Кинематограф все-таки жив. Иногда

Oct 12, 2019 22:00

Посмотрел «Игры разумов» (а точнее - Гений и безумец/The Professor and the Madman) с Мэлом Гибсоном и Шоном Пенном. Фильм неожиданно очень понравился - игра главных актеров просто превосходна, но и остальные роли также очень сильны и органичны, художественная (визуальная) составляющая, смыслы, сама история… В общем, давно уже не смотрел кино с таким интересом и удовольствием. К поиску недостатков даже и не хочется уделять большого внимания.
Понравился сам замысел, основные идеи. Человечность, роль языка, идеи эмансипации и прогресса, мужество во имя человечности - все это может прозвучать, возможно, пафосно и банально, но решающее значением имеет контекст и искренность.
Фильм снят совсем не в «современном» стилем, он ближе к «старому» кино, что для меня также большой плюс. Визуальная составляющая играет для меня огромную роль.
Вот Мартин Скорсезе недавно высказался об экранизации комиксов (Marvel):
«Я не смотрю их. Знаете, я пытался. Но это не кино. Если честно, то ближайшее сравнение, которое мне приходит на ум, для актёров, которые пытаются играть в сложившихся для них обстоятельствах, - это парки аттракционов. Это не кино, где человек пытается передать чувственный, психологический опыт другому человеку»
- и я с ним не только согласен, я считаю, что он выразился чрезмерно мягко и политкорректно (дома, с женой, мы несколько более радикально говорим о таких вещах)))
Все это часть процесса схлопывания социального (имплозии, по Бодрийяру)
Но в отношении «смерти кино», я никогда не думал, что оно действительно умерло. Вопрос состоит в том, чтобы каким-то образом находить действительно кино, произведение искусства, а не симуляцию (товар, коммерческий продукт, стандартизированный).
Из нового кино, которое видел, The Professor and the Madman это единственный для меня такой пример.
От почти всех просмотренных за последнее время фильмов, в том числе «оскароносных», впечатления быстро рассеивались как утренний туман и в памяти не оставалось почти ничего, сериалы я так же уже давно смотреть не могу, не смотря на настоятельные советы Жижека)))) И даже новый Твин Пикс я быстро бросил смотреть без всякого сожаления. Раз за разом констатировал, что аудиокниги, пусть это будут, например, уже знакомые рассказы и повести Чехова, или последний роман Харуки Муракми «Убийство Командора», увлекают меня гораздо больше, чем современное кино, за всеми его грандиозными спецэффектами и миллиардами. Смотреть мне это совершенно не интересно, а вот «Убийство Командора» сейчас слушая с интересом. Пока не увидел ничего гениального или особенного, но - это интересно придуманная и рассказываемая история, тем более я неплохо понимаю темы, которые волнуют Мураками и они по большей части близки и мне.
В современном кино меня, наверное, отталкивает его полнейшая неискренность. Впечатление такое, что играют манекены, снимают манекены, и они же пишут сценарии, Причем все запрограммированны на производство серийного коммерческого продукта. Вообще, мы имеем дело с системой, где главное это безумная пляска и обращение Капитала, а, например, искусство является чем-то вроде алиби, ширмы, симулякром (здесь, понятно, есть ряд других интерпретаций, но это об этом в другой раз))
Я не вижу в современном кино ни искренности, ни страсти, ни даже простых эмоций, ни мысли - как если бы все захватили «похитители тел» (отсылка к культовому фильму 1956г.), подменившими живых людей с из страстям и поисками смысла бесчувственными манекенами.
Причем, бывает, случайно ухватишь кусочек какого-то старого фильма, либо не слишком старого, но со «старыми» актерами, пусть это будет даже, мягко говоря, не слишком интеллектуальный криминальный фильм (что-то типа с Аль Пачино и Кристофером Уокеном), но я чаще всего не могу не отметить, насколько ЖИВО там все выглядит. (при это, понятно, далеко не от всех старых фильмов такое впечатление, но от новых его просто почти нет). Почему так - это все конечно надо осмыслять...

кино, антикапитализм

Previous post Next post
Up