Теперь обещанная краткая справка про авиацию в Первой Балканской войне.

Aug 06, 2017 00:33

О применении авиации Черногорией сведений не видел.

Сербия. Первые 6 аэропланов - 3 "Фармана" и 3 "Блерио" - продала сербам Франция.
Два аэроплана поставила сербам... Турция!
В Белграде были в ноябре 1912г. конфискованы Сербией два французских аппарата Пельтри R.E.P., закупленные Турцией и отправленные покупателю железнодорожными транзитом. Однако, было принято решение об их непригодности для военного применения.
Немного позже аналогичным образом попали к болгарам два немецких аппарата типа "Харлан", и тоже были признаны непригодными для военного применения.
При этом, у турков ровно такие же аэропланы Пельтри активно использовались, и "Харланы", наверное, были закуплены под вполне реальные потребности. Подозреваю, что вердикт о пригодности выдавался летчиком на основе знакомства, привычности или удобства данного аппарата для него лично.

Всего к концу 1912 года сербские ВВС располагали 9 самолетами французского происхождения, и таким же количеством летчиков, а также примерно полусотней наземных специалистов для обслуживания задач авиации.

Греция учредила авиаэскадрилью в составе своих вооруженных сил в марте 1911 года, и сразу отправила 6 офицеров в авиашколу Фармана, а также у того же Фармана купила 4 самолета. Также был куплен во Франции гидроплан "Астра" - хотя есть и предположения (гораздо менее правдоподобные), что это один из "Фарманов" был позже поставлен на поплавки и передан в распоряжение флота. http://wpalette.com/system/pictures/f/7/e/b/12095/medium.jpg
В любом случае, это самолет был назван "Наутилус", и это считается рождением военно-морской авиации, первым в мире активным сотрудничеством авиации и флота.
Кроме того, греки претендуют, что именно "наутилус" впервые в мире совершил воздушную атаку на морской корабль - однако итальянская версия гораздо правдоподобнее, и лучше подтверждена.
Но не одной же царской России безосновательно претендовать на звание родины всех в мире слонов?
А то ведь и русские претензии на то же самое достижение мне встречались :-)
Притом что итальянцы применили ВВС против флота в Ливийской войне 1911-1912г., греки - в следующей по времени Балканской войне 1912-1913г., а русские уже только в ПМВ, и то далеко не с самого начала.

Впоследствии греками было приобретено во Франции еще некоторое количество "Фарманов", а один "Блерио" пополнил состав греческих ВВС как трофей - на нем летал нанятый османами владелец-француз.
Самолет был конфискован, владелец депортирован. Могло и хуже для него кончиться.

Американский пилот-наемник Берт Холл написал забавную историю о том, как он поступил на службу к османам за приличную оплату, но с условием - он занимается только разведкой, а не убийствами. Пока турки честно выполняли условия договора, и он со своей стороны был честен, но однажды ему "забыли" заплатить жалование - и он, недолго думая, перелетел на сторону Болгарии, где заключил аналогичный договор. Там тоже однажды произошло "забывание" жалования, но попытку повторить перелет в обратную сторону перехватили, и чуть не расстреляли беглеца. Спасло его только умение механика предложить взятку кому-то из начальства. Эта история стала весьма известной, имеет ли она отношение к действительности - вопрос спорный: документальных подтверждений обнаружено не было, но с другой стороны, и с документальным оформлением тогда был не такой уж порядок.

Болгария создала самые крупные ВВС на ТВД - почти 2/3 суммарных сил Балканского союза, и даже чуть более соединенных сил всех остальных участников, включая Турцию (у которой было 8 самолетов, в т.ч. 2 немецких и 2 английских, остальное - французы).

В 1906г. Болгария приняла решение о создании собственных ВВС, после чего отправила будущих летчиков и механиков на обучение - прежде всего во Францию, а также в Германию, Англию и Россию. Началась и отправка эмиссаров на переговоры о закупках техники.

В более поздние годы подобные шаги предприняли и остальные государства назревавшего союза.
Большинство обучаемых были срочно отозваны на родину перед войной или в ее начале, в т.ч. не закончившие обучение; одновременно продолжала прибывать и закупленная техника.

От 14 до 18 в сумме аэропланов в несколько партий поступили в Болгарию из России, среди которых как-бы-русским по конструкции (на французском, естественно, моторе) был ровно один опытный самолет С-7, остальные - чистокровные французы, через Россию перепроданные, либо, возможно, их ухудшенные копии производства "Дукс".

Поскольку конструктором С-7 был И.Сикорский, часто "особо талантливые" личности понимают и далее передают это так, будто в Балканской войне участвовал самолет Сикорского "Илья Муромец", созданный на более чем год позже, а первое свое боевое применение получивший только в 1915 году. Ну, вы сами все поняли, да?

Вместе с самолетами прибыли и летчики-добровольцы. Неофициально, хотя потом некоторые получили ордена и медали за участие ихтамнетами в боевых действиях.
Список русских добровольцев радует, читаем внимательно:
"Кроме них, в разное время в Болгарию прибыли русские добровольцы: Э.Маргулис, Макс фон Лерхе с 2 самолетами и 2 механиками, Ю. М. Греков, П. Воронин, Г. Гребенюк, Куплакис, В. Иванов, итальянский летчик Дж. Сабелли, швейцарец Э. Бюри, французы Л. Оливье и Ф. Пайард, англичанин С. Хедлей".
В числе 12 "русских" - итальянец, немец, англичанин, еврей, грек, швейцарец французского происхождения, 2 француза, и 4 собственно русских, - один из которых с украинской фамилией ;-)

Кстати, из этого списка Бюри и Сабелли и далее часто упоминаются в боевых хрониках "болгарских" авиаторов. Им принадлежат 2 и 3 место по числу боевых вылетов: 13 и 11 соответственно. На 1 и 4 месте реальные болгары: Симеон Петров (18 вылетов) и Радул Милков (10 вылетов).

Впрочем, в более позднее время русские добровольцы были уже вправду преимущественно россиянами и русскими.
По свидетельству болгарского авиатора Радула Милкова, прошедшего обучение при немецкой фирме "Альбатрос", в большинстве своем закупленные в России аэропланы пребывали в состоянии неисправности. Этот факт связывался с коррупцией в сфере закупок для болгарской армии. Полет одного из приобретенных в Севастополе аппаратов закончился трагедией, сидевший за штурвалом Христо Топракчиев погиб в бою. (http://warspot.ru/35-konfuz-russkogo-letchika-v-bolgarii)

9 аэропланов поступили в Болгарию до войны из стран Западной Европы, в основном из Франции, оттуда же прибыло еще некоторое количество летчиков, механиков и инструкторов - как наемники, так и волонтеры. Закупки самолетов и приглашение специалистов с началом войны продолжились ничуть не менее активно.
До конца 1912г. доставлены из Франции - 6 самолетов: 1 "Блерио" XI, 1 "Блерио" XXI, 2 "Блерио" XI-2, 1 "Вуазен", 1 "Сомер"; из Англии - 1 "Бристоль"; из Германии - 4 "Альбатроса" F.II; из России - 1 "Блерио" XI-бис, 2 "Блерио" XI-2бис, "Фарман" VII - 5 шт, 2 "Ньюпор" IV, 1 С-7 Сикорского, предположительно еще несколько "Блерио" неуказанных моделей и с неуказанным местом производства.

Официально в составе болгарских ВВС перед войной числится 13 пилотов - 5 болгар и 8 иностранцев. На этой базе формируется новая структура, состоящая из трех аэропланных отделений. Всего в начале войны болгарские ВВС имели в своем составе 29 аэропланов разного устройства и происхождения - это были самые крупные военно-воздушные силы в той войне.
Из них полученных неофициально через Россию до 2/3, в т.ч. некоторые как-бы-русского производства - ухудшенные копии французских оригиналов, выполненные по французским чертежам и на французских комплектующих.
Русской конструкции (на французском моторе) - единственный экземпляр, причем опытный, несерийный.

В остальных балканских странах русский вклад в авиацию был гораздо меньше, и на конец 1912г. в сумме по ВВС стран Балканского союза самолеты французской конструкции, поставленные через Россию, составляют около 40%, плюс 1 самолет русской конструкции на французском моторе; напрямую из Франции - почти половина; остальное - Германия (4 самолета) и Англия (1 самолет).

Ликбез, РКМП, военная история, история, родинаслонов.

Previous post Next post
Up