Зачем обывателю атомные ледоколы?

Feb 02, 2023 02:01

На волне постоянного оплевывания всего советского стал в РФии модным тезис "а вот зачем мне... " (про всё, чем мог заслуженно гордиться СССР и не могла РКМП: ядерная физика, синхрофазотрон, лазер, победа в ВОВ и над Японией, спутник, АЭС, луноход, вообще космос... и вот в частности атомные ледоколы).
Понятно, что свиньям недоступен кругозор выше/шире/дальше/глубже кормушки перед пятачком - всё остальное в мире для них строжайше засекречено. "Хрюшке солнце не видать - рыло в небо не поднять. Хрюшка видит солнце в луже - там оно ничуть не хуже"(https://sv-scena.ru/Buki/100-lyubimykh-stikhov-malyshyeyi.164.html).
И не то чтобы я собирался уважать свинские взгляды и чувства.
Но кое-что сообщить всё-таки стоит, наверное.
Заметим, что до СССР полноценных отечественных ледоколов у России НЕ БЫЛО.
Как-бы-первый в мире (об этом отдельно) как-бы-полноценный (т.е. как-бы-арктического класса, об этом тоже отдельно) как-бы-русский ледокол "Ермак" был сделан в Англии, - царская Россия сама такое делать не умела (как и многое прочее).
Считается, что это был РусскийЪ проект С.О.Макарова, - в реальности был конкурс по условиям, сформулированным в тех.задании Макарова, выигранный судостроительным предприятием в Ньюкасле.
А если был конкурс - значит, на него участники конкурса выставляли СВОИ проекты, рассчитывая их выполнение СВОИМИ силами под техзадание заказчика. Не Макаров выполнял основную часть проектной документации по созданию "Ермака" - он сформулировал задание, потом выбирал и одобрял/отклонял предложенное подрядчиками.
Второй (и последний) царский "РусскийЪ" ледокол арктического класса, известный у нас как "Красин", а с 1916 (времени создания) до 1927 г. именовавшийся "Святогор", был тоже сделан в Ньюкасле, как доработанная версия "Ермака". Другие известные "русские ледоколы", "Таймыр" и "Вайгач", были более русскими - но гораздо менее ледоколами: точнее было их называть "ледовыми транспортами", их ледокольные возможности до арктического класса сильно не дотягивали. Впрочем, и "Ермак" по его реальным возможностям пришлось ограничить применением на Балтике.
Был еще такой "русский" ледокол или "ледорез" - построен в 1909 году в Великобритании под названием "Earl Grey". В 1914 году РИ купила его, переименовав почему-то в "Канада", для проводки судов по Северной Двине, ради вывоза грузов из порта Архангельск; в 1920 году был назван в честь русского исследователя Арктики, адмирала Ф.П.Литке, и в нашей литературе более известен под таким именем. Еще было некоторое количество т.н. "портовых ледоколов" с очень скромными возможностями - в т.ч. уже упоминавшийся в рассказах про ВОК (см. https://alan-a-skaz.livejournal.com/186115.html , https://alan-a-skaz.livejournal.com/246128.html и по ссылкам оттуда) как-бы-ледокол "Надежный" датского (!) происхождения, иногда именуемый предшественником (!) "Ермака", и т.п.
Так что в досоветское время все "русские ледоколы" были или не очень русские, или не очень ледоколы, или не очень и то и другое. Впрочем, с тогдашними "русскими крейсерами" было то же самое (https://alan-a-skaz.livejournal.com/130804.html), и с много чем еще.
Первые наши вправду-отечественные вправду-полноценные ледоколы назывались серией проекта 51 "Иосиф Сталин" - угадаете, когда они были созданы? ;-) Их было в серии 4 корабля, каждый на четверть превосходил "Ермака" по водоизмещению и раза в полтора - по мощности машин, и это уже был очень важный прорыв в освоении Северного Морского пути. См. https://document.wikireading.ru/29533 .
Были бы подобные возможности у царской лапотной Расеи - не было бы Цусимы, было бы еще сложнее проиграть войну Японии (хотя "таланты" царских командующих и в таких условиях боюсь недооценить).
Но еще важнее стало послевоенное создание атомных ледоколов, - начиная с атомохода "Ленин" (спуск на воду 1957, начало реальной деятельности 1959), - с их стабильной мощностью энергетической установки, развиваемой постоянно без дополнительных усилий, и многомесячной (как минимум!) автономностью по топливу (да и запас топлива для них был мизерным по весу, это снимало большие проблемы со снабжением). Их в СССР создали серий (!) гораздо больше, чем единичных экземпляров хоть как-то сравнимого класса было в РИ.
Главное достижение ледокольного флота СССР, особенно атомных ледоколов - это обслуживание СевМорПути. Без этого не могло быть всерьез масштабного освоения полярных областей нашей страны, островной Арктики, глубинной Сибири, да и для Дальнего Востока это значило немало. А это, в свою очередь, дало нам освоение тех нефтегазовых богатств, паразитирование на которых стало главным источником относительного благосостояния аграрно-сырьевой державы РФии и процветания, до недавних пор, путинской шайки.
Хоть так-то понятно? Или снова хрю?

ликбез, экономика, идиоты, история, ледоколы, бытие и сознание

Previous post Next post
Up