Родiна ВсѢхЪ СлоновЪ и авиация.(2). Начало начал.

Nov 20, 2019 18:10

пред. запись: Родiна ВсѢхЪ СлоновЪ и авиация.(1) https://alan-a-skaz.livejournal.com/99524.html - см. т.ж. https://alan-a-skaz.livejournal.com/134596.html и по ссылкам оттуда.
Первые "русские"самолеты - по кр. мере те, что были вправду способны летать, и производились серийно, а не кустарно - были чисто французской конструкции и чисто французского производства.
"Самолет Можайского", которому хрустобулочники часто приписывают славу первого в мире самолета, реального полета никогда не совершал. Вроде как был зафиксирован кратковременный его отрыв от земли, - но это на уровне подпрыгивания на кочке. Поздние подсчеты доказывают, что реальный полет для него был невозможен. А управляемый полет впервые в мире был достигнут братьями Райт в 1903г.
Смотрим царские газеты, журналы и прочие публикации до 1912 года, воспевающие успехи "русской" авиации. Русские там имена героев-покорителей воздушной стихии (и то далеко не все: первый в РИ полет - Жорж Леганье, и даже позже "участие в полётах принимали, главным образом, иностранные летчики со своими аппаратами - Юбер Латам, Жозеф Христианс, Эдмонд, Леон Моран, Евгений Винцерс, баронесса Раймонда де-ля-Рош и единственный русский авиатор - Николай Попов." http://www.airaces.ru/stati/pervye-polety-samoljota-v-rossii.html), а модели самолетов все подряд - "Фарман", "Ньюпор", "Блерио", "Вуазен" и т.п.

И не удивительно. Русских по конструкции серийных самолетов не было еще долго.

Опыт конструирования аэропланов в Гатчине был негативным. Не случайно в «Плане создания воздушного флота в России» в 1910 году, несмотря на то, что «…военное ведомство озабочено изготовлением всех предметов, входящих в снабжение воздухоплавательных частей по возможности в России и приняты все зависящие от него меры к развитию частной промышленности в России», отмечалось, что «…лучшие аэропланы приобретаются во Франции. Моторы предполагается получать из-за границы».

Пальму первенства русского авиапрома обычно отдают биплану "Россия-А". Производитель - ПРТВ (Первое Российское Товарищество Воздухоплавания), Петербург, организатор и владелец юрист С.С.Щетинин, инженер и вроде как конструктор Н.В.Ребиков. Завод организован в 1909г., первая продукция - осень 1910г.
http://airwar.ru/enc/law1/russiaa.html
http://xn--80aafy5bs.xn--p1ai/aviamuseum/aviatsiya/nachalo-aviastroeniya-v-rossijskoj-imperii-2/nachalo-aviastroeniya-v-rossijskoj-imperii/samolyot-rossiya-a/
В реальности этот "русский" самолет, как и большинство последующих, самостоятельной конструкцией НЕ был.
А был в целом копией французского "Фарман-3" с элементами усовершенствования, тоже заимствованными - от "Фарман-4", уже вышедших в серию, пока в РИ готовились копировать его предшественника, и "Соммер", тоже клона конструкций Фармана.
У нас любят подчеркивать, что самолет отличался от оригинала высоким качеством отделки, за которую даже получил весной 1910 года на III международной автомобильной выставке в Петербурге награду - серебряную медаль военного министерства.
Внимательный читатель тут вздрогнет: ведь первый полет этот самолет совершил ОСЕНЬЮ того же года, через несколько месяцев после получения медали за свое высокое качество изготовления!
А вот так давались медали, авансом, ведь "специалисты не сомневались в том, что он полетит". ;-)

Также у нас пишут, что "выполнен был самолет очень чисто, без перетяжеления". Однако смотрим ТТХ - и убеждаемся: оригинал имел вес пустой 400кг, взлетный 580кг, а копия "без перетяжеления" - на 40 кг (10% веса пустого) тяжелее.
Первый экземпляр самолета с двигателем "Renault" в 40 л.с. не мог взлететь (тот самый, который получил медаль и не вызывал сомнений специалистов), позже был установлен более мощный двигатель - "Gnome" в 50 л.с., который позволил взлет - с этим и была связана такая задержка от медали до полета. Комментарии излишни. ;-)
Этот самолет был воспроизведен в количестве аж целых 5 экземпляров - для РИ это заводское изготовление и даже серия, а как же.
На нем же был установлен в 1910г. первый русский рекорд продолжительности полета - 15 минут.
Для справки. Мировой рекорд 1909г. составлял 2,5 часа. ;-)

Следующая модель ПРТВ, выпущенная такой же "серией" в 5 экземпляров, называлась "Росия-Б", на сей раз была копией "Блерио-XI" с мотором "Anzani".
http://airwar.ru/enc/law1/russiab.html
http://xn--80aafy5bs.xn--p1ai/aviamuseum/aviatsiya/nachalo-aviastroeniya-v-rossijskoj-imperii-2/nachalo-aviastroeniya-v-rossijskoj-imperii/samolyot-rossiya-b/
Дальнейшая модель носила название ЧУР-1 (Чечет, Ушков, Ребиков) и была попыткой сделать что-то более самостоятельно. Надежды внушал гораздо более мощный, чем у предыдущих моделей, немецкий мотор "Аргус" в 100 л.с. и компиляция из зарубежных решений, которые тогда считались удачными. (http://airwar.ru/enc/law1/chur1.html)
Традиционно, до летных испытаний самолет снова собирал восторги публики на выставке. И снова специалисты авансом предрекали ему блестящее будущее.
Однако испытания завершились аварией, после которой самолет не восстанавливался и не воспроизводился, а потуги на самостоятельное конструирование у Щетинина (и ПРТВ) на этом прекратились.
С 1912 года начали поступать заказы военного ведомства. До апреля 1914 года ПРТВ изготовило и сдало для нужд военной авиации 57 монопланов типа «Ньюпор-IV» и 36 бипланов типа «Фарман», а затем свою долю производства, со временем все более значительную, стали занимать летающие лодки Григоровича, о которых стоит написать отдельно (см. Родинаслонов и морская авиация. https://alan-a-skaz.livejournal.com/36063.html ; https://alan-a-skaz.livejournal.com/254613.html ; https://alan-a-skaz.livejournal.com/255076.html).
Остальная серийная продукция завода Щетинина была, естественно, всё такими же клонами иностранных оригиналов.
Своего производства двигателей завод ПРТВ не имел, как и прочие царские авиационные предприятия. Их покупали либо сразу за границей, либо у российских филиалов зарубежных фирм, с существенными ограничениями по ассортименту и качеству, об этом подробнее - позже.
Суммарный выпуск самолетов у Щетиина за всю историю предприятия оценивают в 1200...1300 экз., традиционно включая в это число недоделки, опытные образцы, не принятые заказчиком самолеты, и т.п. - но к чести Щетинина, у него количество таких случаев было относительно мало.

без-ретуши, РКМП, авиация, ПМВ

Previous post Next post
Up