Почему у меня никогда не шумит рыболовная катушка?

Dec 04, 2017 10:08





Да потому, что она смазана! Смазка рыболовной катушки дело периодически очень нужное. Как минимум это оказывает весьма благоприятное воздействие на душевный покой рыболова - всегда радостно на душе, что она теперь скрипеть и стучать не будет, да и вообще всякая железяка смазку очень любит. Как смазывать просто и надежно - читаем дальше...



И вот две из моих катушек, китайская YOLO AV-2000 и то ли корейская, то ли китайская рядящаяся под корейскую и очень недурная Stinger Aggregate SF 3500, дружно так застучали и мне это, безусловно, не понравилось. Кстати чтобы напраслины на мои катушки не думали, скажу, что в этом ценовом диапазоне до 7-10 тысяч рублей  стучат все катушки без исключения. Причем стучать они все начинают не сразу, а примерно через пяток, может другой, рыбалок. Что дает вполне справедливый повод относиться к отзывам всевозможных экспертов  об этих катушках более чем осторожно. А потому что эксперты, за крайне редким исключением (например Константин Кузьмин), редко долго эксплуатируют те катушки, о которых они говорят, а то и вообще наверняка видят их в первый раз в жизни. Их пригласили рассказать о катушке, вытащили ее из коробки, дали им в руки, они ее покрутили, и… катушка только что из коробки никогда не будет стучать и скрипеть - без вариантов! Максимум в чем можно доверять мнению экспертов - это их оценке укладки шнура на шпуле.



Я никогда не имел  никакого тесного дела с катушками дороже 10 тысяч и с катушками с какими-то специфическими особенностями механизмов типа "бесконечного винта" - не исключено, что те и другие стучать со временем не будут. Поэтому здесь говорю только о катушках с простыми конструкциями, с парой "червяк-шестеренка", что находятся в пользовании подавляющего большинства рыбаков. Да у меня и фантазии не хватит, чтобы оправдать даже перед самим собой покупку таких дорогих катушек. Не вижу я практической необходимости в дорогих катушках, особенно когда за их цену можно купить 2, а то и 4-5 новых, что дадут мне те же результаты на рыбалке и менять их можно хоть каждые полгода. И если застучат, то несложную 15-минутную манипуляцию описанную ниже я для себя сделаю совершенно бесплатно.

Считаю, что и мой Aggregate дороговат, но я по случаю прикупил  его не по магазинной цене, а по опту, т.е. буквально вдвое дешевле. У меня их, кстати, два - 1500 и вот этот 3500 - и оба так и куплены по опту. Критериями выбора обоих были металлический корпус, дизайн и обещанная гигантская допустимая нагрузка на фрикцион - люблю, понимаете ли, вечерами или с утреца походя вытащить большую-пребольшую рыбу.

А вот YOLO мне просто подарили и после первой же рыбалки я в нее только что не влюбился. А она и тяжеловата (корпус металлический, как и у Aggregate) и наматывает откровенно так себе, но вот лежит к ней душа и все тут…

Итак… Снимаем шпулю. Тут ничего интересного и все тоже самое как у любой дешевой китайской катушки. И не только дешевой, но и у некоторых дорогих там все тоже самое - имел удовольствие убедиться, просматривая схемы многих разных катушек. Но у Aggrеgate здесь все технически солидней - какие-то пружинки, упорчики и два внушительных подшипника на оси под шпулей. Откручиваем маленький винтик - тот, что возле большой гайки, видите? - откручиваем гайку и снимаем барабан с дужкой лесоукладывателя с оси.

На Stinger барабан снимать не стал. Снятие барабана на нем связано с выбиванием осевого штифта, а я очень не люблю такие манипуляции, потому что эти штифты вечно куда-то теряются и начинается обязательная пляска с бубнами. Поэтому барабан у Aggregate я просто открутил и сдвинул вверх по оси - доступ к винту был открыт.



Под шпулей YOLO AV-2000



Под шпулей Stinger Aggregate SF

Вместе с этим винтиком, спрятавшимся под барабаном, откручиваем и остальные видимые винты - обычно их еще 3, но на какой-то катушке я видел и 4 штуки. После чего снимаем боковую крышку и перед нами предстают внутренности редуктора катушки. Очень забавно то, что внутренности Aggregate мало чем отличались от внутренностей YOLO. Кстати, перед снятием крышки надо снять ручку катушки - прошу прощения, забыл упомянуть.

Обычно в катушках, которые открываются впервые, смазки на деталях какой-то минимум. Возможно это необходимый минимум, а может и банальная лень сборщика на заводе, что кладет смазки разве что для галочки. Я всегда предполагаю худшее, так верней, и потому мне больше по душе версия со сборщиком.



Смазка в катушке есть, но в китайско-жлобском количестве.. Будем добавлять...

Дальше начинается самое интересное… Но прежде скажу, что я не несу  никакой  ответственности за то, что кто-то из вас не имеет ни малейшего представления о технике и работе механизмов. Но при этом прекрасно понимаю «религиозные» чувства «уверовавших» в высокую магию рыболовных катушек. Вне зависимости от причин такой веры - двоечник ли это по физике или просто гуманитарий, для которого механика был далеко не основной предмет.  Объясню в чем тут дело…

А дело тут в том, что я лично отношусь к рыболовным катушкам как очень примитивному механизму. Это довольно простой редуктор, причем с точки зрения механики работающий далеко не в самых тяжелых условиях. Он не подвержен высоким температурам, как редуктора, например, в автомобилях, он не испытывает нагрузок в десятки и сотни килограммов, как механизмы опять же в тех же автомобилях, и соответственно его сопряжениям не нужна микронная точность, а деталям закалка особой твердости. Но при этом иной раз цена этого редуктора наравне, а то и выше чем цена редуктора вашего автомобиля. Нонсенс? Для меня - да! И поэтому я  не понимаю, зачем этому примитивному механизму нужны какие-то дорогущие специальные смазки - обыкновенные литол и солидол подходят вполне! Не подходят графитка и какое-нибудь текучее масло - об этом скажу ниже.

У меня была силиконовая смазка для электроконтактов - я использовал ее как раз для смазки разных контактов в своем автомобиле. Она замечательна тем, что не вымывается водой и при своей густоте довольно мягкая. О том, что она не замерзает даже в самый суровый мороз, и не говорю, а те, кто ловит со льда, совершенно спокойно могут принять ее на вооружение. Так вот этой смазки я набухал в недра катушки с избытком! За исключением, разумеется, обгонной муфты - это такая штуковина, которая открывается взору после снятия барабана - ее смазывать НЕЛЬЗЯ!!!



От души! Теперь моя катушка прослужит лет 50..

Набухивал смазку я в два приема: при максимально выдвинутой и максимально задвинутой оси катушки - по-разному открываются полости между деталями и которые надо заполнить. При всем этом помогал смазке проникнуть в некоторые места пластиковой палочкой. Маленькая деталь: заканчивая процедуру, нужно максимально выдвинуть шток и в освободившееся от каретки место добавить последнюю порцию смазки и тут же закрыть крышкой. Смысл этой последней манипуляции в том, чтобы внутри редуктора именно в этом объемном месте было наибольшее количество густой смазки. Именно это большое количество густой смазки, заполнившее почти все свободное пространство, послужит амортизатором для некоторых деталей, что и  устранит тот самый раздражающий стук - проблема решена!

Теперь нужно сказать, почему не подходят графитка и всякие текучие масла. Графитка штука хорошая, антифрикционные свойства у нее замечательные, детали друг по другу скользят, но только вот не держит эта смазка объем. Размазывает ее по поверхностям деталей и после смазки ею они будут как новенькие, но раздражающий стук никуда не исчезнет. Тоже самое происходит и с текучими маслами, которые к тому же еще и благополучно вытекают.



YOLO AV-2000

Я уверен, что после прочтения всего этого у вас остались ко мне парочка вопросов: почему на новой катушке при малом количестве заводской смазки стук появляется не сразу и как изменится поведение катушки после внедрения в ее механические недра густой смазки, что по сути дела есть тормозящее вещество. Отвечаю…

1. Какой бы ленивый не был бы сборщик, но хоть чуть-чуть, а смазки он положил. И те доли граммов нагрузки, что испытывает редуктор катушки при проводке, эту смазку сразу не выдавливает и то, что есть, превосходно амортизирует. До поры… Потом выдавливает… Кстати, я не оговорился - нагрузка при проводке приманки действительно доли граммов, в худшем случае граммы - рыболовная снасть это определенная система где очень легко, через изгибы, сопряжения и упругости снимаются нагрузки что дают наши приманки и кормушки, которые весят… ну пусть будет 100 грамм, которые делятся, делятся и еще раз делятся. Это физика 5 класс, раздел «Механика».

2. Да, крутиться катушка станет не то чтобы хуже, но как бы более вязко. Я могу это считать проблемой? Если одним из основных критериев считать легкость вращения катушки, то, безусловно. Но для меня это не проблема по двум причинам. Во-первых, легкость вращения катушки ничего мне не дает практически. Скорее тут даже нужно сомневаться в наличии в катушке смазки как таковой - любая смазка не только смазывает, но и тормозит - вы это уже поняли.  А во-вторых, я как-то ржавые гайки на 45 откручивал - что мне катушку с вязким ходом прокрутить?...



P.S. Продолжение темы статьи вот здесь!

катушка, отчет рыбалка

Previous post Next post
Up