Трактора. Колесные. Серийные. Оригинальные. Советские.(2)

Feb 12, 2024 19:45

* продолжение к https://alan-a-skaz.livejournal.com/310377.html

Чтобы закрыть тему, вкратце о более успешных аналогах малых тракторов Мамина советского времени.
Упоминавшийся уже в не раз в прошлом посте "Запорожец" был таким же упрощенным по конструкции, как и описанный в предыдущем посте трактор Мамина "Карлик". Более того: при выборе типа двигателя Мамин взял за образец уже существующий "Запорожец" (да и в целом ориентировался уже на малые трактора, хотя дореволюционные его конструкции были иного класса: 25 л.с. при весе ~4т и 45 л.с. при весе ~6т). Среди аналогов той поры "Запорожец" был самым популярным, и вполне заслуженно.



Чтобы избавиться от необходимости дифференциала, конструктор трактора Л.А.Унгер пошел еще дальше, чем Мамин: заднее колесо сделал одиночным. Правое переднее имело регулировку высоты, т.е. трактор мог идти без перекоса правым колесом по готовой борозде от предыдущего прохода. Вместо радиатора была градирня (как и позже у Мамина), отечественный нефтяной калильный двигатель 12-16 л.с. при собственной массе трактора ~2 тонны обеспечивал ему достаточную энерговооруженность (модификаций трактора за время выпуска было несколько, поэтому указанные в разных источниках ТТХ могут заметно различаться, но энерговооруженность менялась не сильно: от 12/1,92=6,5 до 16/2,39=6,69 л.с./т), хотя скорость, конечно, была невелика: 3,6 км/ч рабочая, 4,2 км/ч транспортная (трактор был рассчитан на маленькие участки и мелкие хозяйства, поэтому далекие переезды с поля на поле не предполагались, и скорость распашки не была критична). В предыдущем посте уже написано про соревнования "Запорожца" с "Холтом" и "Фордзоном" - на участках порядка 0,5-1,0 га малый трактор, именно на такие условия рассчитанный, имел очевидное превосходство. Починка трактора была возможна в любой кузне, вместо подшипников бронзовые втулки, муфты сцепления кожаные, вместо КПП простейший редуктор, позволявший только переключать направление вперед/назад (у "Карлика" и того не было).
За время выпуска 1923-27 гг. их было выпущено и продано неск. сотен, обычно называется цифра 500 (встречаются оценки от 360 до 740).
Менее удачным и менее популярным, но тоже достойным упоминания, был "Коломенец". Из названия ясно место выпуска, Коломенский машиностроительный завод - там и до революции выпускали паровые локомобили, аналоги тяжелых тракторов. В 1919 г. рассматривали вариант производства на заводе американского трактора "Могул" и английского мотоплуга "Фапулер", работы были начаты, но прерваны до завершения - в связи с обстановкой в стране.
В 1922 г. интерес к организации производства тракторов вернулся, Госплан принял решение. В октябре 1923 г. на заводе был создан первый образец трактора для серийного производства, до конца года такое производство было начато, и "Коломенец" может конкурировать с "Запорожцем" за звание первого советского серийного оригинального трактора.



Трактор делался с оглядкой на опыт работы с "Могулом", получился сложнее и тяжелее "Запорожца" и "Карлика", зато с полноценной КПП; двигатель даже двухцилиндровый, нефтяной, отечественный, ранее тем же заводом выпускавшийся для стационарных установок и судовых машин. При мощности 25 л.с., как и у "Могула", коломенский трактор был существенно легче (2,6т против 4 т), но облегченная конструкция немного потеряла в жесткости и надежности, что вызывало нарекания потребителей, как и качество исполнения сложных узлов вроде той же КПП. В течение времени выпуска производились некоторые усовершенствования. До конца выпуска (1926 г.) было сделано 206 тракторов на родном заводе и еще 25 на Брянском, итого 231 экземпляр.
То есть, СССР превосходил РКМП и в создании оригинальных конструкций тракторов, несравнимо опередив ее в серийном выпуске.

ликбез, трактора, история техники

Previous post Next post
Up