Давно не было здесь постов про авиацию в ПМВ. Попалась публикация с интригующим названием "Российская армейская авиация в I мировой войне"
http://www.airwar.ru/history/af/russia1w/russia1w.html - захотелось ее процитировать с необходимыми примечаниями (* мелким шрифтом, как положено).
Начнем с предисловия: "Действия русской авиации на фронтах 1 мировой войны - тема крайне мало изученная". Допустим. Хотя вовсе не от обилия материалов и событий, с ней связанных - а ровно наоборот: от полной её незаметности на фоне прочих военных событий. Хроника полетов Неуловимого Джо.
1. Ранний этап.
"Осенью 1911 г. в маневрах Варшавского военного округа приняли участие пять самолетов "Фарман", пять "Блерио" и дирижабль." - * вся воздушная техника иностранной, естественно, конструкции; на иностранных полностью моторах; и скорее всего иностранного же производства. Но об этом у нас писать не любят.
* См. про "русскуюЪ" авиацию
https://alan-a-skaz.livejournal.com/99524.html , про самолеты
https://alan-a-skaz.livejournal.com/100282.html и дирижабли
https://alan-a-skaz.livejournal.com/136736.htmlВ близкое время итальянская военная авиация принимала участие не только в маневрах, а в уже реальных боевых действиях: в Ливийской войне против Османской империи. Но и об этом писать у нас не любят, пытаясь все приоритеты в этой области приписать "РодинеСлоновЪ(ТМЪ)".
* 23 октября 1911 г. капитан Карло Мариа Пьяцца на "Блерио XI" совершил первый разведывательный полёт. Это стало первым в мире применением авиации в военных целях. ... 1 ноября 1911 г. младший лейтенант Джулио Кавотти совершил первую воздушную бомбардировку, сбросив 4 ручные гранаты «Чипелли» весом по 4,4 фунта (1,8 кг) на турецкие позиции в оазисах Тагира и Аин Зара. Далее итальянцы начали применять уже специализированные (!) 10-кг авиабомбы, снаряжённые поражающими элементами - шариками от картечи. 24 января 1912 г. капитан Пьяцца осуществил первое воздушное фотографирование. 4 марта 1912 г. Кавотти провёл первый ночной разведывательный полёт и первую ночную бомбардировку. Также впервые в мире именно итальянцы произвели боевые действия авиации против флота.
Но об этом писать у нас не любят. У нас стараются побольше заслуг приписать царской России.
"Первый боевой опыт русская авиация получила в 1912 г. во время Балканской войны. Направленный в Болгарию авиаотряд был сформирован из гражданских летчиков-добровольцев (Агафонов, Евсюков, Колчин и др.), т. к. военный министр запретил участвовать в боевых действиях военным пилотам"
* Да-да, знаем:
https://alan-a-skaz.livejournal.com/34789.html В первой партии добровольцев из России было "в числе 12 "русских" - итальянец, немец, англичанин, еврей, грек, швейцарец французского происхождения, 2 француза, и 4 собственно русских, - один из которых с украинской фамилией". ;-) Но об этом у нас писать не любят. Большинство вправду-русских "русских добровольцев" прибыло на Балканскую войну уже позже.
Надо отметить: помощь в обеспечении Балканского союза самолетами со стороны Франции напрямую была больше, чем от неофициальной России (и та - в основном за счет передачи братушкам-славянам французских же, по кр. мере по конструкции, самолетов. Прибыли из России: 1 "Блерио" XI-бис, 2 "Блерио" XI-2бис, "Фарман" VII - 5 шт, 2 "Ньюпор" IV, 1 С-7 Сикорского, предположительно еще несколько "Блерио" неуказанных моделей и с неуказанным местом производства), а от официальной - строго равна НУЛЮ, т.к. в это время царская Россия официально радела за мир и территориальную целостность... Турции. Но об этом у нас с тех пор писать не любят.
См.
https://alan-a-skaz.livejournal.com/33904.html ,
https://alan-a-skaz.livejournal.com/34133.html ,
https://alan-a-skaz.livejournal.com/34419.html ,
https://alan-a-skaz.livejournal.com/34789.html* на конец 1912г. в сумме по ВВС стран Балканского союза самолеты французской конструкции, поставленные через Россию, составляют около 40%, плюс 1 самолет русской конструкции на французском моторе; напрямую из Франции - почти половина; остальное - Германия (4 самолета) и Англия (1 самолет).
Помимо русских и "русских", на стороне Балканского союза принимали участие авиаторы из многих стран, и в т.ч. (удивитесь?) из самих балканских: на обучение во Францию Болгария и Сербия начали посылать своих первых летчиков в примерно то же время, что и Россия. А во время вышеупомянутой итало-турецкой войны там присутствовали болгарские наблюдатели.
2. Кампания 1914 года.
Далее, говоря о начале ПМВ, у нас непременно приводится следующий перл: "Накануне войны Россия располагала самым многочисленным воздушным флотом среди воюющих держав: 244 самолета в составе 39 авиаотрядов."
* Иногда и больше цифра называется: видел вплоть до 263. Однако число пилотов называется гораздо скромнее, 221 уже после мобилизации. До нее - называются цифры от 129. В развитых странах на каждый боевой самолет был, как правило, не один подготовленный пилот. Здесь - наоборот, это как-сЪ?
Беда в том, что многие из тех царских как-бы-самолетов были "бумажными". Не сделанными реально из бумаги (что по тем временам бы еще и ладно), а существовавшими только на бумаге. В реальности некоторых, числящихся в строю, ЕЩЕ не было, других УЖЕ не было (по причине запредельного износа или вовсе прекращения физического существования). Моральное устарение многих как-бы-существующих самолетов тоже было значительным.
"материальная часть была сильно изношена, отряды выступили на фронт с аэропланами и двигателями, бывшими в эксплуатации уже два года. Транспортные средства (обозы) оказались совершенно не приспособлены для перевозки авиационного имущества, а грузовых автомобилей не хватало, что отрицательно сказалось в первые месяцы маневренной войны."
* В т.ч. "бумажными" являлись на тот момент все хвалёные "муромцы", из которых один, в гидросамолетной версии, сразу вышел из строя и затем был нелепо погублен в самом начале войны (
https://alan-a-skaz.livejournal.com/228104.html); еще ОДИН был реально существовавший (из имевшихся на бумаге то ли 6, то ли 10 самолетов), который как раз пытались приспособить к реальному выполнению задач бомбометания, "теоретически предусмотренных" - и который в итоге был списан по износу, не добравшись до фронта; - и НИ ОДНОГО реально боеспособного!
Хотя (на бумаге же) уже существовала первая-в-мире(ТМЪ) эскадра (ЭВК, эскадра воздушных кораблей) с полностью укомплектованным штабом и прочим штатным расписанием. ;-)
РусскаяЪ авиация отметилась участием во всех крупных военных событиях года. Это, конечно, были сплошь пэрэмоги-пэрэмоги. Начиная с ВПО (Восточно-Прусской операции): "...представляет интерес рассмотреть работу авиации 2-й армии генерала Самсонова. В состав армии входили пять корпусных авиаотрядов, из которых 1-й, 13-й, 15-й и 23-й были распределены по армейским корпусам, а 21-й обслуживал штаб армии. Боевую работу авиаторы начали уже в период развертывания войск, и с 1 августа их донесения стали использоваться штабом армии при составлении "Сводок сведений о противнике". "
* Прекрасно? Однако в результате Самсонов прозевал окружение своей армии, и был практически безответно (соотношение боевых б/в потерь 1:11,5
https://alan-a-skaz.livejournal.com/152205.html , по оценкам А.Керсновского "один к дюжине") разгромлен силами численно уступавшего противника, более чем наполовину состоящими из ландвера, резерва и прочего эрзаца.
Еще достижение: "Аэрофотосъемка неприятельских позиций для контроля и повышения эффективности артиллерийского огня применялась во время осады крепости Перемышль осенью 1914 г.". * Как мы помним, итальянцы то же самое начали делать в боевых условиях на 3 года раньше, а французы - в боевых условиях с самого начала ПМВ (в небоевых тоже гораздо раньше).
* Однако, по причине отсутствия у РИА реально тяжелой артиллерии, эффективной против капитальных укреплений, ее реальная результативность оставалась практически нулевой - что с корректировкой, что без. Равно как и произведенные бомбардировки не имели эффекта, сколько-нибудь заметного в чем-то, кроме рапортовЪ(ТМЪ).
"За время осады было сброшено около 50 различных бомб массой от 6 фунтов [2,7 кг] до 2 пудов 30 фунтов[46,4 кг]", * [это за 4 месяца, оценим "интенсивность"; из них более половины - в один день в самом начале осады, 18 ноября (1 декабря)]; потом безрезультатные попытки стали редкими, и совсем прекратились. Крепость вынудили к сдаче длительным (4 месяца) измором. См.
https://alan-a-skaz.livejournal.com/158702.htmlЧто-то еще? Ну как же: "Примером успешного применения авиации может служить работа авиаотрядов 3-й и 8-й армий Юго-западного фронта в Галицийской операции. Ограниченный радиус действия самолетов вынуждал использовать авиацию в основном для решения тактических задач. Однако правильная организация работы авиаотрядов давала материалы и оперативных масштабов: штабы армий обменивались данными воздушной разведки и регулярно информировали штаб фронта о всех важнейших сведениях, собранных летчиками. Когда началось наступление 8-й армии, авиаторы привозили из разведвылетов важные сведения о группировках противника и путях его отхода. Эти данные были подтверждены дальнейшим ходом событий - войска 8-й армии продвигались вперед, не встречая серьезного сопротивления. Не менее успешно действовали авиаотряды 3-й армии, наступавшей на Львов. За период Галицийской битвы с 6 августа по 13 сентября 9-й и 11-й корпусные авиаотряды (КАО) 3-й армии совершили свыше 70 боевых вылетов, а четыре отряда 8-й армии (7-й, 8-й и 12-й корпусные, 3-й полевой) - свыше 100."
* Если не знать про интенсивность и масштабы применения авиации в это же время на Западном фронте ПМВ, можно даже поверить в успехи РусскойЪ авиации. ;-))) Впрочем, и некоторое несовершенство в источнике признается: "В этот период хуже обстояли дела у летчики 4-й и 5-й армий. Полетов было мало, а плохая организация воздушной разведки привела к неприятным неожиданностям во время боевых действий" (орфография оригинала).
* Существенно, что царская т.н. русская т.н. авиационная т.н. промышленность была глубоко несамостоятельной. В начале ПМВ Франция, столкнувшись с резко возросшей потребностью в производстве самолетов для военных нужд, объявила эмбарго на экспорт соответствующей продукции. В РИ сразу стало нечем чинить самолеты и тем более производить их.
См.
https://alan-a-skaz.livejournal.com/134596.html и далее по ссылкам.
"Исследование динамики убыли и поступления самолетов в целом по Русской армии показывает, что потери аэропланов были значительными и составляли не менее 45,8% за 2 месяца.
[это 112 самолетов потеряно из исходных 244, получается, и осталось 132, включая исходные "бумажные"? Т.е. потери гораздо более половины реально наличных? Или автор внезапно научился различать реальные самолеты и "бумажные"? Непонятно]
Большая часть (иногда 90%) этой убыли была вызвана выходом из строя изношенных аэропланов и моторов. Мощностей русских авиазаводов не хватало для восполнения этих потерь - с начала войны до 1 января 1915 г. они отправили в действующую армию 157 самолетов.
[которых сильно не хватало на восполнение потери в 112 самолетов? Определенно тяжелы проблемы с арифметикой то ли у только автора данной статьи, то ли еще и во взятых им исходных первоисточниках]
Причем часто эти машины имели дефекты и забраковывались при сборке в отрядах и ротах. Особые нарекания вызывали самолеты завода Щетинина. Так, монопланы "Ньюпор" имели [в отличие от оригинала!] отрицательный угол установки крыла, [!!!] что повлекло ряд аварий. Французские самолеты, сделанные на русских авиазаводах, отличались большей массой и низким качеством изготовления по сравнению с импортными "собратьями"."[автор избегает называть вещи своими именами: оригиналы и копии]
* И это - еще лишь относительно честный рассказ, передающий, с изрядным смягчением, далеко не весь ужас ситуации. Вот еще что имело значение:
"Бичом русской авиации в первые месяцы войны стал безудержный обстрел аппаратов своими войсками, что стало причиной гибели нескольких авиаторов. Например, 13 августа при перелете линии фронта был убит своими войсками военный летчик 25-го КАО поручик Гудим, 27 августа такая же участь постигла при посадке военного летчика 11-го КАО поручика Лемешко и т.д.
Другие случаи имели менее трагические последствия. Так, "30 июля 1914г. начальник 7-го корпусного авиаотряда штабскапитан Степанов вылетел для производства воздушной разведки, пролетая над местечком Ярмолинцы, подвергся обстрелу залпами... получил пробоины в стабилизатор и крыло. Расследование показало... стреляли роты 60-го пехотного Замоского полка". В тот же день летчик того же отряда поручик Сабельников попал в такую же ситуацию. Результат - 4 пробоины.
Подобных примеров было много, и это вынудило командование издать приказы, запрещавшие "стрелять по своим и планирующим аппаратам, стрельбу вести только по приказу офицера или при бросании бомб противником". Господам офицерам было приказано изучить знаки своих и неприятельских аэропланов, знать их силуэты."
* Ладно бы только солдатики, массово неграмотные, - но и командовавшие ими ихсковородия тоже отличились изрядным невежеством, панически реагируя на любой самолет и дирижабль. Впрочем, вспоминая опыт РЯВ, чему тут удивляться?
* А еще про силуэты... Самолетов вправду-отечественной конструкции на вооружении РИА были исчезающе мало. Подавляющее большинство "русскихЪ" самолетов были французской конструкции, а в начале ПМВ немало трофейных и покупных французских аппаратов было и у германцев. Далее в ходе ПМВ Лебедев сделал массовой практику изготовления "русскихЪ" самолетов по образцу германских, подбитых или совершивших вынужденную посадку на территории, подконтрольной РИА.
Использование трофейных аппаратов как есть, разве что после ремонта - тоже при любой возможности практиковалось. Вся надежда - на знаки различия, но ведь они не во всех условиях хорошо различимы.
"Начальный период войны выявил плохую организацию в снабжении авиационных отрядов и рот бензином, касторовым маслом, запчастями, палатками и другим авиационным имуществом. Самолеты и моторы быстро выходили из строя в суровых полевых условиях, особенно с наступлением ненастной осенней погоды, когда остро сказались нехватка палаток и переносных ангаров, использование для аэродромов малопригодных площадок. Уже после первых месяцев войны многие авиаотряды пришлось отвести в тыл для снабжения аэропланами новых систем и для переучивания летчиков на них. Так, пилоты, летавшие на "Ньюпорах", освоили "Мораны".
Широко использовалась для вооружения отрядов отремонтированная трофейная авиатехника [кстати об опознании по силуэтам, ага]. Поставки самолетов и назначения личного состава целиком зависели от штаба авиации, возглавлявшегося Великим князем Александром Михайловичем. Он часто назначал командирами рот и начальниками отрядов офицеров, хорошо писавших отчеты, но мало летавших [Для РИ норма жизни].
В этой ситуации протежируемые отряды снабжались самолетами вне очереди , тогда как части, несшие ответственную и тяжелую работу, оставались без аэропланов. Снабжение самолетами оставалось большой проблемой, которая часто решалась на самом высоком уровне.
Так, 31 августа 1914 г. командующий 8-й армией генерал Брусилов бьет челом Великому князю: "Настоящее время лишился совершенно воздушных аппаратов, столь драгоценных для разведок, что ставит управление войсками в крайне трудное положение. ...Покорно прошу Ваше императорское высочество оказать армии величайшую помощь "Фарманами" и "Ньюпорами". Деятельность летчиков в разведке незаменима." Просьба Брусилова была удовлетворена, и армия получила 4 самолета из состава Брест-Литовского крепостного авиаотряда. Однако таких просьб было множество, а дефицит самолетов и моторов стал хронической болезнью русской авиации до конца войны."
[* Царская промышленость - очень отсталая, слабая и несамостоятельная - в ПМВ не справлялась с производством, в достаточных количествах и достаточного качества, даже примитивных винтовок. С более сложной продукцией ситуация была еще более катастрофичной].
О личном составе: "К началу боевых действий в составе воздушного флота России насчитывался 221 летчик: 170 офицеров, 35 нижних чинов и 16 вольноопределяющихся (добровольцев). ... На 1 января 1915 г. потери летчиков составили 33 человека или 14,9% от общего состава. Из них 6 погибли от действий неприятеля, 5 - в авариях, 22 попали в плен и пропали без вести ... [* список ФИО, рассказы про ГероизЬмЪ(ТМЪ) и выданные за него посмертно ордена - пропустим] Упоминаются т.ж. воздушные бои - конечно, только успешные для РусскихЪ, ну или хотя бы позволяющие рассказать про их ГероизЬмЪ. Впрочем, не все описанные в РусскихЪ газетах бои (и их якобы-итоги) нашли подтверждение фактами, о чем сообщается в т.ч. в обсуждаемой публикации.
* В целом на Вост.фронте ПМВ противник имел достаточно явное превосходство в воздухе, хотя держал там лишь малую часть своей авиации. Основное ее применение шло всю ПМВ на Западе.
=*= на этом заканчивается обзор темы по конец 1914 г., продолжение следует.