Трактора. Гусеничные. Крупносерийные. Оригинальные. Советские.

Feb 08, 2024 16:30

* вернемся к теме тракторов.
Свидетели РКМП, видя несравнимое превосходство СССР над РИ в крупносерийном копировании иностранных моделей тракторов, причем уже на достаточно ранних этапах развития советской промышленности, пытаются отыграться на недостаточной оригинальности первых советских тракторов.
Да, копирование иностранных образцов в СССР - было. Надо же было с чего-то начинать, РКМП даже и этот этап не осилила совсем. Пресловутый "трактор Блинова" (даже если поверить в его физическое существование, убедительных подтверждений не находящее) даже по легендам и мифам свидетелей РКМП был не более чем единичным образцом, не нашедшим практического применения, и совсем (!) не замеченным прессой и публикой на нижегородской ярмарке, хорошо освещенной в печати, где он якобы демонстрировался. Копирование "Холтов" РИ за неск. лет после одобрения импортного образца не освоила совсем, большевики в этом оказались гораздо успешнее в первые же годы своего нахождения у власти (https://alan-a-skaz.livejournal.com/307428.html).
Но вот вам трактор СТЗ-3, он же СХТЗ-НАТИ (поскольку разработан был с участием НАТИ и КБ СТЗ, производился серийно с 1937 г. сначала на СТЗ и ХТЗ, потом (с 1942) еще и на Алтайском тракторном заводе, появившемся после эвакуации туда ХТЗ). Что видим?


Для нас, современных - типичнейший с/х трактор. Такие после него выпускались долго и еще более массово. Выпуск СТЗ-3 составил 190 тыс. экз., его первого послевоенного потомка ДТ-54 уже 0,96 млн.(!) только в СССР, еще более миллиона в Китае, и еще не только там; ну и далее со всеми остановками.
Для того времени - революционное новшество! У него вместо типичной для того времени тракторной подвески (так и называемой, она же полужесткая) - типичная, для того опять же времени, танковая (она же эластичная). Которая, по тогдашним представлениям, для тракторов не годилась, т.к. обеспечивала меньшее сцепление с грунтом и менее стабильную глубину вспашки. Зато допускала бОльшую скорость.

По замыслу конструкторов, предполагалось производство двух глубоко унифицированных тракторов: с/х, о котором уже сказано выше, - и армейского, он же транспортный, он же арт.тягач, СТЗ-5. Вариант с/х имел более жесткое ограничение скорости по трансмиссии, до 8 км/ч (тогда и это было немало); с близкой к тому скоростью трактор мог тянуть плуг на 7 лемехов (или аналогичную сцепку двух меньших плугов). За недостатком специализированных арт.тягачей, СТЗ-3 тоже мог использоваться (и реально применялся в ВОВ) в качестве тягача артиллерии весом, сравнимым с собственными 5 т.

Армейский вариант мог развивать до 22 км/ч по шоссе, в т.ч. 15-20 км/ч с прицепом массой около 3т, штатная масса прицепа до 4,5 т. Позже и с/х трактора с такой подвеской стали более скоростными.
Кстати, СТЗ-5 в качестве арт.тягача был тоже достаточно оригинальным. Но об этом лучше отдельно.

А в качестве с/х трактора СТЗ-3 был оценен весьма высоко. Проблем, ожидаемых от нетрадиционной подвески, удалось избежать. В 1938 году на Всемирной промышленной выставке в Париже трактор получил Большую Золотую медаль и диплом Гран-при. Риторически вопрошаем, чем подобным могла похвалиться РКМП.

ликбез, трактора, история техники

Previous post Next post
Up