Пока некоей значительной частью общества не будет достигнуто понимание того, насколько им мышление, восприятие, мировоззрение, поведенческие сценарии и вообще весь их внутренний мир определяется той социальной системой, в которой они живут, практически все «протесты», вся «критика», вся «борьба с пороками и проблемами» и т. д. - все это будет неизбежно будет становиться частью тех проблем, с которыми ведется «борьба», и частью самой системы. И даже попытки совершить революцию (настоящую, подразумевающую смену всего строя, всей системы отношений, а не просто переворот), будет скорее всего ждать та же участь. И, на мой взгляд, вся история нашей «протестной активности и борьбы» это подтверждает сполна, включая самые последние ее формы (страхи и тревоги нервных собственников жилья в Москве, а также смехотворные, в своей поверхностности, «протесты» против коррупции и пр.).
Нужно учиться мыслить радикально (как об этом писал Маркс) - учиться понимать основу, фундамент проблем. Или, наверное так будет более правильно, - фундаменты проблем, ибо в нашем мире гораздо больше, чем один только капитализм (это уже формулировка Эдгара Морена).
Что способствует воспроизводству той системы отношений, которая порождает патологию (проблемы)?
Определенный тип мышления, восприятия и картина мира, в которой есть отдельные объекты, сущности, но нет понимания отношений. Или так - сложной динамики отношений, вместо которой мир состоит из неизменных сущностей и таких же неизменных отношений. И так воспринимается все - от семейный проблем, до социальных. Это все разные авторы по-разному описывали, но суть в общем видели схожим образом, - от марксистов и разных мыслителей, типа Ролана Барта, до мыслящих в русле системной парадигмы (системная семейная терапия и пр.).
Те, кто «счастливо»))) проходит мимо указанных идей и теорий, видят проблемы примерно так: преступность? - надо отловить и пересажать всех преступников (или еще варианты могут предложить); ребенок «упрямый» или «ленивый» - надо заставить его учиться силой или хитрым манипулятивным способом; проблемы в семье видятся не как проблемы отношений, а как «дефект характера» («он алкоголик», «она просто стерва»), поэтому надо просто точечно исправлять дефекты, что удобнее скорее медикаментозно (особенно депрессию, например); есть безработные и бедные? - это тоже только вследствие их внутреннего дефекта, агрессивные - то же самое. Поэтому-то и получается, по выражению Бейтсона, лечим симптом - значит взращиваем системную патологию. И, кстати, все более и болен изощренными способами, с использованием новых психологических, даже психотерапевтических, социологических и пр. идей и теорий, преломленных под нужды рынка, так сказать, а также и новейших медийных и технолгогических средств.
Неудивительно, что в такой картине мира и при таком типе мышления мало шансов прийти к пониманию проблем отношений и пониманию общества (или даже отдельной семьи, группы) как системы. И как тут понять теорию классовых отношений и проблему частной собственности как проблему отношений. Гораздо проще и удобнее думать, что, например, коррупционеров можно просто пересажать и тем самым избавиться от коррупции (появятся еще коррупционеры - их тоже надо сажать, сажать и сажать…)))), обостряются в обществе проблемы - это конкретный президент плохо руководит, надо избрать нового, более «правильного» и «хорошего», и с ним тоже самое - другого, и так далее по порочному кругу. Главное - утруждать себя «сложными» размышлениями и сложных проблемах, а также и о том, а как ты сам способствуешь и поддерживаешь проблемы, которыми на словах не доволен)))
И дело не просто в «незнании», не в простом «непонимании» или «неведении».
Все гораздо сложнее. Я бы использовал ту очень правильную и сильную идею Фрейда, которую он использовал для критики религии в «Будущем одной иллюзии». И распространил бы ее более широко на социальные процессы. Я имею ввиду то самое обожествление и
преклонение перед «богатыми и всемогущими», то странное восхищение и зависть, часто скрываемые и бессознательные, смешанные с враждебностью чувства и т .д., в общем это настоящий шизофренический комплекс переживаний и отношений; у Фромма, кстати, есть очень полезная идея о садомазохистском характере. Кратко говоря, нерешенные проблемы, связанные с ощущением своей незначительности и ничтожности, то есть целые комплекс экзистенциальных и психологических проблем, подталкивает к продолжению поисков Отца в самых разных формах, а с другой стороны - к поиску тех, кто будет еще ничтожнее и ниже тебя. Такой глупый садомазохизм, только без «стоп-слова», когда можно прекратить игру.
Таким образом, социальные отношения (и вся система) «конструирует» психологию человека, а та, в в свою очередь, способствует воспроизводству системы. Метакоммуникация и вообще критическое мышление, в среднем, блокируется, поэтому выход за рамки привычной ограниченности весьма затруднен.
Тем более затруднено и понимание таких по-настоящему революционных теорий, как теория Касторидиса. Воображамые установления, общество как сама себя творящая реальность…
Ну, я все-таки верю, что это все временные затруднения)