Про "Танк Пороховщикова" см.
https://alan-a-skaz.livejournal.com/58502.htmlРодинаслонов. Танки и бронетехника.
https://alan-a-skaz.livejournal.com/32664.htmlСнова о "полугусеничных танках".
https://alan-a-skaz.livejournal.com/33241.htmlРодина слонов, полугусеничные танки и неисправимые брехуны.
https://alan-a-skaz.livejournal.com/32131.htmlПродолжая тему, начатую ранее - см. про "Танк Менделеева"
https://alan-a-skaz.livejournal.com/57993.htmlТам основанием для претензий на приоритет стал бумажный проект, даже на бумаге не жизнеспособный, - поскольку содержал массу грубых ошибок, и заведомо не был способен к выполнению предполагавшихся для него задач.
Но были и проекты, дошедшие до воплощения в металле и даже до испытаний. С ними как было?
2. Есть известная фраза, которую повторяют в разных вариантах и приписывают разным источникам, но общий смысл такой, - в нынешней (для того времени) России есть три дорогие и ненужные вещи: царь-колокол, который не звонит; царь-пушка, которая не стреляет; и царь-тряпка, который не управляет.
Если бы не секретность, окружавшая проект Лебеденко, в этот список можно было бы прибавить и царь-танк, который не способен двигаться.
Хотя на тот момент слово "танк" еще не стало общеупотребительным для гусеничных боевых машин, да и машина Лебеденко была оригинальной колесной боевой машиной, а вовсе не танком в общепринятом смысле.
Гигантское подобие орудийного лафета с 9-метровыми ведущими колесами, по замыслу автора способное двигаться по полю боя, ужасая и уничтожая полчища противника, весило по проекту 40т, в реальности - в полтора раза больше.
В качестве двигателей были использованы 2 трофейных мотора по 240л.с. от немецкого дирижабля.
Сама царская Россия была неспособна производить двигатели такого класса мощности, а зарубежные их поставки во время войны были проблемны, и даже будь конструкция Лебеденко боеспособной - ее серийное производство оказалось бы невозможным по этой причине.
Но у бронемонстра Лебеденко хватало и других, не менее важных, недостатков.
Прежде всего, составлявшие основу конструкции гигантские колеса, на относительно весьма тонких спицах, были очень уязвимы: обычные осколочно-фугасные снаряды дивизионных орудий противника быстро превратили бы их в обломки.
Огромная кабина, прикрытая броней в 10мм, защищала только от пуль обычного винтовочного калибра, и тоже являлась прекрасной мишенью (в проекте было 7мм, и это недостаточно защищало даже от винтовочных и пулеметных выстрелов бронебойными пулями).
Огромный размер чудо-юда делал невозможным его перемещение в собранном виде не только по ж/д, но и по обычным дорогам.
Казалось бы, невелика беда для машины, рассчитанной на движение по бездорожью, пусть и небыстрое (при энерговооруженности 8 л.с./т проектные 10км/ч по бездорожью и 17 км/ч по шоссе, - если бы в тогдашнем мире нашлось шоссе шириной более 12м, - казались вполне достижимыми).
Однако, гладко было на бумаге. То ли расчеты оказались слишком уж далеки от реальности, то ли опытный образец оказался слишком уж далек от проекта, то ли и то и другое сработало, - но на ходовом испытании монстр вскоре застрял, увязнув задним опорным катком в мягком грунте, и вытащить его оказалось невозможно. Так он и простоял несколько лет до отправки в металлолом.
Столь ублюдочная конструкция, с ее очевидными любому грамотному человеку недостатками, получила путевку в жизнь благодаря Е.И.Н. Никки. Изобретатель добился возможности показать государю деревянную модельку с пружинным заводом, - и коронованный оболтус, до конца своих дней остававшийся великовозрастным недорослем, по детски возрадовался игрушке, выделив 210 тыс. рублей (по тем временам весьма изрядная сумма) на реальное воплощение ее в проектных размерах.
Уточним сроки: разработка проекта была начата в 1914г., судьбоносная аудиенция состоялась в январе 1915г., до испытаний дошло к концу августа-началу сентября 1915г.
Так что и на этой стадии монстр Лебеденко не оправдывает претензии на приоритет, даже если "забыть" про его нежизнеспособность.