Три стадии этногенеза. Часть 4 А.

Oct 04, 2015 16:02

(Предыдущая часть статьи здесь)
5. Первая стадия этногенеза. Развитие системы, формирование связей
«Когда этническая общность вступает в первый творческий период своего становления, ведущая часть ее населения, толкающая всю систему по пути этнического развития, накапливает материальные и идейные ценности». Л. Гумилев, «Этногенез и биосфера Земли».
«Реально существующим и действующим фактором системы являются не предметы, а связи, хотя они не имеют ни массы, ни заряда, ни температуры». Л. Гумилев, «Этногенез и биосфера Земли».

Для того, чтобы победить или, как минимум, отстоять себя, необходимо, чтобы внутри этноса возникла альтруистическая этика, при которой интересы коллектива становятся выше личных». Л. Гумилев, «Этногенез и биосфера Земли».


«Как правило, для первой фазы характерно стремление к благоустройству. Люди, живущие в начальных фазах этногенеза не представляют себе, что и их систему ждет конец, а если такая идея кому-либо и взбредет в голову, то его никто не захочет слушать. Поэтому всегда существует стремление строить навечно, не жалея сил». Л. Гумилев, «Этногенез и биосфера Земли».

На первой стадии этнос получает определенные способы существования, позволяющие ему прокормить не только себя, но и некоторое другое количество людей.

На этой стадии объединяются различные группы людей, связанные общей целью. Цель достаточно понятная и легко объяснимая. Цель, которая позволит обеспечить существование не только самих людей, но и их потомков во многих поколениях. Эта цель объединяет и воодушевляет людей настолько, что они начинают объединяться ради этой цели, жертвовать ради нее жизнью, формируют определенные моральные и идейные нормы сосуществования.

Такое поведение вместе с целью формирует определенный стереотип поведения, который в дальнейшем кристаллизуется в матрицу поведения народа.

Так хамитские племена в 3-ем тысячелетии до н.э. объединяются для совместной эксплуатации иловых отложений Нила. Кераиты, найманы, ойраты и татары объединяются в монголов в 13-ом веке объединяются в орды ради совместного кочевого ведения скотоводства и захвата чужих территорий,  русские в 9-ом веке объединяются в отряды и берут себе имя руссов (ходящих по руссам - рекам), караваны судов и города для совместного освоения речных путей между балтийским и черным морями, Англия и Шотландия в 18-ом веке объединяются для защиты своих колоний, американцы в 18-ом веке объединяются для совместной эксплуатации природных богатств Северной Америки и т.д.

«Современные испанцы сложились в этнос, носящий это название относительно поздно, в Средние века, из сочетания древних иберов, кельтов, римских колонистов, германских племен: свевов и вестготов, к которым примешались баски - прямые потомки иберов, аланы - потомки сарматов и ближайшие родственники осетин, арабы-семиты, мавры и туареги-хамиты, норманны и каталонцы, частично сохранившие свое этническое своеобразие». Л. Гумилев, «Этногенез и биосфера Земли».

«Англичане - сложный этнос из англов, саксов, кельтских женщин, мужья которых были убиты в боях датчан, норвежцев и западных французов из Анжу и Пуату». Л. Гумилев, «Этногенез и биосфера Земли».

«Древние китайцы - это смесь многих племен долины Хуанхэ, принадлежавших к различным антропологическим типам монголоидов и даже европеоидов - ди». Л. Гумилев, «Этногенез и биосфера Земли».

Вот как описывает Гумилев появление военной империи Чингисхана в книге «Этногенез и биосфера земли»:

«Из племен выделились отдельные витязи - «люди длинной воли», которые сначала очень бедствовали, но в конце XII в. обрели вождя по имени Тэмуджин, которого они нарекли Чингисом и избрали ханом. В жестокой гражданской войне «люди длинной воли»» сокрушили племенной строй создали Монгольский улус, в котором побежденные и победители объединились и слились в единый этнос… Избрание ханом стало неожиданностью для Тимуджина: все другие претенденты на престол из числа потомков Хабул-хана просто отказались от этой обременительной должости». Л. Гумилев, «Этногенез и биосфера Земли».

А вот как описывает Гумилев отношения Новгородцев и Александра Невского в начале 13-го века в книге «От Руси до России»:

Большинство новгородцев твердо придерживались прозападной ориентации. Как следствие этого после Невской битвы Александру "указали путь" из Новгорода. Но когда немцы захватили Псков, новгородцы тут же пригласили князя обратно. Он выгнал немцев из Пскова, одержал победу на Чудском озере - его удалили снова! Попытки наиболее здравомыслящих новгородцев возражать против самоубийственного поведения субпассионариев успеха не имели. В самом Новгороде сторонников князя-воина грабили и отстраняли от дел. Между двумя партиями - "молодших" и "лутчих" людей- дело дошло чуть ли не до войны. "Лутчие" (сторонники князя) все же победили, хотя и с огромным трудом, и настояли на окончательном вокняжении Александра в Новгороде.

Как видим, жизнь князя легкой не назовешь. Каждый раз он приходил "по зову новгородскому", оказывал Новгородской земле огромные услуги: сражался на Неве, на Чудском озере, усмирял воевавшее против Новгорода племя водь - и за это... отстранялся от руководства сторонниками Запада при помощи "демократической" процедуры - вечевого голосования». Л. Гумилев, «От Руси до России».

Особенностью этого периода является то, что предводитель является не только руководителем войска или народа, но и помощником, который уважает свой народ настолько, что может знать поименно каждого бойца своей армии, может делать терракотовые фигуры каждого из своих бойцов, может укрываться с бойцами одним одеялом. Такой предводитель и его воины жестоко мстят за каждого своего убитого гражданина или парламентария.

К такому предводителю любой член этноса может обращаться с предложением или критикой.

Такого предводителя этнос может изгнать, если он начнет отклоняться от принятой всеми модели поведения.

--Только на первой стадии этногенеза правитель может согласиться с предложением платить врачам за отсутствие болезни и уменьшать плату, если кто-то заболевает.

Только на первой стадии этногенеза финансы государства в первую очередь определяются расходами на общество (как бы сейчас сказали - на социальные нужды).

5.1. Наработка связей, появление государственного аппарата

«В идеале этнос - система корпускулярная, но для того, чтобы не быть уничтоженными соседями, люди, его составляющие, устанавливают выработанные или заимствованные институты, являющиеся по отношению к этносу вспомогательными жесткими системами». Л. Гумилев, «Этногенез и биосфера Земли».

«Момент рождения краток. Появившийся на свет коллектив должен немедленно организоваться в систему с определенным разделением функций между ее членами. В противно случае он будет просто уничтожен соседями. В целях поддержания целостности системы устанавливаются социальные институты. Характер которых в каждом отдельном случае запрограммирован обстоятельствами места (географическая обусловленность) и времени (стадия развития человечества). Именно потребность в самоутверждении обуславливает быстрый рост системы, территориальное расширение и усложнение внутриэтнических связей; силы же для развития ее черпаются в пассионарности популяции». Л. Гумилев, «Этногенез и биосфера Земли».

«Первой стадией развития является подобная взрыву ломка устоявшихся взаимоотношений. Это всегда происходит так: в одном-двух поколениях появляется некоторое количество персон, не мирящихся с ограничениями, которые охотно сносили их деды. Они требуют себе места в жизни, соответствующего их таланам, энергии, подвигам, удачам, а не заранее предназначенного, определенного только случайностью рождения в той или иной семье». Л. Гумилев, «Этногенез и биосфера Земли».

«В 1097 году в Любече состоялся княжеский съезд, положивший начало новой политической форме существования Руси. Там было решено, что каждый да держит отчину свою. Таким образом, Русь стала превращаться в конфедерацию независимых государств». Л.Гумилев «От Руси до России».

Это время входит в историю как период, когда личности в истории значат зачастую больше, чем их предводитель, когда в этносе, с одной стороны, присутствуют раздробленность, отсутствие единоначалия и жесткой дисциплины, с другой стороны, общество одерживает значительные победы.

Особенностью этого периода государственного развития является такое взаимное сосуществование государства и общества (его структур), когда каждый человек ощущает себя творцом истории.

При этом он, зачастую сам решает - быть ему зарегистрированным членом государства или не быть и какой налог платить государству.

Часто налог государству бывает добровольным - платят только те, кто хочет принимать участие в походах, подвигах, труде на общее благо.

Длительность первого этапа этногенеза определяется только памятью народа.

Пока народ помнит о своей «вольности» и возможности «не уважать» государственную власть - переход ко второй стадии этногенеза будет откладываться на века. В таком состоянии некоторые народы могут замереть в историческом развитии и достаточно долго существовать в состоянии отдельных «племен» или «земель».

Окончанием первой стадии этногенеза может считаться завершение переписи населения и формирование собственных жестких структур государственного аппарата.

После этого государство и общество начинают совместными усилиями или увеличивать свою территорию (экстенсивное развитие) или развивать свою экономику и культуру (интенсивное развитие).

«История показывает, что государство, как особый аппарат принуждения людей, возникло только там и тогда, где и когда появлялось разделение общества на классы - значит, разделение на такие группы людей, из которых одни постоянно могут присваивать труд других, где один эксплуатирует другого».В.И.Ленин

Недостатком первой стадии этногенеза является раздробленность общества на несколько отдельных групп и коллективов, каждый из которых может считать себя вполне самостоятельной единицей и не согласовывать свои действия с окружающими.

Примечание: Если рассматривать как дату создания российского государства 9-ый век, то за первые три века истории россияне более 60-ти раз меняли князей (не принимали их или изгоняли). К окончанию первого этапа этногенеза новгородцы трижды распахивали ворота перед Александром Невским, говоря, что «перед князем путь чист». Это время междоусобиц и формирования государства.

5.2. Первая стадия этногенеза на примере России

Несколько событий из истории России, которые были естественными для первого этапа этногенеза, но считались бы неестественными на втором и третьем этапе:

Ярослав Мудрый просил прощения у Новгородцев после смерти отца (Владимира Ясное Солнышко).

Ярослав Мудрый, разбитый Святополком на Буге бежал с 4-мя людьми в Новгород. Новгородцы не пустили его дальше к Норманам (как убегал его отец), просто изрубили все ладьи.

В Киеве в 1090-х годах собиралось вече чтобы заставить Изяслава собрать войско и идти вторым походом на половцев: «Дай нам князь оружие и коней чтобы победить половцев».

За первые 100 лет существования новгородской республики (за период от изгнания Всеволода Мстиславовича до татарского нашествия) княжеская власть в Новгороде сменилась 48 раз (по Анисимову).

Граждане имеют право убежища в храме от представителей государственной власти.

В 1097 г. в Любече состоялся княжеский съезд, на котором присутствовали 6 самых влиятельных князей России и где было решено, что «каждый да держит отчизну свою». Было решено прекратить междоусобные войны и провозглашено, что каждый князь должен владеть землями, полученными в наследство от отца, и не имеет права претендовать на чужие территории, то есть был сформулирован принцип вотчинной собственности Таким образом, Русь начала превращаться в единое государство, существующее на конфедеративной основе.

После Любечского съезда состоялись еще несколько княжеских съездов, но полностью своей цели они так и не достигли. В Киевском государстве междоусобные войны утихли, но не прекратились.

Россия продолжала существовать как несформировавшаяся конфедерация.

Окончание первой стадии этногенеза России почти завершается во времена правления Александра Невского, когда тому удается с помощью татар (войско Беркая и Касачика) подавить восстание новгородцев и в 1259 году  провести, наконец, перепись нижегородцев и установить налоги с каждого двора. Александр Невский взаимоотношения между этносом и государством ставит на новый уровень:

«Сформированная Александром Невским доминанта поведения - альтруистический патриотизм - на несколько столетий вперед определила принципы устроения Руси». Л. Гумилев, «От Руси до России».

Но народ еще может влиять на власть, особенно в новгородских землях.

«Смоляне в 1274 г. предложили своему князю добровольно подчиниться орде». Л.Гумилев, «От Руси до России».

Еще один факт, которому Гумилев придает важное значение. На собор в Твери (1310 или 1311г.), созванный по инициативе Михаила Тверского (племянник Невского, первый, кто начал употреблять титул «велкий князь всея Руси») и посвященный обсуждению митрополита Петра, обвиненного в симонии (проще говоря - взяточничестве), пришло множество мирян. «И когда епископы начали заседание, то народ принял участие в «прениях», заставил князя и собор оправдать Петра» (там же).

Окончание первой стадии этногенеза завершает Иван Калита, покоривший с помощью хана Узбека Тверь зимой 1327/28 года. К этому времени россияне успевают забыть, что именно они создали русское государство, а не приглашенные ими правители.

На этом превращение Руси в единое государство с государственным контролем на всех территориях и заниженным влиянием этноса на власть можно считать законченным.

( Продолжение следует)

субпассионарий, пассионарность, история, субпассионарность, пассионарий, этногенез, Россия, Гумилев

Previous post Next post
Up