Речь о книге - Джеральд Р. Уикс, Лучиано Л’Абат. Психотехника парадокса. (
вот здесь я выкладывал больший отрывок)
Это, на мой взгляд, просто "золотое" направление (не в смысле рецепта от всех проблем, конечно, но... тут просто надо понять, насколько эта парадигма способна изменять мышление, восприятие и, далее, поведение))).
Как применить это все к социальным проблемам и процессам - большой вопрос, но ведь именно таким образом, как описано ниже, и воспроизводятся социальные проблемы!
"Парадоксальные техники направлены на то, чтобы вызвать изменение специфического характера. Вацлавик и сотрудники (1974) пишут о двух уровнях изменения - об изменении первой и второй ступени. Изменение первой ступени происходит в рамках данной системы. Оно не касается системы как таковой, а лишь её элементов или части. Это изменение линейное, ступенчатое, или механическое. Оно носит количественный, а не качественный характер и связано с применением всегда одних и тех же стратегий решения проблемы. Каждая новая проблема трактуется механически. Если попытка решить её заканчивается неудачей, лицо, стремящееся к изменению продолжает применять прежние стратегии, Делая это всё более энергично. Данное поведение усиливается или ослабевает в пределах определённого континуума. Примером может послужить ситуация, когда отец пытается справиться с непослушным сыном, применяя всё большее количество наказаний. Та кой подход к проблеме иллюстрирует понятие изменения первой ступени, т.к. структуры интеракции между отцом и сыном остаются без изменений.
Изменение второй ступени касается самой системы. Трансформации подвергается её структура или происходящие в ней процессы коммуникации. Изменения второй ступени являются, как правило, внезапным и радикальным; в системе происходит квантовый скачек на новый уровень функционирования. Изменение такого типа носит качественный характер. Его невозможно рационально предвидеть - оно внезапное, нелогичное и неожиданное. Парадоксальные интервенции вызывают именно такое изменение, иногда называемое парадоксальным изменением (Уикс и Райт, 1979). Описывая изменение первой ступени, мы привели в качестве примера отца, который на протяжении всего времени пытается решить проблему одним и тем же способом. Решение, соответствующее изменению второй ступени, заключалось бы в обращении к действию прямо противоположному и неожиданному, такому как склонение сына к непослушанию всякий раз, когда ему будет казаться, что его отец грустит или же когда его родители будут ссориться."
В обществе всегда именно так "борются" с преступностью, например, или с наркоманией и наркомафией, с бедностью, ну и коррупцией конечно же, да со всеми проблемами - именно в определенным рамках и при сохранении структуры отношений. В этих же рамках народу "предлагается" контролировать власть и т.д. Власть тоже там чем-то управляет, что-то контролирует...))) Поэтому мы и не можем решить никакие проблемы...)))
Надо развить эту тему.