Зонгулдак-Харбор: продолжение 4 к #Родинаслонов и морская авиация.

Jan 14, 2023 08:25

* продолжение к https://alan-a-skaz.livejournal.com/254287.html и ранее по ссылкам.
Уже объявил, что собираюсь ставить точку в теме обсуждения РусскихЪ ПервыхЪвЪмире(ТМЪ) успехов морской авиации.
11. Но... "точка улыбнулась и стала запятой". Мне напомнили про "первое в мире" (ну куды ж без этого!) применение морской авиации при налете на Зонгулдак. Называют это событие "черноморский Перл-Харбор", "первое в мире применение морской авиации против кораблей", "первое в мире применение палубной авиации против сухопутных объектов", "первый в мире бомбовый налет на вражеский порт", "рождается новая стратегия морской войны", "Боевое крещение русских авианосцев" и даже "рождение морской авиации как реальной военной силы" (тоже с замахом на ПервыхЪвЪмире(ТМЪ)).
"Такого раньше не было ни у кого, во всём мире!" - твердят брехуны во множестве текстов, посвященных этому Великому ;-) событию.
12. Ну хорошо. Поглядим сначала, что же там было, а потом насчет всего мира, ага?
12.1. Итак, к району угольных разработок Зонгулдак (есть и другие варианты написания) утром 6 февраля (24 января по ст. ст.) 1916 года прибыла группировка ЧФ, именуемая хрустобулочниками также АУГ (Авианосная Ударная Группа), в составе которой были: крейсер "Кагул"; линкор "Императрица Мария"; ГАТ (ГидроАвиаТранспорт) "Император Александр I" и ГАТ "Император Николай I" (целое императорское семейство, ага); эсминцы "Заветный" и "Завидный"(тип "Лейтенант Пущин"); ранее там уже находились эсминцы "Поспешный" и "Громкий" (класс "Новик"). Каждый из ГАТ нес по 7 гидросамолетов М-5 (про них см. https://alan-a-skaz.livejournal.com/254613.html ), это максимально возможное для них количество, хотя в некоторых публикациях называют и больше цифры -а еще это количество, ну конечно же, называют "рекордным" и "не имеющим аналогов в тогдашнем мире".
12.2. Первый отряд взял по 2 пудовые (16 кг) авиабомбы и от 2 до 4 10-фунтовых (4 кг, русский фунт ~409 г, в отличие от английского ~450 г), второй по две 50-фунтовые (21 кг) и две 10-фунтовые, иногда называются и другие цифры - ну в целом порядок величины ясен: общая бомбовая нагрузка менее 700 кг, на самолет по 40-50 кг.
12.3. Самолеты были сгружены с ГАТ на воду за 20 миль до цели и направлены к ней. Старт растянулся на 36 минут, что указывается как "рекордно малое время". Из 14 самолетов 2 не смогли взлететь, один из-за непроизвольно сброшенной бомбы прервал полет и вернулся, еще два экипажа не смогли в облаках найти цель. Всего в налете участвовало 9 аэропланов, т.е. "рекордное" число сразу просело в полтора раза, бомбовый груз тоже.
12.4. Импровизированная ПВО порта начала стрельбу в воздух шрапнелью - негусто и неприцельно, но это заставило самолеты держать высоту не менее 1000 м, а еще внезапно ;-) обнаружилась облачность, над которой самолеты старались держаться для укрытия от огня ПВО, поэтому большинство бомб были сброшены куда-то примерно на порт и ж/д узел, без особых результатов (но всё равно "успешно"!), а 3 самолета по очереди атаковали находившийся в порту транспорт «Ирмингард» (7200 т по РусскимЪ рапортамЪ, реально 4211 т - ну куды ж в рапортахЪ без вранья-то), вместе сбросив "3 бомбы пудовые, 4 бомбы 50-фунтов и 3 бомбы 10-фунтов". Считать их общий вес нет смысла: попала ОДНА, 50-фунтовая, легла в район трубы, отчего транспорт "затонул" (на самом деле - сел на грунт, там было мелко; затем был поднят и возвращен в строй. По Лорею "Пароход был поднят примитивными средствами и 25 февраля снова мог участвовать в доставке угля" - потом его пришлось снова топить, на сей раз подлодкой).
12.5. Кроме того, в разных пересказах события бывают утверждения про потопление в ходе этого налета заодно нескольких фелук - мелких парусных корабликов. Даже если это правда, это "тьфу, дура, нашла чем хвастаться" - а вообще-то турецкие фелуки в ПМВ на ЧМ, как и японские миноносцы в РЯВ, царскими ероями начиная с Руднева записывались на свой счет рефлекторно, без оглядки на реальность, ибо кто ж станет такую мелочь проверять - а считается типа боевой успех, "вымпел".
12.6. В это время (по официальной версии; далее ее пересказ - очевидные странности обсудим позже) чуть не состоялась атака германской подлодки: ее заметил один из возвращающихся аэропланов на расстоянии 4 кабельтовых (740 м) от ГАТ " Александр I". Он тут же обозначил лодку дымами, по которым и был открыт артиллерийский огонь. Целью немецкой субмарины UB-7 были русские корабли, блокирующие Зонгулдак. Благодаря действиям Корниловича и Бушмарина лодка была обнаружена наблюдателями "Императора" и с него же (только с него!) обстреляна специальными ныряющими снарядами. UB-7 пришлось выпускать торпеду с большого (?!) расстояния, из-за чего атака оказалась безрезультатной; а торпеда, потеряв ход, затонула, едва коснувшись самолета Эссена.
Это заодно, ну конечно же, ПервоеЪвЪмире(ТМЪ) противолодочное применение РусскойЪ морской авиации.
12.7. Далее было победное возвращение и раздача орденов. И шумиха в прессе.

Вот, собственно, и вся операция. Какая держава, такой и Перл-Харбор. ;-)))

13.0. Поскольку объем получился уже немалый, сделаю перерыв, - а потом отдельным постом будет обсуждение, перечисление некоторых отмеченных мной странностей, оценки и выводы.
Возможно, читатели сразу, не дожидаясь, захотят начать обсуждение в комментариях - милости просим!
=*= продолжение следует.

Авианосцы, ликбез, без-ретуши, родинаслонов, РКМП, МорскАвиация, авиация

Previous post Next post
Up