Жуткие тайны рыболовных катушек...

Feb 13, 2018 10:06





Довольно часто комментарии к статье бывают намного интереснее, чем сама статья. Статья - это всегда монолог. А комментарии - диалог читателя с автором. Вот один из таких диалогов стал поводом для написания того, что вы сейчас прочитаете…



Не так давно я опубликовал здесь в ЖЖ статью « Почему у меня никогда не шумит рыболовная катушка» (предлагаю вначале ознакомиться с ней) и породившие ее комментарии показались мне очень интересными, за что спасибо их авторам. Набор аргументов у людей, комментирующих ту статью, был не очень велик, но очень показателен. Я их собрал воедино и скомпилировал их вместе со своими контраргументами, немножечко стёбными, вот в эту самую статью.

Вот эти аргументы:

1. В песок (катушку) не кидаем, в воду не макаем, от дождя защищаем.

2. Сочетание старой и новой смазок (или просто разных) создают условия для разрушающих химических процессов. Например, смазка темнеет.

3. "Вязкий" ход не приемлем на малых весах: микро-наноджигджиг, мелковобы и т.д. рыбачить комфортно такой катушкой не получится.

4. Флагманы катушкостроения пытаются сделать старт максимально легким. Потому и всеми способами облегчают роторы.

ВНИМАНИЕ! Речь идет исключительно о безынерционных катушках - у мультипликаторных немного иное отношение к смазкам.



Пункт 1. В песок (катушку) не кидаем, в воду не макаем, от дождя защищаем.

С песком принципиально согласен! Но только принципиально, т.к. ну реально жалко бросать вещь стоящую несколько тысяч денег на песок - поцарапается еще… Если говорить о попадании песка внутрь катушки, то это ж как нужно катушку волозить по песку чтобы в нее набилось хоть сколько-нибудь значимое количество песка и начало там внутри что-то разрушать. Я лично таких манипуляций не совершаю. Возможно есть среди нас какие-то ну очень неаккуратные люди, но это же не система - это частность. Или это катушки стали так плохо делать, что частность стала системой? За что тогда мы платим покупая их такие дорогие?

В воду не макаем? А чего? А вдруг речку переходил, споткнулся о коряжку и ка-а-ак… И так восемь раз подряд... Внутри катушки пластик, инертные относительно воды металлы (алюминий и латунь). «Инертные» - означает, что им вода принципиально ниочем. Ну, не корродируют они от воды, да еще и обволокнутые смазкой.  Конечно же, почти любую смазку можно вымыть из недр катушки водой, и тогда опасения вроде бы становятся понятны. Но только невозможно это сделать тем мизерным количеством воды, что попадет через технологические щели внутрь катушки.  К тому же это мизерное количество воды не оказывает на смазку существенного давления струей. А смазку растворяемую в воде я лично попросту не знаю. Если кто знает, то подскажите, пожалуйста - очень интересно. «От дождя защищаем» из той же серии, что и «в воду не макаем» - не сахарная катушка-то.  Не зонтик же к ней, в самом деле, в комплект прилагать…



Пункт 2. Сочетание старой и новой смазок (или просто разных) создают условия для разрушающих химических процессов. Например, смазка темнеет.

Начнем с того, что достаточно химически стойкие материалы упомянуты выше: пластик и латуньки-алюминьки. И продолжим пластиком корпуса катушки, которому из химии может повредить разве что ацетон. Крайне сомнительно, что ацетон можно получить смешением разных смазок, хоть старые они, хоть  новые. А для разрушения алюминия или латуни нужны уже кислоты - попробуйте получить хоть какую-нибудь кислоту смешением, например литола и скажем спецсмазки типа Shimano Grease (тоже, кстати говоря, товар и используется не только для смазки рыболовных катушек, но и велосипедов).

Смазка темнеет… Ну, я не знаю ни одной смазки, которая в процессе работы в конечном итоге светлеет или хотя бы сохраняет свой первозданный колер. Потемнение смазок вследствие их работы - это нормальное физическое явление и особенно в агрегатах, где присутствует высокая температура, чего слава Богу нет в рыболовных катушках. Влияет ли это потемнение на свойства смазок? Нет конечно же! Потемнение смазки еще не признак ее гибели, а только лишь восприятие ею каких-то воздействий материалов окружающих деталей. К этому можно отнести черную колеровку смазки оксидом алюминия, той самой ерунды, что оставляет свой черный след на пальцах, если потереть ими какую-нибудь алюминьку. В «катушечном» случае алюминиевая, например часто каретка (кулиса) на штоке. Или алюминиевый корпус, как в паре моих катушек.



Пункт 3. "Вязкий" ход не приемлем на малых весах: микро-наноджигджиг, мелковобы и т.д. рыбачить комфортно такой катушкой не получится.

Вот что хотите говорите, но я не вижу связи между вязким ходом катушки, микро-наноджигитовкой и ловлей на мелковоблеры. Для всех упомянутых методов ловли важны всего три момента: свободный сход лески (шнура) со шпули катушки, чувствительность снасти и укладка лески на шпулю катушки.

На свободный сход лески со шпули количество и густота смазки в недрах катушки никак не может оказывать хоть какое-то влияние - дужка откинута и лети ты леска куда хочешь. К чувствительности снасти смазка, опять же в недрах катушки, так же не имеет никакого отношения, т.к. тактильная информация с  того конца лески передается по леске же, далее через тюльпан на бланк и по бланку в руку рыбака - наиболее короткий и механически жесткий путь. На укладку действительно может влиять слишком густая смазка, но не более чем на уровне погрешности изменяя конусность укладки. В крайних положениях штока, между определенными деталями катушки присутствует (или отсутствует) слой смазки и поэтому при добавлении густой смазки ход штока хоть чуточку, но сокращается за счет заполнения  смазкой люфтов. При этом еще и стуки в катушке убираются, о чем и говорилось в упомянутой статье. В целом же за укладку лески на шпулю отвечает взаиморасположение деталей катушки, которое может быть более или менее точным по воле производителя.

«Рыбачить комфортно» - у каждого человека свои понятия о комфорте. Лично мне нравится мягкий и вязковатый ход катушки, благо больших усилий для ее вращения не требуется, т.к. катушка именно густо смазана, а не зажата.



Пункт 4. Флагманы катушкостроения пытаются сделать старт максимально легким. Потому и всеми способами облегчают роторы.

Вот к таким утверждениям я отношусь крайне осторожно. Почему? Да потому что здесь за версту пахнет маркетингом и желанием производителя удешевить технологию ради увеличения маржи (подешевле сделать и подороже продать). Как так? Вот вам пример…

Все рыболовные катушки когда-то производились с металлическими корпусами. Вначале они были какими-то коваными, штампованными, потом пошло литье, потом в дело вступила порошковая металлургия (до сих пор такие производства существуют и я уже упомянул выше две свои современные катушки с алюминиевыми корпусами), а затем начали выпускать пластмассовые корпуса. Но просто словосочетание «пластмассовый корпус» (как в СССР прям - кто помнит, тот знает о чем я) с точки зрения продвижения товара не звучит совершенно, а словосочетания «композитный материал», «графитовый корпус», "CI4", "CI4+", "Zaion" и прочая, прочая, как раз то, что доктор прописал для создания определенного высокотехнологичного образа. Но суть осталась прежней - корпуса все равно пластмассовые, сделанные из того или иного пластика. То, что пластик может иметь в себе графитовую составляющую, химики, безусловно, нам подтвердят. Так вот главное во всем этом то, что производство корпусов катушек, как методом порошковой металлургии, так и пластмассовым литьем - это очень дешевые технологии, как их не назови. Намного дешевле ковки, штамповки и литья металла в формы. Но цены на катушки в магазинах в целом... ну не подешевело точно…

Вот ровно такое же циничное отношение лично у меня к тем самым облегченным роторам. Из чего их стремятся делать? Раньше их делали из латуни (речь о парах зацепления в которой как минимум одна из деталей всегда была латунная). Оно и понятно: латунь металл недорогой и коэффициент трения подходящий. А теперь из чего? Из какого-то композитного сплава? Что это такое мы уже знаем - пластмасса того или иного вида. Пластмасса в составе пары зацепления иной раз воспринимающей нагрузку? Даже в дешевых китайских десятицентовых катушках я такого не видел. Из титана сделают? Так это же в три раза дороже латуньки, хотя титан и вдвое ее легче. Ну и какой смысл? Из магния? Ну-ка, ну-ка... Да! Именно из магния! Ну, конечно же, из магния!!! Ведь он же легче латуни аж вчетверо. Вау-у-у!!!  Круто!!! Дайте две!!! Шимано-мимино! Умца-умца, дри-ца-ца!!! Ёу, ёу!!! О-хо-хо!!!

Но я убежден, что нас всех держат за дураков когда говорят, что если ротор магниевый то это очень, очень здорово. А знаете почему? А потому что коэффициент трения у пары магний-сталь вдвое больше чем у пары латунь-сталь. Вдвое, Карл!!! Но зато катушка на сколько-то грамм легче... Что важней? Очевидно важней всего то, что при большом тираже выпуска катушек производитель сэкономил несколько сотен тысяч (или миллионов) денег на разнице в цене дешевых магниевых заготовок против подороже латунных (раз этак в восемь разница). И ровно тоже самое относится и к цинковым сплавам - только разница в цене за тонну деталей несколько меньше, а по трению одинаково с магнием. А вы крутите катушку, Шура... Крутите... Не отвлекайтесь... У ей ротор магниевый... Облегченный...



Вообще, надо сказать, маркетологи молодцы - они подарили нам массу предрассудков, в которые мы с вами фанатично верим. Ну, например, у парочки производителей я встречал в описаниях катушек упоминания, что главная пара выполнена по технологии «сталь по бронзе». Красиво, блин, а… Сталь и по бронзе... И с загадочным прищуром так: вж-ж-ж-жух... сталь по бронзе-е-е! Вопрос: а главная пара содержащая в себе тот самый латунный червяк (он же ротор) и стальную шестеренку, не тоже ли самое, но без красивого названия?

Или такое... В огромном количестве описаний катушек особо подчеркивается, что «буртик шпули покрыт нитридом титана, бла-бла-бла, бла-бла-бла!». Я проникнулся… Честно… Нитрид титана - это вам не какой-то там оксид алюминия, а самый настоящий ого-го-го! Но вот на фото ниже ложечка… Обычная чайная ложечка, которая, кстати говоря, старше меня самого, а мне в этом году уже полувековой юбилей отмечать. Вот видите на ней позолотку? Так это не позолотка, а…. бар-р-рабаная дробь… и мы встречае-е-ем… нитри-и-ид титана-а-а! Дешевая технология покрытия нитридом титана известна уже давно, очень давно. Но как звучит... Нитрид титана! Целый нитрид титана!  И так во всем в катушках и не только в них - нечто декоративное преподносится как значимое инженерное решение, да так, что непонятно как мы вообще пользовались катушками без покрытия буртика шпули нитридом титана... И ведь даже рыбу ловили... Чудеса, да и только...

Кстати! Пока не забыл: а что мне на практике дает максимально легкий старт катушки? Вот  никак в толк не возьму. Воблер по иному затрепыхается и на него больше рыбы наклюет? Вертушка с иной частотой завертится и тоже наловит больше? Объясните кто-нибудь, что ли...



Однако конфликт мнений о смазке катушек все равно налицо - иначе не возникли бы эти четыре вопроса. Может, попробуем если не разрешить конфликт, то хотя бы определить его суть для общего понимания?

Лично мне кажется, что все дело в разном отношении к катушкам. Есть огромное число людей относящихся к катушкам как к чему-то очень тонкому, на уровне отношения к приборам точной механики и оптики - дышать рядом нельзя, плохо думать тем более! И я прекрасно понимаю откуда у них такое отношение - это как раз прямой результат деятельности маркетологов и специалистов по рекламе плюс, благодаря их же усилиям, довольно высокие цены на катушки (и не только). Маленькие примеры, как простое можно наречь чем-то особенным и тем самым держать цену, я только что привел выше.

Кстати маркетологов и рекламщиков с радостью поддерживают и всевозможные специалисты по ремонту и техобслуживанию катушек. Ремонт и ТО катушек - это их хлеб и чем больше вокруг катушек всяких умных слов и загадочных названий, тем для них лучше - шаманство то еще... Соответственно и смазки положено (по их мнению) применять особые,  специальные, ни разу не литол и не всякие силиконовые смазки как это было в моем случае (смотри упомянутую статью). Иначе: а-та-та и геена огненная! И вот в этот самый их хлеб этой самой статьей, которую вы сейчас дочитываете (один абзац остался - наконец-то!), я чуточку добавил горчинки.  Ну, вы уж простите меня, ребята-специалисты... Запейте сладеньким... Вы же можете себе сладенькое позволить - вон сколько легковерных лопухо... эээ... клиентов вокруг...

Мое же отношение к катушкам гораздо проще! Мне довелось иметь дело с куда как более сложными и тонкими механизмами, чем рыболовные катушки, я прекрасно понимаю разницу требований к тем механизмам и рыболовным катушкам, и отсюда выношу свое представление о черезмерности трепетного отношения к катушкам же. Считаю рыболовные катушки очень примитивными агрегатами, отношусь к ним соответственно и потому не стесняюсь применять всякие литолы и любые попавшиеся под руку подходящие смазки. Вот так вот просто...

P.S. Очень хочу увидеть хотя бы одну катушку убитую литолом...

катушка

Previous post Next post
Up