* продолжение к
https://alan-a-skaz.livejournal.com/254760.html1. Официально-хрустобулочная версия налета на Зонгулдак выглядит примерно так (цифрами выделил отдельные тезисы для удобства последующего обсуждения):
(1.1.) Весь уголь, получаемый в Турции во время ПМВ, добывался в месте с названием Зонгулдак, (1.2.) на нем держался весь флот Турции и Германии в Черном и Средиземном море, который именно благодаря этому углю оказывал сопротивление русским на ЧМ, (1.3.) а на Средиземном море так вовсе громил Антанту.(1.4.) Вывоз угля из Зонгулдака был возможен только по морю, и это делало его доставку уязвимой для РИФ.
Когда командование ЧФ получил решительный и талантливый адмирал А.Колчак, он предпринял беспримерный поход ударной авианосной группы (АУГ) (1.5.) из состава сил ЧФ. План был гениально задуман, идеально подготовлен, блестяще исполнен. (1.6.) Налет разгромил начисто (1.7.) этот источник угля и уничтожил средства его доставки. И заодно стал рождением новой стратегии действий морской авиации, - которую уже потом, в ВМВ, подхватили японцы и прочие страны мира, надолго отставшие от ВеликойЪ РоссииЪ.
(1.8.) После этого флот противника, лишенный топлива, уже до конца войны не смог выходить в море. Этим, кстати, Россия еще и сильно помогла (1.9.) союзникам по Антанте. В мировой истории Зонгулдак стал первым примером (1.10 - 1.12) боевого применения морской авиации с авианосцев по сухопутным объектам, порту / базе противника и вражеским кораблям. В налете приняли участие целых 14 самолетов - это надолго стало мировым (1.13) рекордом! По значимости его переплюнул только Перл-Харбор - и то не факт, с учетом важности события (1.14) в масштабах ПМВ.
Вот в придачу картины, созданные по мотивам сего Великого Свершения (желающие могут попробовать их сопоставить с реальностью, это обычно забавное занятие):
https://histrf.ru/images/articles/01/AIBiPV1THFdXsJVbT7ti79SFbXn90Sl18fO5HCrI.jpg , оно же
https://vk.com/wall-59254370_25374 и много где еще.
Бомбардировка русской морской авиацией турецкого угольного порта Зонгулдака 6 февраля 1915 г. художник С.Г. Невельштейн. Центральный военно-морской музей (navalmuseum.ru)
Еще творение, художник А.Ю.Заикин:
Вот еще:
https://topwar.ru/uploads/posts/2016-02/1455184636_tmpl9vh3t.jpeg тоже по мотивам того же события, выяснять авторство и прочие реквизиты картинки уже не стал, кому не лень - заранее спасибо. Автор определенно "вдохновлялся" реальной фотографией, вот только сделала она была уже в октябре после потопления того же транспорта подлодкой.
2. Теперь от влажных мечтаний и девичьих фантазий патридиотЪовЪ попробуем перейти к реальности.
2.0. Ситуацию с углем в Турции на время ПМВ детально описывает, например, Лорей. В предвоенный период, действительно, турки спокойно добывали уголь в Зонгулдаке - и не искали других источников снабжения. Потребителем был не только и не столько флот: уголь требовался промышленности, ж/д локомотивам. А еще для отопления в холодное время года: регион-то безлесный. Месячная потребность Турции в угле оценивалась в 30 тыс.т, из которых на долю флота приходилось до 1 тыс.т. (в условиях дефицита угля бывало снижение до 350 т)
Получив пост в турецком флоте и влияние непосредственно в Турции, Сушон принял решительные меры для ликвидации столь явной уязвимости. Он распорядился активизировать добычу бурого угля в районе Мраморного моря. Месторождения там были небольшие, уголь низкокачественный, отчего и не придавали ему значения раньше, - зато его добыча и доставка были вне досягаемости вероятных противников. Кроме того, Сушон принял меры по укреплению сухопутного сообщения Зонгулдака с центральными областями Турции.
(Меня всегда умиляет в хрустобулочниках их фееричная тупость и неумение/нежелание пользоваться по назначению собственными т.н. мозгами. В одном и том же тексте они могут расхваливать в ходе налета якобы великие разрушения ж/д узла в Зонгулдаке, - и там же рассказывать про единственный (!) путь для вывоза угля через море. Стало быть, либо вправду был ж/д узел - и тогда вряд ли только для создания поводов победным, традиционно брехливым, рапортам ихсковородиев; либо вправду не было сухопутного ж/д сообщения, а пышными словесами "ж/д узел" именуется, ради преувеличения жалких как-бы-успехов налета, локальная узкоколейка для доставки угля от шахты/складов к причалу; но не более чем что-то одно из этого.
Другой вопрос, что возможности морских и сухопутных перевозок различаются многократно. Ж/д состав того времени, в тех условиях, обычно перевозил до 250-300т; крупный морской угольный транспорт - это сразу неск. тыс.т., как десяток-другой ж/д составов. Но и один ж/д состав гораздо больше, чем совсем ничего).
2.1. ЧФ перед войной уже имел подавляющее превосходство сил и, не будь Эбергард так "застенчив" (как и подавляющее большинство прочих царских командиров, впрочем), мог блокировать угольные перевозки из Зонгулдака уже с самого начала войны. Тогда это могло иметь несравнимо больше значения, чем через полтора года, в 1916 году. Некоторые исследователи указывают, что правильным решением был бы десант с моря, способный произвести подрыв шахт, таким образом вывести из строя угледобычу полностью и надолго. Выясняется даже, что комендант Зонгулдака имел инструкции, в случае высадки русского десанта, произвести подрыв шахт во избежание их захвата!
Но - как обычно для РИА и РИФ в 20 веке, столь замечательная возможность была упущена из-за нерешительности царского командования.
Принятые Сушоном меры постепенно давали свои плоды, снижая зависимость Турции от Зонгулдака. К тому же после поражения Сербии и ее оккупации (конец 1915 г.) появилась возможность прямого ж/д сообщения Германии с Турцией, с февраля 1916 г. начались регулярные поставки в ОИ высококачественного угля из Германии. По хорошей дороге с мощными локомотивами удавалось ежедневно перевозить 400 т угля или немного более, в месяц это составляло 12-14 тыс.т., т.е. 40-45% потребностей Турции. Значимость доставки угля из Зонгулдака в 1916 г. и далее оставалась весьма немалой - но уже не столь критичной, как об этом любят врать у нас. На первоочередные потребности, в т.ч. флотские, при всем режиме экономии угля, его найти было вполне реально.
2.2. Число действующих турецких угольных транспортов стараниями ЧФ постоянно уменьшалось (в т.ч. и до Колчака), но на момент до налета действовало 6 крупных транспортов и множество мелких. Поврежденный во время налета транспорт с 25 февраля снова вернулся к перевозкам угля. Его временный выход из строя (на аж целых 19 дней, ага) составил серьезное неудобство для турконемцев - но не настолько важное, как у нас любят врать.
Для справки насчет тезисов (1.7. - 1.8.) про якобы уничтожение угольной добычи и средств доставки угля в результате операции 6 февраля 1916 г.: в январе и феврале из Зонгулдака было доставлено по 20 000 т, в марте цифра даже поднялась (!) до 30 000 т.
(
http://militera.lib.ru/h/novikov_n/03.html)
Дальнейшее снижение доставки угля из Зонгулдака было связано с активными действиями ЧФ и в т.ч. минными постановками у Босфора, но доставка угля оттуда всё равно оставалась заметной, в пределах 6-13 тыс.т в месяц (годовая добыча 186 тыс.т. на конец ПМВ), - а эффект от авианалета, как видим, оказался практически нулевым. Несоразмерным ни силам и средствам, вложенным в его проведение, ни тем более поднятой вокруг него пропагандистской шумихе.
2.3. Активизация действий ЧФ была связана не столько с талантом А.Колчака (ни в одной операции реально не явленым, скорее наоборот - кроме безусловного таланта в рапортах присваивать себе чужие заслуги и выдумывать несуществующие) и его решительностью, сколько с появлением там двух новых линкоров типа "Императрица Мария". Линкоры были гораздо слабее, чем современники-аналоги в развитых странах; сильно запоздали со строительством, и на момент своего ввода в строй были уже отсталыми, - но против столь же устаревшего (закладка 1909, ввод в строй и начало реальной службы 1912) и сильно поношенного (интенсивное использование все время от ввода в строй, при отсутствии возможностей для надлежащего обслуживания) линейного крейсера (не линкора!), который прежде один вызывал опасения у всего ЧФ, - и этого хватало.
2.4. Планирование операции было весьма далеко от совершенства.
Например, не была проведена предварительная разведка, в т.ч. воздушная - поэтому царское командование совсем не знало о существующих в Зонгулдаке батареях с возможностью вести противовоздушный огонь, и даже не предусматривало такую возможность, предполагая действия своей авиации абсолютно свободными, безответными и безнаказанными.
В результате действия авиации сильно потеряли эффективность, т.к. самолеты были вынуждены держаться значительной высоты (с которой бомбометание было уже совсем неприцельным) и прятаться от заградительного огня ПВО за облаками.
2.5. Прочая подготовка тоже оказалась так себе - т.е. на обычном для РИА и РИФ "уровне".
Из выделенных для операции, и доставленных через море с определенным риском, 14 самолетов приняли реальное участие в операции только 9 - чуть менее 2/3, и даже из тех 9 главную цель (транспорт) атаковали только 4, из них первый уже на обратном пути остатком бомб, целенаправленно - 3 (три!) с единственным попаданием;
остальные скинули бомбы куда попало, свысока из-за облаков, примерно в сторону значимых объектов - с заведомо околонулевой эффективностью, хотя потом традиционно для ихсковородиев лихо врали, расписывая свои якобы-попадания (противником вовсе не замеченные).
Цит. по Лорею: "6 февраля Зунгулдак был обстрелян русскими, причем стрельба корректировалась с самолетов; одновременно самолеты бросали бомбы." Из потерь и повреждений указано ТОЛЬКО попадание по транспорту.
Два самолета не смогли взлететь после их спуска на воду - "прекрасная" предварительная подготовка техники; один при взлете самопроизвольно сбросил бомбы и был вынужден вернуться; два "не нашли цель за облаками" - "прекрасная" подготовка личного состава!
У меня вызывает сильное удивление такое вот "ненахождение цели", заранее как-бы-назначенной и как-бы-изученной (как японцы к Перл-Харбору готовились, помним?); всего в 20 милях от места вылета; которую там не с чем спутать; над которой к тому же выше облаков роятся их коллеги. Подозреваю, что летчики издалека по разрывам шрапнели обнаружили наличие ПВО - и предпочли "не найти цель", чтобы не подвергать себя риску. Мало ли что война - а рисковать не договаривались, у противника не ожидалось ПВО, они по нам стреляли, это нечестно! ;-))))
2.6. В целом наблюдаем типичнейшую для РЯВ/ПМВ царскую "бумажную победу", в которой реальные результаты мизерные - но их старательно раздувают от лягушки до вола, от мухи до слона.