* продолжение к
https://alan-a-skaz.livejournal.com/309993.html1. Свидетели РКМП любят, морща нос на крупносерийные советские копии "Фордзонов", заявлять: "а вот зато при царе-батюшке были свои, оригинальные, РусскиеЪ трактора Мамина". Да, были. А вот поставить их в серию - не удалось.
2. Вот уже советского времени трактор Мамина "Карлик":
Первые экземпляры были сделаны в Балакове, а вот серийное (ну, по тем порам, как бы серийное; в РИ и такого не было) производство было уже при поддержке Советского правительства налажено.
3. Стандартная на этом месте ария свидетелей РКМП: но ведь Мамин - царский изобретатель, он свои конструкции при батюшке-царе еще придумал, при чем тут Советская власть?
Невдомек им, убогим, задуматься: почему при царской власти все-таки не было серийного выпуска тракторов Мамина, а при Советах он начался?
А вот почему: в царское время Мамин обещал на своем заводе в Балакове производство 250-300 экз. в год, но заказов не получил, государственных субсидий не добился, на свои средства начинать впрок серийное производство не рискнул. Так всё дело и застопорилось на 4 (четырех!) опытных экземплярах "Русского трактора", не нашедших покупателей даже на столь малую партию.
4. При Советах сначала "3 марта 1921 года Наркомзем попросил ВСНХ принять срочный заказ на 150 тракторов «Гном» при условии месячной производительности 10 машин" (модель "Гном" - это тоже советское время, 1919 г.) Но - не удалось тогда и это обеспечить. Позже "коллегия Наркомзема своим решением от 25 сентября 1922 года отпустила бывшему хозяину завода в Балакове, Якову Васильевичу Мамину, 120 тыс. руб. золотом на дооборудование балаковского завода и командировала его в Германию для закупки станков."
5. Однако завод в Балакове даже при батюшке-царе не отличался темпераментом, несмотря на обещания и планы Мамина, а потом еще и пострадал за время разрухи. Тогда модель была сменена, "Гном" на "Карлик", с конструкцией по примеру набиравшего популярность аналогичного трактора "Запорожец" (о нем дальше), а производство перенесено на завод "Возрождение" в городе Маркс (тогда Марксштадт) поблизости - тоже Поволжье, около Саратова, только на территории автономии поволжских немцев, тогда у них там была своя АССР. Вот на карте (кликабельно) можно увидеть Балаково и Маркс (а также Энгельс и Саратов).
Местами пишут про выпуск там 5 тракторов в день, что было БЫ заметным выпуском - но при таком кустарном производстве это было вряд ли достижимо; по многим источникам (
https://lexikon.wolgadeutsche.net/article/294 и др.) выпуск за 1924-26 гг. составил в сумме около 20 экз., или "опытные партии" (
http://www.avtomash.ru/katalog/histori/muzei_t/gnom.htm), или "десятки", встречал даже цифры до 500-800 (что уже очень сомнительно, и никакими подтверждениями не сопровождается, - но в любом случае для СССР и это капля в море).
6. Конструкция и ТТХ. По весу "Карлик" был примерно на уровне "Фордзона" (1,2 - 1,28 т против ~1,5 т), по мощности гораздо слабее (10-12 л.с. против 20 л.с.). Зато число деталей в нем было на порядок меньше,
и эти детали можно было делать кузнечным и слесарным способом, т.е. без заводского оборудования! Но - долго и не массово.
В "Карлике" Мамина не было КПП и дифференциала, скорость единственная и только вперед (где указываются другие данные - это про другую модель, более позднего 4-колесного "Карлик-2", дальше опытного экземпляра не пошёл). Самое интересное - двигатель калильного зажигания на сырой нефти. Запальник был простым железным стержнем, который перед запуском нагревался докрасна в горне и затем ввинчивался на место. Даже по сравнению с карбюраторными двигателями на керосине/лигроине (о них см.
https://alan-a-skaz.livejournal.com/307428.html), двигатель был низкооборотный (до 650 об/мин) и слабый по удельной мощности на ед. массы/объема. Такова плата за его простоту устройства и изготовления, и неприхотливость к топливу.
7. Часто у нас называют Мамина "русским Фордом" и строят версии, почему он Фордом не стал.
А вот потому и не стал (кроме, понятно, другой исторической обстановки), что не был Фордом никогда. Форд - это дешевизна, массовость и технологичность на базе достаточно развитой промышленности. И тоже, в условиях той промышленности, изрядный минимализм. Мамин - это гипер-минимализм сверх того, предельная примитивщина и кустарность, которая хороша при недоразвитой промышленности и штучном спросе на продукцию. И весьма, по причине кустарности и малосерийности, недешевая: в те же годы тяжелый "Коммунар" (о нём
https://alan-a-skaz.livejournal.com/307495.html) стоил около 2 тыс. руб., а "Карлик", могократно уступающий ему в мощности и производительности, 1,6-1,8 тыс. руб. (встречались оценки и до 3 тыс.руб.,
http://leanok.ru/2016/03/traktor-karlik.html).
8. Трактора вроде "Карлика" были хороши для малочисленных мелких хозяйств. Они появлялись и находили спрос в специфических условиях:
в Германии 1921 г., после разорения страны войной и репарациями, имел популярность Lanz-Buldog,
)
который потом, потеряв спрос на родине, нашел его в мелких частных хозяйствах Латинской Америки и т.п.; и в России до коллективизации такие тоже имели шансы найти спрос - но организовать предложение тогда не давала всё та же кустарность. А потом совпало то, что в СССР возникало крупное с/х производство, вместе с ним возник спрос на массовую высокопроизводительную с/х технику, и советская промышленность доросла до крупносерийного производства "Фордзонов", а затем и более совершенных машин.
9. Еще один связанный с "Карликом" и его аналогами-малышами миф надо пояснить: "В 1925 г. «Запорожец» выиграл соревнование с «Фордзон-Путиловцем», впоследствии ставшим первым массовым советским трактором.
«Запорожец» вспахал участок быстрее и потратил 17,6 кг нефти, а «Фордзон» - 36 кг керосина." Здесь не указан размер участка, но в другом тексте находим "Осенью 1923 г. Петровская сельскохозяйственная академия устроила соревнования «Запорожца» с «Хольтом» - одним из самых лучших и массовых тракторов того времени. «Запорожец» выиграл, потратив на вспашку десятины земли 30 кг сырой нефти против 36 кг керосина у «американца»."
Предположим равные условия вспашки этих участков "малышом" (а много ли там могло быть различий?), тогда, при расходе у него 30 кг нефти на 1 десятину земли, 17,6 кг - это 0,587 десятины. Десятина обычно применялась "казенная" (хотя и других вариантов десятин хватало). Это «в десятине 80 сажен длинник, поперечник 30 сажен, а дробных (то есть квадратных) в десятине 2400». Тогда 1 казенная десятина (где было состязание с "Холтом") - это 10925 кв.м, или 109 ар ("соток"), или 1,09 гектар, или в случае квадрата 104 м по стороне; а соревнование с "Фордзоном" происходило на участке в 6413 кв.м., или в случае квадрата 80 м на сторону. Представляем?
Даже если поверить, что подтасовок не было и конкуренты "Карлика" использовались максимально грамотно (а ведь там выбор режимов побольше, и работа посложнее, чем у "Карлика"), все равно участок слишком маленький для высокопроизводительного трактора, который терял слишком много времени и горючего на развороты после каждого прохода - а "Карлик" именно в этих условиях был как рыба в воде.
Однако, при переходе к крупному с/х производству и массовой промышленной продукции, к большим полям и большим хозяйствам, оказываются более уместной другая техника, уже на эти условия рассчитанная при создании.
Поэтому причина вытеснения "малышей" более мощными "Фордзонами", "Коммунарами", "Большевиками", СХТЗ 15/30 и т.п. не в "низкопоклонстве", а в их лучшей приспособленности к интенсивной загрузке и большим масштабам. В этом плане "Фордзон-Путиловец" потом тоже уступил "Универсалу" и СХТЗ 15/30, но на первом этапе именно он помог быстро насытить техникой создаваемое в СССР сельское хозяйство современного типа.
10. Еще один часто повторяемый у нас миф был связан не с "Карликом", но с его создателем Маминым.
"На двигатель Мамин получил патент в 1903 году. Это даёт право утверждать, что двигатель высокого сжатия, работающий на тяжёлом топливе, был впервые построен в России."
Горе тебе, самозванец (разработка от 1880 г. начиная, серийное производство с 1897 г.) Рудольф Дизель! )))
Дебилушки безЪграмотные, повторяющие этот миф, не подозревают, что настоящих патентов в РИ в ходу не было, - а вместо них были "привилегии", которые не имеют ни малейшего отношения к первенству в мире; и даже с первенством в России могли быть не связаны - мне встречались факты выдачи нескольких "привилегий" разным авторам на аналогичные изобретения. Это могло быть связано как с недобросовестностью чиновников патентного ведомства, так и с тем, что "привилегия" могла потерять силу, если изобретатель не "ратифицировал" ее за определенное время после выдачи (подробнее см.
https://alan-a-skaz.livejournal.com/241416.html).
11. Тут уже упоминался "Запорожец", более ранний и массовый (выпуск ~300...500 экз.) аналог "Карлика", а еще был "Коломенец" (менее удачный, но всё же и тут выпуск более 200 экз.). Их необходимо указать потому, что они-то, в отличие от тракторов Мамина, царского прошлого не имели вовсе, и были чисто советскими конструкциями. Но подробнее о них лучше отдельно.