(Предыдущая часть статьи
здесь)
4.8. Взаимодействие власти и этноса в процессе развития государства
Для любого этноса, который сформировал государство, аналогично можно определить три вида взаимоотношений между этносом и государством (государственной машиной):
- Превалирование этноса над властью.
- Взаимодействие этноса и власти на равных и взаимовыгодных условиях.
- Превалирование власти над этносом.
Ниже мы рассмотрим эти три стадии подробнее.
4.9. С чем можно согласиться у Гумилева
«Структура этнического стереотипа поведения - это строго определенная норма отношений:
а) между коллективом и индивидом;
b) индивидов между собой;
c) внутриэтнических групп между собой;
d) между этносом и внутриэтническими группами». Л.Гумилев «
От Руси до России».
Гумилев отмечает, что матрица поведения народа настолько сильно фиксируется в этносе, что представители этноса, перемещенные в другую среду, сохраняют (замораживают) матрицу поведения:
«Так испанцы, переселившиеся в Мексику, не стали индейцами ацтеками или майа. Они создали для себя искусственный микроландшафт - города и укрепленные асьенды, сохранили свою культуру, как материальную, так и духовную, несмотря на то что влажные тропики Юкатана и полупустыни Анаука весьма отличались от Андалуссии и Кастильи». Л. Гумилев, «
Этногенез и биосфера Земли».
«В любом случае переселенцы ищут условия, подобные тем, к которым они привыкли у себя на родине. Англичане охотно переселялись в страны с умеренным и даже жарким климатом, лишь бы там были степи, где можно было разводить овец. Тропические районы их не манили, там они выступали преимущественно в роли колониальных чиновников и купцов, т.е. людей, живущих не за счет природы, а за счет местного населения. Это тоже миграция, но совсем иного характера. Испанцы колонизировали местности с сухим и жарким климатом., оставляя без внимания тропические леса. Они хорошо прижились на мексиканских плоскогорьях, где сломили могущество ацтеков, но майя в Юкатане сохранились в тропических джунглях, отстояв свою независимость в «войне рас» против правительства Мексики.
Якуты XI в. проникли в долину реки Лены и развели там лошадей, имитируя прежнюю жизнь на берегах Байкала, но они не посягали на водораздельные таежные массивы, предоставив их эвенкам. Русские землепроходцы в XVII в. прошли сквозь всю Сибирь, но заселяли только лесостепную окраину тайги и берега рек, т.е. ландшафты, сходные с теми, где сложились в этнос их предки. Равным образом просторы былого Дикого поля в XVIII-XIX вв. освоили украинцы. Даже в наше время тибетцы, покинувшие родину, предпочли Норвегию цветущей Бенгалии; они основали колонию в Осло». Л. Гумилев, «
Этногенез и биосфера Земли».
Гумилев прав в том, что матрица поведения народа существует независимо от природных условий и в случае конфликта биосферы и этноса, матрица поведения определяет поведение в большей мере, чем биосфера.
А где же тот фактор, который в дальнейшем губит этнос?
4.10. Этнос и государство
«Этнос, обретая социальные формы, создает политические институты, которые не являются природными феноменами. Римляне создали сенат, консулат, трибунат и систему права; франки - феодализм; тюрки VI в. - эль, как сочетание племенных союзов и военных объединений (орды); инки - сложную конструкцию порабощения индейских племен и собственной иерархии и т.д.» Л. Гумилев, «
Этногенез и биосфера земли».
Если этнос формирует для своей защиты государство, то в нем выделяется определенная категория людей, которая берет на себя стандартные функции руководства: планирование, бюджетирование, распределение материальных благ, суд, исполнение наказаний, охрану границ, защиту слабых и малоимущих.
Эта категория людей получает название правления государством, государственной машины или власти (далее мы будем называть эту силу в этносе и государстве - властью).
Власть начинает взаимодействовать с этносом на постоянной основе, с одной стороны, подчиняясь этносу и идя на поводу у него, выполняя его волю и планы, с другой стороны, долгосрочно определяя судьбу этноса и руководя им.
Эти две структуры - этнос и власть на разных этапах истории взаимодействуют по-разному.
Посмотрим на это взаимодействие в историческом развитии.
(
Продолжение следует).