трактора и автомобили, энциклопедии и реальность.

Feb 09, 2024 07:44

* продолжение к обсуждению в https://alan-a-skaz.livejournal.com/309993.html?thread=11601385#t11601385
Тут мне уже не первый раз пытаются доказать, будто в производстве тракторов РИ от остального мира не отстала и отстать не могла, т.к. в мире тракторостроение при жизни РИ не существовало. Основанием для этого оригинального утверждения приводится цитата из БСЭ. "Как отрасль промышленности Т. существует с 1917, когда на заводах Форда в США началось массовое производство тракторов. В Европе впервые массовое производство тракторов началось в 20-х гг. 20 в. в Германии и Италии, затем в Великобритании, Франции и др. странах".
Еще раз: можно считать или не считать создание тракторов отраслью промышленности в зависимости от массовости производства - авторы процитированной статьи пишут весьма странные вещи, но их хотя бы можно понять в таком ключе. Почему-то они не считают достаточно массовым (для РИ серийным и массовым считался выпуск единиц-десятков экз.) производство тысяч "холтов" и других американских тракторов в год перед ПМВ, и сотен их аналогов в Англии. В РИ образцы закупали, одобряли, пытались скопировать - дело не пошло. В т.ч. в 1913 г. была демонстрация в РИ образца "Холта", и во время ПМВ была попытка наладить их копирование в Сормово. Собранные опытные экземпляры не прошли приемку.
"завод купили, лицензию купили, чертежи купили - уметь работать не купили". Типичная для РИ ситуация.
Закупленных в РИ тракторов было немало, неск. тысяч. Некоторое их количество нашли хозяйственное применение, в т.ч. в с/х; наиболее востребованы они были в РИА в качестве тягачей для тяжелых арт.орудий. После всех потерь в ПМВ (во время наступления Керенского, и последующего отступления, брошенные трактора разных моделей насчитывались десятками-сотнями!), в рядах ТАОН оставалось еще 280 действующих тракторов.

Ну, допустим, можно это не считать ОТРАСЛЬЮ промышленности и МАССОВЫМ производством. А может, авторы/составители просто были не в курсе (увы, бывает) или были обязаны писать чушь, чтобы не выдавать слишком уж жуткую отсталость царской России еще и в этом деле (увы, бывает тоже).

К примеру, в той же БСЭ можно прочитать другую чушь, еще более явную: про производство 20 тыс. автомобилей в РИ во время войны - хотя в реальности это производство составило от силы десятки единиц (!) экземпляров.
В начале войны Руссо-Балт начал было широкую реорганизацию производства, чтобы справиться с военными потребностями страны и ожидаемыми военными заказами. А летом 1915 г. завод, так и не реорганизованный, пришлось эвакуировать: германцы, будучи численно в меньшинстве, тем не менее успешно наступали на широком фронте, и Рига оказалась под угрозой.

После эвакуации завод свое производство так и не восстановил, подразделения и оборудование завода были разбросаны по разным местам, занимаясь ремонтом и отверточной сборкой в лучшем случае.

Прочие т.н. автомобильные т.н. заводы РИ на тот момент или уже давно не существовали, съеденные конкуренцией Руссо-Балта (как заводы Лесснера и Фрезе, прекратившие существование в 1910 г.) и другими причинами (завод Пузырева сгорел. Но он "и при жизни не отличался темпераментом", выпустив 0,04 тыс. авто за всю свою историю) - или изначально не были способны ни на что, кроме отверточной сборки (как АМО, при батюшке-царе полноценным заводом так и не ставший) и кустарного запихивания импортных агрегатов в свои кузова.

Зато за время ПМВ в Россию тысячами шли импортные поставки автомобилей и многими десятками-сотнями поставки тракторов (это при несуществующем в тогдашнем мире тракторостроении, ага). Самым массовым в РИА (и вообще РИ) грузовиком стал 3-тонный американский "Уайт-ТАД" (White TAD) с поставкой 4 тыс. экз., итальянский грузовик Фиат-15тер (FIAT-15Ter) собирался отверточно на АМО (закуплено было около 1,5 тыс. готовых комплектов. "Всего завод собрал 1319 грузовиков, из которых 432 ед. в 1917 году, 779 ед. - в 1918 году и 108 ед. - в 1919 году". Самостоятельное полноценное производство модернизированной версии этого грузовика наладили уже большевики).
В огромных количествах закупались легковые "Форды" и не только, легковые Fiat 50 HP стали основой для второго по численности (80 экз.) "РусскогоЪ" броневика "Фиат-Ижорский" (первым по численности, 168 экз., стал закупленный готовым английский "Остин" Austin), и много чего еще.
Вот эти иностранцы (в лучшем случае отверточная сборка в РИ готовых комплектов, чаще просто распаковка из транспортных ящиков) и составили те 20 тыс. автомобилей, якобы-произведенных в РИ во время ПМВ (значительная часть - уже при Временных).
Энциклопедии - это, конечно, хорошо и правильно для первого знакомства с темой. На то они и нужны. Но другие источники тоже знать полезно, и свою голову на плечах иметь неплохо.
UPD.Еще про БСЭ из обсуждения: в советские времена хрустобулочничество тоже бывало, увы. Ибо требовался "русский патриотизм как важная часть советского", а патриотизм идиотами понимается на уровне тупейших футбольных фанатов. Заставь дурака богу молиться...

ликбез, без-ретуши, автомобили, трактора, история техники

Previous post Next post
Up