Дополнение 230115 к #Родинаслонов и морская авиация.

Jan 15, 2023 19:57

Ах да, вот очередные дутые претензии на мировые приоритеты РКМП:
"по успешности применения морской авиации Россия была признанным лидером среди всех стран" - Да ну врать-то. Это откуда такие "признания" взялись? Чьи? И, главное, на каком основании? В чем реальном выразилась эта "успешность"?
В порядке антигаллюциногена: https://alan-a-skaz.livejournal.com/260630.html
"Русский гидроплан «Гаккель-V» был построен в 1911 году одним из первых в мире" Ага-ага, слышали. ;-)
http://xn--80aafy5bs.xn--p1ai/aviamuseum/aviatsiya/nachalo-aviastroeniya-v-rossijskoj-imperii-2/nachalo-aviastroeniya-v-rossijskoj-imperii/samolety-ya-m-gakkelya/samolyot-amfibiya-gakkel-v/
"С 11 по 27 апреля 1911 года в Михайловском манеже в Санкт-Петербурге Русским техническим обществом проводилась первая в России Международная воздухоплавательная выставка. За все время работы ее посетило более 100 тыс. человек. Выставка имела огромный успех и привлекла внимание всех" (Оу!) "крупных производителей аэропланов - как русских" (а что, такие уже были?! хотя на безрыбье... См. https://alan-a-skaz.livejournal.com/134596.html и далее по ссылкам, прежде всего https://alan-a-skaz.livejournal.com/100282.html и https://alan-a-skaz.livejournal.com/100362.html), "так и зарубежных" (ВСЕХ. Ну, допустим, ага, смайл).
В докладной записке полковника С.А.Ульянина о выставке говорилось: "…заслуживает внимания аэроплан Гаккеля, приспособленный для спуска на воду…". Министр торговли и промышленности утвердил список наград, в котором под номером 22 значился инженер Гаккель "за оригинальную конструкцию морского аэроплана", экспонат получил Серебяную медаль. Но...
Я уже не раз упоминал случаи на заре создания РусскойЪ авиации (да и не только на заре), когда РусскиеЪ самолеты, не пройдя испытания в воздухе, собирали восхищенных зрителей и призы по выставкам - а потом обнаруживалось, что они просто подняться в воздух, и то не в состоянии, не говоря уже о достижении своих "лучших в мире" ТТХ, авансом заявленных заранее из непонятно каких соображений.
Автор предложил военному министру приобрести аэроплан за 18 тыс. рублей, но тот отклонил прошение до окончания испытаний машины (и правильно). Были ли те испытания; и если да, - то где, когда, кем, с каким результатом - у Шаврова (В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г., с.140-141) не указано.
Однако факт, что приобретение гидроплана Гаккеля НЕ состоялось (несмотря на интерес военных заказчиков к гидропланам), и в серийное производство он НЕ пошел.
Заодно отметим, что у "русского" самолета Гаккеля (как и долго еще у практически всех "русскихЪ" самолетов), был французский авиамотор. Конкретно в данном случае это был "Эрликон" 50 л.с., да еще и пропеллер был взят готовый от "Фармана". Колеса тоже были взяты от "Фармана", хотя уж их-то чего бы самим не сделать.
Также факт, что заявленные Гаккелем скоростные качества его самолета (якобы около 100 км/ч) не могли быть достигнуты при таком слабом моторе и такой небрежной аэродинамике, и начали получаться у аналогов только при мощностях мотора 80 - 150 л.с.
Книга Г.Ф.Петров."Гидросамолеты и экранопланы России 1910-1999" также есть в списке литературы, указанной на сайте с хвалебным описанием конструкции Гаккеля - однако информация из нее там проигнорирована, а зря. Там прямым текстом (стр. 6) указано то, что я и ранее предполагал: якобы-скорость гидроплана Гаккеля, якобы-рекордная - на самом деле расчетная (без указаний на способы расчета!). А самое главное, "из-за недоверия к его "ажурной" конструкции самолет не испытывался и был заброшен" (О! Ну кто бы удивился).
Также факт, что гидропланы Фабера во Франции и Кертисса в США появились и реально прошли испытания уже в 1910 г., а затем в нескольких развитых странах уже началось изготовление серийных (!) гидропланов - поначалу поплавковых, получаемых из уже хорошо освоенных конструкций самолетов для суши, затем и более специализированных, с компоновкой "летающая лодка".
Еще одним кандидатом на то же самое звание является "севастопольский самолет" или "Самолет Дорожинского", якобы поставленный на поплавки в 1910 году и ставший началом "первой в мире"(ТМЪ) РусскойЪ военной морской авиации.
Выясняется, что в реальности в Севастополь в июне 1910 г. был вправду привезен французский (!) серийный (!) аэроплан "Антуанетт"(вовсе не приспособленный изготовителем как как "гидро"), в сентябре на Куликовом поле состоялся его пробный полет - и на этом правдивая часть в легенде заканчивается.
Постановка на поплавки, по образцу иностранных аналогов, состоялась - но уже летом 1911 г., а на последующих испытаниях "гидро"самолет ни разу не смог набрать достаточную для взлета скорость, зарываясь поплавками в воду, на этом попытки закончились (Петров, стр.7). И более о нём в этой саге сказано не будет.
Только в 1912 г., уже после успешных действий против Турции реальной военной морской авиации Италии в Ливийской (Триполитанской) войне 1911-1912 гг. и Греции в Первой Балканской войне 1912-1913 гг., появились первые в РИ гидропланы на военно-морской службе - сначала полностью импортные, естественно.
Первые дееспособные конструкции "русских" (на иностранных моторах) гидропланов начали появляться в 1912 году в опытных образцах, когда за рубежом уже был достаточно массово освоен серийный выпуск многих моделей; до серийного выпуска в РИ первым дошел "С-10 гидро" Сикорского (1913), представлявший собой малоудачную поплавковую версию одноименного обычного аэроплана в нескольких модификациях, с разными деталями конструкции (одних моторов там было 7 вариантов), но под одним наименованием.
А первой в РИ "летающей лодкой" стала копия французского серийного гидроплана DL (Доннэ-Левек) образца 1912 г., закупленная в РИ в 1913 году, затем разбитая на испытаниях, в 1914 г. воссозданная и скопированная Григоровичем, и далее известная у нас как Щ-1 и М-1.
Серийный выпуск первого "русского" (по прежнему на французских моторах) вправду-серийного гидроплана типа "летающая лодка" М-5 Григоровича начался еще намного позже: в конце июля 1915 года, через год после начала войны, в которой развитые страны с самого начала массово применяли серийные гидропланы преимущественно своей конструкции, и на своих двигателях.
До этого в "русской" морской авиации применялись практически полностью чисто импортные самолеты, кроме небольшого количества уже сильно устаревших и изначально слабых "С-10 гидро" (см. https://alan-a-skaz.livejournal.com/254613.html ). По этой ссылке я уже приводил ситуацию на Балтике к середине-концу июля 1915 г., через год (!) после начала войны. А вот ситуация там же на конец сентября, еще парой месяцев позже, как она видна из переписки, приведенной в http://www.xliby.ru/transport_i_aviacija/aviacija_i_kosmonavtika_2011_04/p4.php (подчеркивание моё):
Из письма начальника авиационного отдела службы связи Балтийского моря Б.П.Дудорова начальнику организационно-тактического отделения Морского генерального штаба капитану 2-го ранга Игнатьеву 25 сентября 1915 г.: «По дошедшим до меня сведениям из Франции прибыли в Архангельск на «Сарацине» 10 моторов «Моносупап», которые будут отправлены: пять в Балтийское и пять в Чёрное море. Ном приходится каждый день бороться с обнаглевшими немецкими аппаратами, между тем наличие моторов очень мало и запасных ни одного. Вследствие этого думаю, что в моторах на Балтийском море в данную минуту более острая нужда, чем на Чёрном, а потому прошу, устрой, чтобы эти 10 моторов были переданы Балтийскому морю и по возможности незамедлительно их доставить в Ревель.
P.S. Случайно узнал, что ты выразился про Балтику: Дудоров говорит: только не «Щетинин», а его лётчики - только «Щетинин». Думаю, тебе неверно осветили дело. Я признаю, что последняя лодка Щетинина [имеется в виду М-5] лучше Ф.Б.А., но мы уже дали большой заказ на вторые раньше, чем первая была создана. Я был против второй, имевшейся в Ревеле, лодки «Щетинина». Впрочем, по существу большой разницы между Ф.Б.А. и новой лодкой «Щетинина» нет. Зарезан я не лодками, а моторами, да ещё тем, что Англия в своё время мой большой, данный до войны, заказ на моторы и аппараты «Шорта» и «Авро» не выполнила. Даст Бог, «Морисы», которые достал Щербачёв, помогут делу, хотя и поздновато.
Тут почти ежедневные воздушные бои и со вчерашнего дня соотношение сил почти всегда такое: на два наших пять немцев. Из восьми аппаратов, посланных 28 (августа) в Виндаву, дошло только четыре, а четыре вернулись из-за неисправностей в моторах, причём приходилось некоторых подбирать в море, рискуя подорвать миноносец. Верь, дорогой, душа болит и от злобы на немцев, у которых всё есть. Не сплю даже те редкие часы, которые не торчу на мостике или не занят делами. Никого винить не хочу, а если, что и сорвётся, то от больной души. Твой Дудоров».
Из письма Игнатьева Дудорову: «Дорогой мой Борис Петрович! Из моторов, прибывших на «Сарацине», на Балтийское море будет дано восемь, так как у Вас бесспорно более острая нужда, чем на Чёрном. «Морисов» достал не Щербачёв, а Тучков, так как без ходатайства Тучкова у Великого князя и Семковского ничего бы не вышло на мой взгляд… Ради Бога, не болей душой и не горюй. Всё наладится и всё утрясётся; надо только не покладая руки работать, стараясь поддерживать добрые отношения и веря в общее дело и людей»."
Хороший такой контраст с бодрыми выдумками нынешних патридиотЪовЪ, как в ПМВ на Балтике РусскиеЪ, прекрасно обеспеченные отечественной самой-передовой-вЪмире(ТМЪ) не-имеющей-аналоговЪ(ТМЪ) боевой техникой - в т.ч. авиацией - безответно громили немцев в воздухе, ага-ага.)))

Авианосцы, ликбез, без-ретуши, родинаслонов, РКМП, МорскАвиация, авиация

Previous post Next post
Up