Венеция: в поисках Альда Мануция

Feb 18, 2018 17:11




Бюст Альда Мануция. Автор: Gaetano Zennaro (1862-1863)

Прогуливаясь по улочкам Венеции, можно наткнутся на типичный венецианский дом на широкой улице рио тера Секондо (rio terra Secondo). На доме № 2311 висит широкая таблица:

Manucia gens eruditor
Nem Ignota Hot Loci
Arte Tipographica Excelluit



Manucia gens eruditor Nem Ignota Hot Loci Arte Tipographica Excelluit

«Учитель из рода Мануциев, о котором всем известно, в этом месте совершенствовался в искусстве типографии» (лат.)

О великом Альде Мануции я подробно рассказывал ранее (см. Альд Мануций приветствует читающего...).

Печатники в Венеции появились уже через несколько лет после изобретения Гутенбергом «подвижных литер» (впервые пущенных в ход в Майнце около 1440 года).

Один из первых венецианских печатников - Джованни Да Спира, получивший привилегию на печать в 1468 году. Этим годом датирована первая известная нам книга, отпечатанная в Венеции, - «Письма Цицерона». Еще до него в городе работал священник Клементе да Падова (Клемент из Падуи).

Но издатель-печатник, которым город может гордиться более всего, - Альдо Мануцио, или Альд Мануций, - тот самый, которому посвящена памятная табличка.



Дом на Rio Terrà Secondo, 2311

Именно он разработал в 1501 году (по заказу болонца Франческо Гриффо) шрифт, которым мы все пользуемся. Это курсив - изящно наклоненная версия римского шрифта (roman), который на компьютерах всего мира обозначается сейчас не иначе как italic! Русифицированные версии компьютерных текстовых редакторов обозначают наклонный шрифт как «курсив» (само это слово происходит от латинского cursiva littera, «беглый почерк»). Но для переключения на него все равно используется «аккорд», в котором задействована клавиша I.

Но новаторство типографа этим не ограничилось. Именно ему мы обязаны изобретением «карманных книг», формата в 1/8 долю листа. Первым «покетбуком» оказалась «Книга песен» Петрарки, выпущенная на рубеже XV-XVI веков.

«Ин-октаво» Петрарки оказалось не только «первым покетобуком», но и «первым лонг-селлером» из числа светской литературы: эти томики выпускали вплоть до XIX века, их носили в своих дорожных сюртуках Байрон и Батюшков.

Многозначительный факт, свидетельствующий об открытости Венеции не только в торговых делах: в 1530 году здесь впервые был напечатан при помощи подвижных литер Коран. И не только: до сих пор во всем мире Талмуд издается с той же пагинацией, что была в первом издании Даниэля Бомберга, напечатанном в Венеции в 1520 году.



Необходимость единообразной пагинации Талмуда связана с особенностями обучения в еврейских религиозных школах, хедерах и йешивах, подразумевающего заучивание и толкование определенных страниц Талмуда. Поэтому в любом издании Талмуда сохраняется нумерация 2947 листов, или 5894 страницы.

Самостоятельно печатать книги евреям не дозволялось, но их привлекали в качестве «консультантов» в христианские типографии, пока наконец в 1533 году между ними не вспыхнула распря, за которой последовали взаимные обвинения в «кощунстве». После чего Совет Десяти повелел сжечь все еврейские книги на пьяцце Сан-Марко.

В поисках дополнительных изображений Альда наткнулся на два портрета (привожу ниже). Очень часто их указывают как портреты Мануцио - видимо, исходя из наличия берета и книги.

Также я нашел целый музей, посвящённый Альду (museo delle scritture Aldo Manuzio). Он размещается в Бассиано, где в 1449 году родился наш герой (Адрес: Bassiano, in Via Sezze 1). Надо будет обязательно его посетить при следующем визите в Италию.



Франческо Маццола известен как Пармиджанино (Francesco Mazzola detto il Parmigianino). Мужской портрет. Монте-Карло, Maison d'Art.



Portrait of a Young Man with a Green Book (Портрет молодого человека с зеленой книгой). Джованни Кариани. Fine Arts Museums-San Francisco.

СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА БИБЛИОФИЛА (ПОСТАТЕЙНОЕ)

Внимание!!! Если Вы копируете статью или отдельное изображение себе на сайт, то обязательно оставляйте гиперссылку непосредственно на страницу, где размещена первоначальная статья пользователя aldusku. Copyright © aldusku.livejournal.com Тираж 1 штука. Типография «Тарантас».

издатели, Италия, Библио

Previous post Next post
Up