старкиллером… Нет, серьёзно, так и написал Джордж - «Старкиллер».
.
.
.
-7-
Окончательный писательский рывок происходит с августа по январь: появляются версии №3 (с гордым названием « Звёздные Войны: приключения Люка Старкиллера ») и, ставшая итоговой, версия №4, которую хотели назвать не то «Приключения Люка Старкиллера», не то «Сага I: Звёздные Войны»… Кстати, на определённом этапе сценарий помогал писать Брайан Де Пальма, он же принимал участие в кастинге.
.
.
.
-8-
Итак, имея безымянный сценарий и $8,250,000 (которые он чудом выбил у нового главы студии), Лукас приступает к кинопробам. На роль Люка Де Пальма предлагал Уильяма Кэтта , которого он снял в «Кэрри» (внимательные зрители видели Кэтта в «Докторе Хаусе»), но в итоге режиссёр практически без раздумий отдал роль 25-летнему Марку Хэмиллу.
.
.
.
-9-
С образом Принцессы Леи было кудааааа сложней. Сисси Спэйсек , Гленн Клоуз,
Джессика Ландж , Мэрил Стрип , Сигурни Уивер , Ким Бэйсинг ер,
Кэтлин Тёрнер,
Д жина Дэвис, Мелани Гриффит - в общей слож ности за роль боролось более 30 (!) актрис! Но досталась она Кэрри Фишер , которую идти на пробы чуть ли не заставил её друг-актёр Мигель Феррер, с которым они вместе читали сценарий. Самое интересное, что единственн ый персонаж, которого она жгуче захотела сыграть, был… Хан Соло!
.
.
.
-10-
Хан наш Соло. Как вы помните, он должен был быть зелёным пришельцем, но ближе к съёмкам Лукас решил сделать его… чёрным! Но не пришельцем, а человеком. И только на пробы потянулись потомки освобождённого Джанго, как Лукас вновь меняет решение - «Хочу белого мужчину!»… В очередь вмиг выстроились самые разные мистеры: от Ника Нолти , Кристофера Уокена , Пачино , ДеНиро , Николс она , Слая и Курта Рассела (он даже
пр оходил кинопробы) до Стива Мартин а , Чеви Чейза , Билла Мюррея , Траво лты и даже Роберта Инглунда! Но всех их обошёл удачливый плотник Харрисон Форд (который, опять таки, снимался у Лукаса в «Американском граффити»)… Кстати, образ Хана Соло был во многом списан с друга Лукаса - некоего Френсиса Форда… Ну, у него ещё дочка режиссёр.
.
.
.
-11-
Роль старца-джедая Оби-Ван Кеноби (чьи молодые годы в новой трилогии изобразил Юэн МакГрегор) режиссёр очень хотел отдать Тосиро Мифунэ - любимому актёру Акиры Куросавы, чьими работами, как я уже упоминал, наверняка вдохновлялся сам Лукас. Другим кандидатом был извечная головная боль хаммеровского Дракулы - Питер Кушинг. Но ни Ва н Хельсинга, ни японца заполучить так и не удалось - зато раздобыли очень непростого англичанина: оскароносного рыцаря, сэра Алека Гиннесса, который хоть и со скепсисом относился к фантастике, но принял предложение под впечатлением от уже упоминавшегося выше «Американского граффити».
.
.
.
-12-
Кстати, имя Оби-Ван Кеноби - не простой набор красивых звуков. Лукас составил его из вполне осмысленных компонентов: слог Оби означает распространённый в Вест Индии, Африке и в Южной Америке языческий ритуал, что-то сродни колдовским практикам; Ван - архаичное обозначение тьмы и грусти; Кен - подружка Барби знания и диапазон видения… И откууууда он всё это выковырял?
.
.
.
-13-
Как обойти вниманием самого Дарта Вэйдера? На роль антагониста пригласили ещё одного жителя Туманного Альбиона - бывшего атлета, двухметрового Дэвида Проуза. Между прочим, персонаж Дарта был придуман Лукасом одним из первых.
.
.
.
-14-
А тройка оруженосцев? С3-РО был сыгран Энтони Дэниелсом, благодаря британскому акц енту которого робот, описанный в сценарии как «типчик, схожий манерами с продавцом подержанных авто», приобрёл черты чопорного дворецкого. Крошечного R2-D2 изобразил ещё один подданный Её Величества - Кенни Бейкер, чей рост - чуть выше 110 см! Кстати, парочку милых роботов Лукас хотел назвать А-2 и С-3.
.
.
.
-15-
Роль Чубакки отошла обычному больничному санитару Питеру Мэйхью всего через десять секунд после встречи с Лукасом. Всё, что Питу пришлось сделать - встать из-за стола: 220 см роста, знаете ли. Кстати, в лагере последователей вселенной стыдно не знать, что имя Чубакки созвучно со словом sobaka. То же касается и Джаббы-zhaba… Казалось бы, при чём тут русские?
.
.
.
-16-
Итак, собрав под своим крылом такую пёструю публику, Лукас был готов, сломя голову, ринуться в смелый бой за право войти в вечность. Бой ему и впрямь предстоял серьёзный, ведь студия была настолько уверена в ожидавшем её коллапсе, что начала переговоры о продаже прав на картину. Ту самую, которая первой в истории преодолеет планку в $ 300.000.000 и станет оглушительным поп-культурным феноменом.
.
.
.
*** *** ***
О том, почему на площадке Дарта Вэйдера называли Дарт Фермер; о шортах для Чубакки, складской магии и многом другом читайте в продолжениях: следите за лентой и… да пребудет с вами Сила!
.
.