ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ «ПАРКА ЮРСКОГО ПЕРИОДА»

Jun 11, 2015 16:34


Друзья, двойной праздник: наш любимый парк культуры и отдыха, с одной стороны, юбиляр. Причём юбиляр красивый: 22 года всё-таки. А с другой стороны - возвращенец на экраны. Да, дождалась, в день юбилея динозавры снова в кинотеатрах. Сказать пока ничего не могу: трейлеров не видел, пойду сразу смотреть целиком. Уже этим вечером.

А пока. Пока попытаюсь скрасить своё и ваше ожидание сказом о съёмках «Парка Юрского Периода»: расскажу, кто из талантливых лицедев совершенно внезапно и феерично провалил пробы; как создавались спецэффекты; и ещё много всяких закулисных штук.




Вопреки расхожему заблуждению (незнанию?), «Парк Юрского Периода» есть не плод голой выдумки сценаристов. На самом деле это экранизация романа Майкла Крайтона, опубликованного в ноябре 1990-го года. Разумеется, в год выхода роман сенсацией не стал: потребуется ещё три года, прежде чем книга станет настоящим хитом. Всё благодаря фильму Спилберга. Очарованные киноадаптацией, зрители-читатели сметали «Юрский Парк» с прилавков книжных магазинов: в течение года книга оставалась в числе бестселлеров, а её суммарный тираж превысил 7 млн экземпляров.

Как же Спилберг наткнулся на историю о воскресших динозаврах?

Впервые он услышал о книге в 1989-ом году во время деловой встречи с Крайтоном. Как ни странно, свели их вовсе не динозавры, а… медицина. Дело в том, что режиссёр и писатель обсуждали написанный Крайтоном сценарий сериала о врачах. А “ископаемая” тема возникла как бы “между прочим” во время разговора. Очень быстро оба поняли, что с теледокторами можно повременить. Они загорелись идеей переноса литературных событий на широкие экраны: начался период пре-продакшена, а Крайтон получил $2 млн. И это ещё до публикации книги.



Что до врачей, то их черёд настал спустя 5 лет: сценарий всё же добрался до ТВ и стал одним из самых успешных (23 премии Эмми) и долгоиграющих (15 лет прайм-тайма) сериалов в истории - «Скорая Помощь».



Однако.

Несмотря на заинтересованность и, скажем так, “право первой ночи”, Спилберг не был единственным кандидатом на пост режиссёра. Крайтон разослал рукописи и предложения заняться постановкой во всевозможные студии, где в числе потенциальных постановщиков рассматривались Джеймс Кэмерон, Тим Бёртон и Ричард Доннер (режиссёр «Смертельного Оружия», первых «Омена» и «Супермена»). Но всех их обошёл Спилберг, который действовал на опережение: он просто выкупил права на книгу, тем самым застолбив право снять по ней кино.

КАСТИНГ

Главную роль в своём новом амбициозном проекте Стивен решил отдать Харрисону Форду, который был его первым кандидатом на роль доктора Алана Гранта. Однако от предложения Инди отказался. Точной информации на этот счёт нет, но согласно городской легенде, он не хотел стать актёром одного режиссёра: ведь до этого со Спилбергом он уже сделал 3 части « Star Wars» и трилогию «Индиана Джонс».



Как бы там ни было, на его место пришлось искать замену.

В числе кандидатов ходили Ричард Дрейфус (которого Спилберг снимал в своих «Челюстях» и «Близких Контактах Третьего Рода»), Том Сайзмор (его вы видели в «Спасти Рядового Райана» и «Харли Дэвидсон и Ковбой Мальборо»), Курт Рассел, Деннис Куэйд, Мэл Гибсон, Робин Уильямс и Кевин Костнер. Но все по разным причинам из проекта выбыли, и роль ушла австралийцу Сэму Нилу.

Не менее важная роль, которую и второплановой-то не назовёшь, отводилась доктору Йену Малкольму: одиозному учёному с харизмой и замашками рок-звезды.



Кандидаты на эту роль не менее колоритны: Майкл Китон, Стив “Махоуни” Гуттенберг, Майкл Дж. Фокс и Джонни Депп. По воспоминаниям Джанет Хиршенсон, Малкольма хотел сыграть и Джим Керри. Но его пробы были просто ужасными. В конце концов, партию закрепили за Джеффом Голдблюмом.

Двигаемся по касту дальше.

В очередь на роль верной спутницы доктора Гранта - доктора Элли Сеттлер - выстроились такие молодые и прекрасные актрисы, как Сандра Буллок, Гвинет Пэлтроу, Джулианна Мур, Лиз Хёрли, Николь Кидман, Рене Зельвегер и Хелен Хант.

И это был лишь первый эшелон!



Далее поступили заявки от Джоди Фостер, Сигурни Уивер, Мишель Пфайффер, Джейми Ли Кёртис, Линды “мама спасителя” Гамильтон, Джульетт Бинош и Сары Джессики Паркер.

Но после того, как Стивен Спилберг увидел картину «Беспутная Роза» (1991), он без раздумий отдал роль Лоре Дёрн.

Как обойти вниманием создателя Юрского Парка - гениального (но не очень дальновидного) учёного Джона Хаммонда? Эту роль он изначально намеревался отдать только Ричарду Аттенборо: знаменитому британскому режиссёру и актёру. Предложение Аттенборо принял и это не смотря на 2 занятных нюанса.



Во-первых, на то время Аттенборо уже 14 лет как не снимался в кино. Как Спилбергу удалось его уговорить - неизвестно. Известно лишь, что это был уже третий фильм, в который Спилберг звал его, а тот всё отказывался.

Во-вторых, десятью годами ранее Аттенборо утёр нос Спилбергу в оскаровской гонке. Его фильм «Ганди» удостоился двух премий Оскар в номинациях «фильм года» и «лучший режиссёр», в которых также номинировался Спилберг со своим фильмом « Инопланетянин».

Но были и другие кандидаты.

Так, роль “тёмного Уолта Диснея”, как называл Хаммонда сам писатель Майкл Крайтон, предлагали Шону Коннери, Клинту Иствуду и Марлону Брандо. На случай, если Аттенборо решил бы не прерывать свой 14-летний актёрский отпуск.

Что касается маленьких актёров: брата и сестру Тима и Лекс.

Лекс могла сыграть Кристина Риччи. А вот роль Тима изначально была “застолблена” за Джози Мазелло. Дело в том, что он проходил пробы в предыдущий фильм Спилберга - «Крюк» - но не подошёл по возрасту. Тем не менее, юнец впечатлил Стивена, и тот пообещал, что обязательно “трудоустроить” его в свой следующий фильм.

Джози, кстати, вырос и тусуется со Спайди и Джастином.



СЪЁМКИ И СПЕЦЭФФЕКТЫ

Укомплектованный актёрский состав стал активно колесить по живописным локациям, где им предстояло отснять натурные сцены. Съёмочный период длился с конца лета до конца осени 1992-го года, и за это время команда побывала на Гавайях, Коста Рике, Доминиканской Республике и Калифорнии.

Не обошлось без эксцессов.

Когда актёры находились на Гавайях, их остров оказался во власти циклона. Стихия набирала обороты, и все собрались в актовом зале отеля: подальше от шквалистого ветра и ливня, который бил в окна и всех перепугал. Один лишь Аттенборо оставался в своём номере, где… мирно спал. В ответ на недоумение коллег, как он не переживал за свою безопасность, Ричард лишь отшутился: «Дорогуша, я пережил блицкриг!».

Но когда ураган набрал угрожающую силу, стало не до шуток: членов съёмочной группы пришлось эвакуировать на соседний остров, а съёмки на время прекратили.

Не меньшую опасность представляли и сами динозавры.

«Разве пиксели опасны?», спросите вы. И правы будете лишь отчасти.



Да, картина стала революционером в области применения CGI и SFX эффектов, которые сделали на студии Industrial Light and Magic и совершили какой-то невероятный квантовый скачок в светлое будущее, обессмертив визуальную часть картины. Но это не значит, что в фильме не было старых добрых аниматронных моделей. И это вам не мелкие «Гремлины» или тот же «E.T.» Спилберга. Тут динозавры!

Задачу сделать взаправдашних рептилий поставили перед патриархом и гуру своего дела - Стэном Уинстоном. Спилберг возлагал на него все свои надежды, родившиеся после просмотра «Чужих» Джеймса Кэмерона. Как вспоминал Уинстон, Спилберг был уверен: если тот смог сделать 4-х метровую Королеву Чужих, сделает и Тирекса в два раз выше.

Но это видение вопроса было “немного” наивным.

Дело в том, что Королева Чужих была созданием инопланетным. Её анатомия и движения не соотносились с чем-то даже отдалённо похожим из животного мира Земли. Потому Уинстон и засомневался в возможности сделать достоверным столь огромного динозавра. Ведь тот хоть и вымер миллионы лет назад, но должен был стать неотличимым от животного из плоти и крови.

Тем не менее, когда Спилберг спросил у Уинстона, потянет ли он, Стэн без колебаний ответил «Да!». И добавил, что не имеет и малейшего понятия, как он это сделает.

Конечно же, Уинстон скромничал. В его мастерской закипела работа и результат был просто феноменальный.




Феноменальный и опасный.

Дело в том, что динозавр весил 5 (пять!) тонн и представлял реальную угрозу тому, кто мог оказаться в опасной близости к его голове во время резких движений, имитирующих атаку. По словам техников, удар мог быть сравним с ударом от столкновения с автобусом.

А вот как он выглядел в действии.

image Click to view


Но даже когда вы спокойно ели свой сэндвич, расслабляться не стоило. По воспоминаниям Кэтлин Кеннеди, продюсера фильма, во время обеденного перерыва Тирекс вдруг буквально ожил. Кто-то даже вскрикнул. Оказалось, дело в коротком замыкании, вызванном дождём.

Зато с брахиозаврами никаких проблем и страхов не было. Травоядные же.

image Click to view


Что же до динозавров помельче.

Для съёмок сцены с участием относительно небольших ящеров (например, велоцирапторов) были изготовленные особые костюмы, которые надевали на себя специально обученные люди из команды Уинстона.



Для некоторых сцен нашли и вовсе неожиданное решение: лёгким движением мысли Уинстона, велоцирапторы превратились… в элегантные штанцы. Да, когда в кадре были видны лишь ноги рапторов, техники были в специальных динобрюках. Дайте парочку!

А теперь, аудитория, вопрос: сколько в фильме о динозаврах мы видим этих самых динозавров? 15 минут! И это при хронометраже в более чем 2 часа!! 9 минут нам кажут аниматронных кукол Уинстона и ещё 6 минут - нарисованных ящеров от колдунов Лукаса из ILM.

Кстати, Спилберг был так уверен в своём успехе, что совсем не курировал пост-продакшен. Эту работёнку он доверил своему другу Лукасу. А сам укатил в Гагры с Якиным в Европу, где приступил к своему следующему фильму «Список Шиндлера».

Лукас с поставленной задачей справился на ура. Сами гляньте, каков был «JP» до и после наложения спецэффектов.

image Click to view


Впечатляет, не так ли? Впечатлён был и сам Лукас, да так, что по окончании съёмок твёрдо решил делать новую трилогию «Star Wars».

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Премьера картины состоялась в пятницу, 11 июня 1993-го года и вызвала настоящий фурор среди киноманов. Очень хорошо настроение тех дней передают воспоминания Дэвида Кэппа, сценариста, адаптировавшего роман «Юрский Парк» для переноса на экраны. В день премьеры он был в Нью-Йорке и решил сходить на готовый фильм в кино. Пятница же.

Вот что он там увидел.

«Подойдя к ближайшему театру, я оказался в толпе людей и к нам вышел парень с мегафоном: “На 7 часов все билеты проданы”. “Оууу!”, раздалось в ответ. Парень добавил: “И на 10 часов всё продано”. “Оооуууу!!”, завопила толпа. “На завтрашние сеансы в 7 и 10 все билеты тоже проданы”, добил их сотрудник кинотеатра. Ну а я подумал тогда: “Я, конечно, не эксперт, но всё это точно очень хорошо”».

Фильм стал кассовой бомбой, поставив рекорд по сборам в премьерные выходные и по общим сборам в целом. «Парк Юрского Периода» собрал по всему миру, без малого, миллиард, став самым кассовым фильмом в истории кино. Этот титул он держал 3 года (пока не приплыл Джим и его « Титаник»).

Успех был закреплён на ближайшей оскарвоской церемонии: в 1994-ом лента взяла три Оскара из трёх, на которые была номинирована.

Но не одними техническими и кассовыми достижениями славен фильм. Он был и остаётся великолепной историей, местами наивной, местами жуткой, но неизменно впечатляющей и увлекательной. Воистину, идеальное, эталонное развлекательное кино. На все времена.



А вот вам на сладкое.

Доктор Малкольм поёт заглавную песню из «Парка Юрского Периода»

image Click to view



Эра_Видеокассет, Как это снято

Previous post Next post
Up