The Guest from the Future / 1 / Гостья из будущего

Mar 30, 2009 05:41

Я начинаю новую серию эссе о фильме "Гостья из будущего", которому уже 25 лет, но слава его не меркнет до сих пор (хотя, я знаю, найдутся и критики).

Гостья из будущего:

1. банальное --- фантастическое. Кефирный парадокс

автор: Александр СЕДОВ (с), 2009 г.




«Если в подвале старого дома вы вдруг обнаружили машину времени, никогда не включайте её без разрешения взрослых»

Предупреждение в начале второй серии

Включение

В фильме «Гостья из будущего» Коля Герасимов, ученик 6 «в» 20-ой московской школы, случайно «заехав» на машине времени в 2084 год, вынужден всё время оправдываться, что он, «понимаете, просто пошел в магазин за кефиром, а тут такое…». В правдивость своих слов он демонстрирует авоську с пустыми бутылками, которые он планировал сдать в магазине.

 



О кефире он говорит всем подряд, начиная от робота Вертера в Институте Времени, и заканчивая говорящим козлом в КосмоЗоо. Но «жителям» будущего нет никакого дела до похода Коли в магазин. И сказкам про кефир они не очень-то верят, или просто не интересуются.










Чем дольше Коля пребывает в будущем, тем реальнее флипперы, космодромы, почтовые грузовики на Луну, галактические пираты и бластеры, и тем сомнительнее кефир. Ну какой может быть кефир, если за тобой гонятся космические пираты?

Меня всегда удивляло, что в Москве Будущего ничего не знают про этот простейший кисломолочный напиток (между прочим, Коля всухомятку, но весьма аппетитно сжевал какой-то «будущный» бутерброд). Если уж цивилизация конца 21-го века изобрела машину времени и миелофон, если посылает на край вселенной третью звёздную экспедицию, то почему обходится без кефира? Ведь люди не отказались от прогулок пешком или от того, чтобы дышать кислородом.

Уже при первом просмотре фильма я сформулировал рабочую гипотезу, объяснявшую кефирный парадокс (теорию продуктового дефицита я отмел как противоречащую идее «прекрасного далёка») - допустим, кефир в Будущем будет известен и, возможно, даже популярен среди землян, но космическим гангстерам всё время не до него, то охотишься за формулой абсолютного топлива, то гоняешься  за миелофоном… А, вот, так просто присесть, отдохнуть, подумать о вечном, о смысле жизни за рюмкой кефира - некогда.

Пираты vs. кефир

Но вернемся к сюжету. Как только в погоне за учеником 6 «в» космические пираты переместились в наше время, всё встало на свои места. В первом же завтраке в 1984 году пират Весельчак У отказывается от космических пилюль в пользу кисломолочного напитка:

- А ты пробовал местный кефир? - говорит он своему вожаку Крысу, будто фокусник, вынимая бутылку из рукава. - Будь моя воля, взял бы на борт пару ящиков.

В повести Кира Булычева «Сто лет тому вперед», послужившей основой для киносценария, кефир упоминается как деталь второстепенная, родители могли послать Колю в магазин не за кефиром, а за картошкой, и не в магазин, а к бабушке отнести швейную машинку или испеченные пирожки. В фильме на кефире сделан смысловой и визуальный акцент. Весельчак наливает его из стандартной бутылки Аксайского завода в кубок зелёного хрусталя, будто в Чашу Грааля - со священным трепетом и вожделением.




Оператор Сергей Онуфриев так аппетитно снял этот эпизод, что не только кефир, но и космический пират будто светится изнутри. И доверчивому зрителю может показаться на миг, что в инопланетянине Весельчаке проявилось что-то человеческое. И вообще, когда он рядом с кефиром (а таких сцен в сериале две-три) он и не очень-то злодей. Я не утверждаю, что кефир - волшебный напиток, очищающий иноземную душу от скверны, но есть в нем что-то от сказочной живой воды. Процентов пять-десять?

В фильме мало говорится о том, кто и откуда эти пираты, - практически ничего, - есть, правда, небольшое признание Весельчака, что он не прочь стать фермером-животноводом на какой-нибудь тихой планете, если бы не страсть мучить других. Не уверен, что можно полностью доверять словам космического злодея (не бравировал ли он перед своим подельником?). Суть его злодейства немного прояснена в повести Булычева:

«Рассказывают, что как-то их поймали на туманной планете Ретиспера и решили показать тамошнему главному врачу-психиатру. Можно их вылечить? Тот их обследовал три месяца, ночей не спал, сам похудел на восемь килограммов и наконец доставил диагноз: «Полная атрофия совести». Что означает: нет в них ничего похожего на совесть, непонятно им даже, что такое стыд, раскаяние и даже жалость. Они и друг друга никогда не жалели.

Главного психиатра с планеты Ретиспера спросили:

- А что теперь с ними делать? Как лечить? Ведь нет неизлечимых болезней.

И врач ответил:

- На нашей планете уже справились со всеми болезнями. Но с этим редчайшим заболеванием справиться невозможно. Случай безнадежный. Будем думать, искать пути, лекарства…

Но, пока шли эти переговоры, пираты оглушили охрану, чуть не убили врача-психиатра и убежали. Так что вопрос, как лечить людей с полной потерей совести, остался открытым.

И вот такие люди случайно оказались в Москве».

Может, такое лекарство всё-таки есть? Уж, не за кефиром ли стремились сквозь парсеки и световые годы наши злодеи, сами того не понимая? Может, сама космическая судьба вела их в этот заброшенный деревянный дом в центре Москвы, где они по-мещански, но вполне по-человечески уютно обустроились? Ведь, в конце концов, их злодейские планы сорвались, а сами злодеи угодили в ловушку.

Каждый раз, пересматривая финал фильма, глядя как пиратов, будто деревянных чурбанов, уводят в капсулу машины времени, я почему-то верю, что в будущем этих последних в галактике космических пиратов ждет искреннее раскаяние (как пирата Бармалея, побывавшего в желудке у крокодила). Даже, несмотря на то, что свои сердца они давно заменили на механические (о чем упомянуто в повести).

Кефир как мифологема

Есть в кефире какая-то изначальная доброта бытия, некая сермяжность, естество и упрямство. В моём детсадовском детстве кефир ценился почему-то выше кипяченого молока. Может, из-за того, что на нем не было пенки? А, может, еще и из-за того, что когда пьешь кефир, особенно чувствуется его прохлада и глубина кружки. А если еще в него положить две ложки сахара - получится королевский напиток. (И уж точно, выпей Гертруда не вина, а кефиру, трагедия «Гамлет» не закончилась бы так печально.) Конечно, в фильме «Гостья из будущего» кефир не более чем смысловой акцент. Но и не менее. Не знаю насколько сознательно режиссер Павел Арсенов подошел к этой кисломолочной теме, - кто-то, возможно, увидит в кефирных эпизодах только «прикол». На мой же взгляд, тема кефира присутствует в фильме в качестве эйдоса (в самом что ни есть древнегреческом смысле) - как идея, которая позвала/подвигла Колю Герасимова совершить опасные, но такие необходимые человечеству приключения.

Полагаю, режиссер Павел Арсенов сознательно делал фильм «мифологическим» (если хотите, - «архитипическим»), и кефир - один из компонентов, одна из мифологем. Повесть «Сто лет тому вперед» - приключения, сказка. Авторы фильма превратили эту историю в Миф. Взять тот же заброшенный дом. В повести это просто старый дом, где скрываются космические пираты. Писатель Кир Булычев «прятал» машину времени в ином месте - в одной из обычных московских квартир, - может быть, по примеру Михаила Булгакова. Как в совершенном другом фильме заявила Манька-Облигация: «Мало ли в Марьиной роще воровских малин!». Действительно, заброшенными домами и уголовниками в них не удивишь.




Другое дело, фильм: здесь старый дом - место концентрации тайн. Тут не только временно укрываются пираты, но и, самое важное (!), в его подвале - машина времени. И даже больше. Стараниями художников фильма подвал дома, приготовленного под снос, превратился в Храм Времени, или, точнее сказать, в его Преддверие, ибо кабина машины времени находится за Дверью, а перед ней комната-зала Перед-Дверью с псевдо-мегалитическими (а, может, и не псевдо?) росписями, и с двумя рядами античных колонн. Ясно, что это уже больше, чем декорация к фильму, - зритель чует за этим концепцию… концепцию Времени?




Когда Коля ночью приводит своего друга Фиму в этот подвал (в доказательство своих приключений), ошарашенный Фима восклицает:

- А зачем они всё это построили здесь?

- А я почем знаю? - отвечает Коля. - Ты у них спроси.

Я тоже не знаю, зачем авторы фильма выстроили перед машиной времени преддверие храма, но от самой мысли об этом (и о том, на какую идею они замахнулись) аж дух захватывает. Как говорится, от кефира до фантастики - только шаг.

и

---------------------------------
I am beginning a new essay series about Soviet/Russian teenager sci-fi TV mini 'The Guest From the Future' produced in 1984. 25 years passed! However, this TV mini is highly popular hitherto! Here is some info about the film:

http://russart.com/movie-info-1509-Gostya-Iz-Buduschego-Guest-from-the-Future

http://en.wikipedia.org/wiki/Guests_from_the_Future
http://www.imdb.com/title/tt0086723/

you can see episode 1 here (sorry, without English subtitles)

The Guest from the Future:

1. Banal --- fantastic. The Kefir Paradox

Author: Alexander SEDOV (c), 2009, essay

“If you have found the Time Machine in the cellar of an old house - please, never switch on it without the permission of adults”.

A warning at the beginning of Episode 2

Inclusion

In TV mini ‘The Guest from the Future’, with the Time Machine a 6-grader Kolya Gerasimov has accidentally found himself in 2084, where he is forced to justify himself that, as he says, “you see, I just went for a kefir in the store, but suddenly…” In his defence, he shows the string bag with the empty bottles that he intended to hand in the store.



He tells about a kefir everyone: from robot Wherter in The Scientific Research Institute of Time - to the speaking billy-goat in the Space-Zoo. But the “inhabitants” of Future do not have any business to Kolya’a visit in the store. Also they believe very little in the tall stories on a kefir (info - Wiki).

The longer Kolya is presenting in the future, the more really there are flippers, spaceports, postal spaceships to the Moon, galactic pirates and blasters and the more doubtfully a kefir is. Well, what the kefir, if the space pirates pursue you?










I am always surprised that in Moscow of the Future the inhabitants never know about this elementary dairy drink (by the way, Kolya ate some “future-burger” without drink after). If the civilization of the late 21st century has invented a time machine and the mielofon, if it sends the third star expedition to the end of the universe, why it does without some kefir? After all people have not refused walks on foot or breathing oxygen.

Already at the first viewing of the film I have formulated the working hypothesis explaining Kefir paradox (the theory of grocery deficiency was swept aside by me, because it defied to an idea of «a Beautiful Future») - let’s admit that in the Future a kefir will be known and, probably, even is popular among earth dwellers, but the space gangsters all time do not have any business to it, because they hunt for the formula of absolute fuel, then chase for the mielofon… And, here, so simply to sit down, relax, think about eternal, about meaning of the life with the wine-glass of kefir - there is no time.

Pirates vs. kefir

Return to the story. As soon as in a pursuit for the 6-graded pupil, the space pirates have moved in our time, everything came into place. At the first breakfast in 1984, a pirate Veselchak U (Jollier U) refuses from the space pills in favour of a sour-milk drink:

“Did you taste local kefir?” - he tells to the leader Rat and as if the conjurer, taking out a bottle from the sleeve. - “If I can, I would take pair of boxes aboard”.




In Kir Bulychev's story «One Hundred Years Ahead», as the basis for the screenplay, a kefir is mentioned as a secondary feature, the parents could send Kolya in the shop not for kefir, but for potatoes, and not in the shop, but to carry the sewing machine or the baked pies to the grandmother. In the film the semantic and visual emphasis is placed on kefir. Pirate Veselchak pours it from a standard bottle of Aksakov factory in a cup of green crystal, as if in the Bowl of Graal - with sacred trembling and desire.

A cameraman Sergey Onufriev so appetizing has filmed this scene, that not only kefir, but also the space pirate as if is shone from within. For an instant, the trustful audience can be surprised in that the alien Veselchak was showed something human. And, in general, when he is near to kefir (in the film, such scenes are two-three) - he is like a villain less than usually. I do not assert that a kefir is the magic drink clearing an alien soul, but there is something from “aqua vita”, a fairy-tale water of life. It’s five or ten percent, maybe?

The film little says about who are and whence these pirates (anything in fact), - true, there is a Veselchak’s short recognition that he would like to become the farmer-cattle breeder on any silent planet if not passion to torment others. I'm not sure that you can fully trust the words of the space villain (whether he paraded before the fellow worker?). The essence of its villainy is cleared in Bulychev's story:

«There is story about how they were caught on a foggy planet of Retispera, and they were shown to the local Chief Doctor-psychiatrist. Can they heal? Doctor surveyed them three months, did not sleep at the nights, he has grown thin for eight kgs himself and finally delivered the diagnosis: «Full atrophy of conscience». That means: they have nothing similar to conscience; they do not know what are a shame, remorse and even pity. Also they never were sorry each other.

The Chief Doctor-psychiatrist of Retispera planet has asked:

“What we must to do with them now? How to treat? After all there are no incurable illnesses.

Doctor responded:

“Here, on our planet, we already have coped with all the diseases. But it is impossible to consult with this rare disease. This case is hopeless. We will think, search for ways, medicines … And while these talks go, the pirates have stunned the security, nearly have not killed the doctor-psychiatrist and have escaped. So a question how to treat people with full loss of conscience remained opened. Imagine what the people have casually appeared in Moscow».

Maybe, does such medicine exist? Maybe, did our villains aspire through parsecs and light years for a kefir, even without understanding it? Perhaps, the space destiny made their fates in this derelict wooden house in the centre of Moscow (where the pirates positioned themselves in petty bourgeoisie style). After all, eventually, their rascally plans have broken, and the villains have got into a trap.

Each time, reviewing the film ending, looking at the pirates as if the wooden blocks are withdrawn in the Time Machine capsule, I do believe for some reason that in the future these space pirates (the last in a galaxy!) will go to the sincere repentance (like a pirate Barmaley, who has visited a stomach at a crocodile). Even, in spite of the fact that they have replaced own hearts for mechanical ones a long time on (as mentioned in the Bulychev’s story).

Kefir as Idea

There is some initial goodness of being in a kefir, some baffling simplicity, naturalness and obstinacy. In my kinder-garden’s childhood, a kefir was appreciated for some reason above boiled milk. Maybe, because had it no foam? Maybe, also because when you drink kefir, its cool and depth of a mug are especially felt. Yet you can put two spoons of sugar in it - you will get the royal drink. (Certainly, if Gertrude drank not vine, but kefir, the tragedy "Hamlet" would not end so sadly.) Indeed, in a film «The Guest from the Future», a kefir is not more than semantic accent. But also is not less. I do not know how much consciously director Pavel Arsenov approached to this sour-milk theme, - someone might see in the “kefir” scenes only "trick/catch". On my view, the kefir theme is present in the film as an eidos (in very Ancient Greek sense) - as the idea, which has called/has induced to Kolya Gerasimov to make dangerous adventures that so necessary for mankind.

I believe, film director Pavel Arsenov deliberately did the movie "mythological" (if you want - “archetypical”), and here a kefir is a component of mythology. The story «One Hundred Years Ahead» is sci-fi adventure genre with the elements of a fairy tale. The filmmakers have transformed this history into the Myth with a capital letter “M”. Instance, the derelict house is. In the story it is just old house, where the space pirates hide. The writer Kir Bulychev "hid" the Time Machine in different place - in one of usual/typical Moscow apartments, maybe, to Mikhail Bulgakov's example.

Another point is the film: the old house here is a place of concentration of secrets/mysteries. Here not only pirates, but also, the most important (!), in its cellar the Time Machine take cover. I say more. Thank to the art directors’ efforts, the cellar of the house, is due for demolition, has turned to Time Temple, or, more precisely, in its Threshold. The time machine cabin is behind the Door, before it is a room-hall (I’d name this as “Before-the-Door-Hall”) with pseudo-megalithic pictures (maybe, not pseudo?) and two rows of antique columns. Clearly that it already is more than the set to a film, - the viewer feels behind it the concept …  the conception of Time?

When Kolya brings his friend Fima in this cellar at night (as proof of the Kolya’s adventures), dumbfounded Fima exclaims:

“What for did they build THIS ALL here?”

“Why must I do know it?” - Kolya responses. - “Ask them, not me”.

I too do not know, what for the filmmakers have built a temple threshold before a time machine, but from the thought on it (and about on what the idea they meant) I caught my breath. As they say, from kefir to a fantastic is only a step.
     

Гостья_из_Будущего, sci-fi, essay, guest_from_the_future, movie

Previous post Next post
Up