Вторжение похитителей тел

Oct 13, 2019 21:32

Продолжу про кино. Вспоминал там про "Вторжение похитителей тел", а есть очень неплохая статья в журнале "Искусство кино" - "70-е: перезагрузка. Бодрийяр и кинематограф", там автор тоже этот фильм вспоминал:

"...появилась еще одна тенденция, в меньшей степени основанная на родстве с оригиналом, лишенная этой плодотворной взаимосвязи. Я имею в виду стремление, осознанное или нет, заместить, перепрограммировать оригинальное произведение. Голливудское кино переживает сегодня период затмения, реанимируя труп двадцатипятилетней давности. Но откапывают его для того, чтобы еще глубже закопать. «Появилось целое поколение фильмов, которые по отношению к предыдущим являются тем же, что робот-андроид по сравнению с человеком, - волшебным артефактом без недостатков, гениальным симулякром, лишенным воображения, той иллюзии восприятия, благодаря которой существует кинематограф», - писал Бодрийяр. Речь идет о 70-х годах. Этодесятилетие, подобно фантому, тяготеет над современной кинопродукцией (молодые режиссеры, работающие сегодня в Голливуде, родились именно в те годы). Восстановлению может подвергнуться только то, что было вытеснено: 70-е - это потерянный и потому желанный рай, последний «золотой век» американского кино и последнее нереализованное желание современной эпохи.

Об этом говорят недавние римейки «Шафта» (1971), «Планеты обезьян» (1968), «Разрежь меня на части» (1974) и «Зомби» (1978), а также бесчисленные экранизации телесериалов того времени («Старски и Хатч», «Ангелы Чарли» и т.д.). «Фабрика грез» превращается в фабрику по производству ластиков. Лишенные по большей части политического содержания, критической оценки, перепрограммированные, эти фильмы обладают лишь формальным сходством с оригиналом, так как их содержание радикально отличается от первоначального - те же названия самым очевидным образом свидетельствуют о желании заместить собой оригинал. Эти фильмы можно назвать «похитителями кино», ссылаясь на картину «Вторжение похитителей тел», снятую в 1956 году Доном Сигелом. Римейки ее последовали в 1978 и 1993 годах («Вторжение похитителей тел» Филипа Кауфмана и «Похитители тел» Абеля Феррары).

Кто такой похититель тел? В буквальном смысле - субстанция растительного происхождения, которая вторгается в живой организм и завладевает им. В результате этой процедуры-римейка возникает идентичная копия оригинала. После вторжения похитителей тел жители городка Санта-Майра пробуждаются после долгого сна, абсолютно не изменившиеся внешне и все же совершенно другие. Нет больше индвидуальности, только сплошная серая масса, внутри которой не существует никаких различий и отношений. Другими словами, это пример пароксистской идентичности, «ад того же Cамого», описанный Бодрийяром на примере фильма Спайка Джоунза «Быть Джоном Малковичем» (1999). Агент Смит из «Матрицы» мог бы вполне стать его конечным вариантом: «Это и есть наш идеальный современный клон: субъект, из которого вымарано все Другое, который лишен возможности разделения и обречен на метастазирование самого себя, на чистое повторение. Это уже не ад, созданный отличием, это ад того же Самого». Тем не менее как в версии Сигела, так и в версии Кауфмана и Феррары еще есть возможность отличить человека от его копии, поскольку в ходе превращения субъекта в римейк нечто теряется и эта потеря отражается в выражении лица, в поведении, во взгляде, в которых это «нечто» отсутствует. Остатки человека, замещенного своим двойником, буквально выбрасываются на помойку. В результате этого процесса субституции разрушению подвергается не «аура» человека в эпоху воспроизводимости, не душа или стремление, а, скорее, реальность как таковая. В этом смысле «Вторжение похитителей тел» выступает как фильм-матрица кинематографа симуляции, а растительные похитители тел - надуманной и/или преисторической версией симулякров Бодрийяра, протосимулякров, если угодно - «прото», потому что еще несовершенных, незаконченных, различных несмотря ни на что: «Эра симуляции начинается, следовательно, с ликвидации любых референций или даже хуже - искусственным возрождением последних в рамках знаковых систем. Речь не идет больше ни об имитации, ни о редупликации, ни даже о пародии. Речь идет о замещении реальности знаками реальности».

Сетевой кошмар

В силу одержимости темой сопротивления (будь то система массовой информации, политическое, институциональное или экономическое устройство) «Матрица» представляет собой продолжение или даже энтропичеcкое расширение фильмов-досье 70-х («Вся президентская рать», «Китайский синдром», «Заговор «Параллакс», «Разговор»), пытавшихся перенести в политическую область знаменитый афоризм Мак-Люэна «Средство коммуникации - это само сообщение» - «ключевую формулу эры симуляции», по мнению Бодрийяра. Какую стратегию сопротивления мы можем противопоставить процессу имплозии средств сообщения и реальности?.."

Но, Бодрийяр - это интересно, однако его идеи, конечно же, не могут дать ответы на все вопросы.
Метаморфозы, происходящие с кинематографом, надо бы попытаться понять в связи с другими изменения в социуме, культуре, экономике и всех других сферах. Вероятно, есть еще интересные работы, наверняка есть, из тяжеловесов Ф. Джеймисона можно вспомнить, есть и отечественные кинокритики, даже левой ориентации, есть у них изданные книги, но не хватает времени на все это.

А на сайте Искусства кино обнаружил также прелюбопытнейшую статью о Трампе, которую прочитал с большим удовольствием и не раз посмеялся))) Начинается статья с цитат из М. Горького и... Д. Трампа)))

"Проект «Трамп». Портрет художника в старости

...Вся жизнь и деятельность сорок пятого американского президента - это рисование одного гигантского, грубого, корявого, кичеватого, но очень выразительного автопортрета. Так получилось, что в этот процесс оказались втянуты вся страна и весь мир. О Трампе-человеке нельзя сказать ничего. Он растворился в собственно портрете. Трамп-художник и Трамп как произведение этого художника давно уже неразделимы. И, как и всякое выдающееся художественное произведение, «Проект «Трамп» является крайним выражением духа своего времени.

Автор этого произведения далеко не молод, ему за семьдесят. Но похоже, что именно сейчас он вышел на пик своих творческих сил и возможностей. За свою долгую творческую жизнь он примерял различные маски, пробовал себя в различных художественных жанрах, использовал разнообразные техники, сохраняя при этом свой неповторимый стиль и оставаясь самим собой. Этот текст является попыткой осветить некоторые аспекты художественной биографии Дональда Трампа, сорок пятого президента Соединенных Штатов Америки"

Бодрийяр, кино, антикапитализм

Previous post Next post
Up