Три стадии этногенеза. Часть 4 Б.

Oct 04, 2015 16:10

(Предыдущая часть статьи здесь)
6. Вторая стадия этногенеза. Равновесие, баланс и закрепление связей государства и общества
«На место пассеизма приходит актуализм. Люди этого склада забывают прошлое и не хотят знать будущего. Они хотят жить сейчас и для себя. Они мужественны, энергичны, талантливы, но то, что они делают, они делают ради себя… Когда процент людей этого склада в составе этноса увеличивается, то наследство, сколоченное их жертвенными предками, быстро растрачивается, и это производит обманчивое впечатление изобилия, почему и считается «расцветом»». Л.Гумилев «От Руси до России».



«В Московском княжестве были абсолютные коллаборационисты во власти, и они индоктринировали ордынский синдром в русское сознание». Андрей Кончаловский.

«Для активной внешней политики этноса оказывается самым выгодным не высшая, а средняя степень распространения способности к сверхнапряжениям, потому что при ней возможна консолидация сил и координация действий. При дальнейшем ослаблении напряжения в этническом коллективе становится легким управление, но понижается сила сопротивления внешним воздействиям». Л. Гумилев, «Этногенез и биосфера Земли».

«При этом надо помнить, что максимум пассионарности, равно как и минимум ее, отнюдь не благоприятствует процветанию жизни и культуры». Л. Гумилев, «Биосфера и импульсы сознания».

На второй стадии этногенеза пассионарные люди и «альтруисты» существуют как в среде этноса, так и в среде государственного аппарата, сотрудничая и помогая друг другу. При этом внутри самого государственного аппарата начинают формироваться силы, которые относятся к обществу не как к партнеру, а как к помехе.

Именно эти силы, называемые Гумилевым «субпассионариями» приводят к переходу этноса в третью стадию этногенеза, после которой этнос разрушается.

Вторая стадия этногенеза, называемая Гумилевым как «Акматическая» - это стадия стабильного развития. Граждане уже забыли о своей вольности и возможности существовать без государственной машины. Они продолжают чувствовать свою силу, но и ощущают подспорье государства. Граждане хорошо представляют, сколько и за что они платят государству, а государство отлично понимает, за что ему платят налоги и на что они могут быть израсходованы.

Идет процесс взаимовыгодного сосуществования этноса и государства в определенном гармоничном взаимодействии.

«В периоды первых двух фаз этногенеза этническая система преодолевает посторонние воздействия, растущее пассионарное напряжение делает ее резистентной. Но даже в эти начальные фазы в этносе всегда присутствуют и преобладают численно гармоничные особи, у которых пассионарность и инстинкт уравновешены». Л. Гумилев «Этногенез и биосфера Земли».

Героизм из альтруистического становится в значительной мере эгоистичным:

«Позже, во второй период, герой не забывает себя. Таковы Кортес и Писарро, Васко де Гама и Альбукерки, Френсис Дрейк и Хуан Австрийский, победитель при Лепанто. То, что они будучи храбрецами откровенно корыстны, никто не ставит им в вину; даже наоборот, это вызывает восхищение и одобрение… Эти настроения отражают более глубокую сущность - изменение стереотипа поведения, который и является реальной основой этнической природы человеческого коллективного бытия». Л. Гумилев «Этногенез и биосфера Земли».

Государство на второй стадии этногенеза еще не является оплотом стабильности.

«Сами древние римляне отнюдь не рассматривали республику II-I вв. до н.э. как сложившуюся политическую форму. С убийства Тиберия в 133 г. до н.э. до гибели Антония в 30 г. до н.э. Рим не знал покоя». Л. Гумилев «Этногенез и биосфера Земли».

Этот период часто характеризуется стремительным увеличением территории государства как за счет усилий самого государства или этноса, так и за счет почти добровольного вступления/вливания в этнос других этносов и территорий.

И этот процесс приветствуется как этносом, так и государственными органами.

Так, скажем, после эдикта Каракаллы 212 «римлянами» начинают называться все свободные жители муниципий на территории римской империи, в VII веке Мухаммед объявил, что мусульманин не может быть рабом, и в его общину полились потоки бывших рабов, пожелавших стать свободными.

Не всегда переход от первой стадии этногенеза ко второй происходит бескровно.

Некоторые пассионарные представители этноса могут выступать против появление государственного аппарата и жестких регламентаций. Так переход от древнего к средневековому Китаю в 3-ем веке сопровождался восстанием «желтых повязок», а попытки проводить переписи новгородцев или ввести в новгородской земле единую монету - копейку, приводили к серьезным восстаниям в Новгородских землях начиная со времен Александра Невского и до времен Ивана III.

Но государственный аппарат не может долго существовать не увеличивая своего размера, бюджета и не переходя к новому способу существования. Рано или поздно настает момент, когда общество начинает уставать в своем сопротивлении государственной машине, и когда общество становится для государства не столько кормильцем и помощником, сколько дополнительным источником средств.

6.1. Окончание второй стадии этногенеза
Переход от второй стадии этногенеза к третьей происходит тогда, когда этнос начинает забывать не только о своей вольности, но и о том, что государство создано не для руководства этносом, а для поддержки его существования.
В конце второго этапа этногенеза происходят следующие изменения в отношениях между государством и этносом:

- этнос в массе своей перестает считать государство помощником и союзником, а начинает относиться к государству как к кормильцу, который исторически получил собственное богатство, не являющееся народным и собственное право на распоряжение народным богатством,

- государственные обязанности перестают считаться обязанностями государства, а становятся некой «благотворительностью» со стороны государства,

- государство начинает относиться к обществу не как источнику своего могущества и благополучия, а как к некоей массе, которая, с одной стороны, сама плодится, с другой стороны, является нахлебником государства.

Происходит смена знака в отношении государства к обществу.

«Связи в системе могут быть как положительными, так и отрицательными,  причем некоторые связи подсистемы на протяжении жизни особи могут сменить знак». Л. Гумилев «Этногенез и биосфера Земли».

6.2. Вторая стадия этногенеза на примере России
Вторая стадия этногенеза в России характеризуется формированием сильной государственной власти. Перепись населения страны закончена, границы сформированы, единоначалие сформировано, налоги установлены.
То, что на Руси произошло серьезное изменение замечают все историки. Руководство страны начинает осуществляться из Москвы и Владимира. Россия из союза нескольких земель (Киев, Смоленск, Псков, Новгород), становится единым государством с руководством из Москвы и Владимира. Единая религия устанавливается на всей территории России. Всякие ереси становятся под запретом. Российская власть получает дополнительный рычаг по управлению страной - войска татаро-монголов.

Новый период получает название в истории «Московская Русь».

Вот как описывает свободные движения в России на второй стадии этногенеза Гумилев:

«В XIV в. потомки обрусевших хазар сменили русское название "бродники" на тюркское "казаки". В XV-XVI вв. они стали грозой степных ногаев и, перенеся войну в Сибирь, добили их последнего хана Кучума. Получив подкрепление от московского правительства, они за один век прошли Сибирь до Тихого океана. Нуждаясь в пополнении, они охотно принимали в свои отряды великороссов, но всегда отличали их от себя. Всех вместе их принято называть землепроходцами.

Русские землепроходцы XVII в. были люди строптивые, крутые, неуступчивые. Они не боялись ни начальства, ни суровой северной природы. С 1632 г., когда сотник Петр Бекетов основал зимовье на Лене, до 1650., т.е. до Анадырского похода казака Семена Моторы, они прошли весь северо-восток Сибири и добыли соболиного ясака на суммы не меньшие, чем давало конкистадорам американское золото. "Казаки-завоеватели были людьми неукротимой храбрости и стихийной инициативы. Они объясачивали племя за племенем, а порою находили в Ледовитое море на кочах, сшитых из грубо отесанных досок древесными корнями, как бы предназначенных для кораблекрушения. Но уже в конце XVII в. их характер стал изменяться и вместо походов появились отписки: "Суда наши слабы, и паруса малы. А делать большие суда, как в прежнее время, мы не умеем". В XVIII в. русское население северной Сибири как бы кристаллизуется. Инициатива и активность исчезают бесследно, и самая храбрость заменяется робостью"[24]. Наконец, в XIX в. потомки казаков потерпели поражение от чукчей и стали государственными крепостными, бесправными рабами каждого чиновника». Л. Гумилев «Этногенез и биосфера Земли».

Власть и общество становятся едиными как в отражении иноземных завоевателей, так и в стремлении к расширению территории.

Народ потерял право и возможность диктовать свою волю правителям, но при этом определенные свободы (уход от крепостного права в другие земли, переход к новому феодалу, право собрания под вечевым колоколом, землячества, право на созыв ополчения и т.п.) за народом сохраняются.

Вторая стадия этногенеза в России характеризуется тем, что позднее получило название «сдержек и противовесов».

С одной стороны, есть власть, которая может диктовать свою волю обществу, с другой стороны, есть народ, который в любой момент по звону колокола может собраться и указать власти ее место. Есть крепостная зависимость, и есть Юрьев день, когда крепостной может никого не спросив и никому не заплатив сменить прописку - своего крепостника, есть верховная власть и есть казачество, куда можно уйти от наказания власти: «с Дона выдачи нет», «Мы не кланяемся никому, окромя Государя». Юродивые, монахи, шуты, бояре имеют могут от имени народа высказывать свою точку зрения руководителям государства, во многих местах сохраняется возможность ударить в вечевой колокол и поднять народ на сход против власти.

Вот как Гумилев описывает рассуждения пассионарного члена этноса в это время:

«Человек говорил: "Ну и что мне с того, что ты боярин Шуйский? Почему я, Ванька, должен тебе кланяться и твои объедки есть? Нет, шалишь!" После этого Ваньке на Москве делать было нечего, и он "вострил лапти" туда, где боярин Шуйский был над ним не властен. Таким местом были границы государства». Л. Гумилев, «От Руси до России».

Вот как Гумилев описывает влияние Сергия Радонежского на сделку между Дмитрием Московским и Мамаем:

«Если бы Дмитрий согласился на эту сделку, Московская Русь в очень короткое время превратилась бы в торговую колонию генуэзцев. И хотя многим в Москве предложение показалось выгодным, свое слово сказала церковь. Преподобный Сергий Радонежский заявил, что с латинянами никаких дел быть не может: на Святую Русскую землю допускать иноземных купцов нельзя, ибо это грех. Авторитет Сергия был настолько высок, что с ним нельзя было не считаться, к тому же его поддержал митрополит Алексей». Л.Гумилев, «От Руси до России».

Власть также предпочитает прислушиваться к мнению народа, периодически устраивает раздачу подарков народу.

Несколько примеров того, как власть «управляет» этносом.

В 1329-ом году Калита осаждает Тверь. Выгнать из города князя Александра помогает не сила, а обращение митрополита Феогноста к горожанам с обещанием отлучить их от церкви. Это вынуждает горожан отказаться от поддержки князя, а князя уехать в Литву.

Вот еще один пример изменения отношения общества и власти, на который обращает особое внимание Гумилев (приведу его целиком):

«Но основная заслуга Ивана Калиты, до сих пор, как кажется, не оцененная традиционной историографией, состоит в другом. При Иване Калите получил свое окончательное воплощение новый принцип строительства государства - принцип этнической терпимости». Л.Гумилев, «От Руси до России».

Одновременно с этническим выравниванием государство усмиряет наиболее непокорные и пассионарные регионы.

В 1341 г. Симеон Иванович Гордый (сын Ивана Калиты) окончательно усмирят Новгород. Тысяцкий и бояре по указанию Симеона вынуждены были босые и на коленях просить Симеона о мире.

После того, как 3 февраля 1357г. на московской площади был найден труп тысяцкого Алексея Хвоста, не поддерживавшего уплату дани орде, должность тысяцкого (избираемого или наследуемого местного руководителя) просуществовала не долго. В 1373г. Дмитрий Донской упраздняет должность тысяцкого.

Его сын Василий I Дмитриевич заставил церковь участвовать в плате ханского «выхода».

Идет постоянное наступление государства на права этноса. Вот как описывает этот процесс Гумилев:

«Иван III в 1478 г. предъявил новгородцам новые требования и выступил в новый поход. Программа его была лаконична: «Вечу не бытии, посаднику не бытии, а государство все нам держати»… Вместе с независимостью Новгорода исчезли все стереотипы поведения, характерные для вечевой Руси, а сами люди сохранили лишь память о своем происхождении». Л.Гумилев, «От Руси до России».

Вот как характеризует эту стадию развития этноса России Гумилев:

«…цели и действия русских людей XVI в. принципиально изменились по сравнению с поведением предшествовавших поколений московитов… Идеалом стал не человек, выполняющий долг, а человек, занявший первое место и получивший власть над соперниками и обстоятельствами». Л. Гумилев, «От Руси до России».

Власть наступает на свободы этноса твердо и последовательно.

В 1432 г. в титуле великого князя появляется «Божьей милостью», но церковь еще не трогают.

В конце 14 века Василий I Дмитриевич заставляет ранее освобожденную от дани церковь участвовать в платеже ханского «выхода».

В середине 15-го века Иван III Васильевич вводит поместную систему с раздачей земли своим приближенным и одновременно вводит уплату «пожилого» при переходе крестьян от одного феодала к другому.

Одновременно с этим Иван III «закрепощает» аристократию, лишая ее старинного права свободно переезжать от сюзерена к сюзерену.

Вместе с этим Иван III начинает конфисковывать церковные земли и уморяет голодом митрополита Герундия со словами «чтобы знал, чья власть выше».

В начале 16 века Василий III вводит в обиход по отношению к себе выражение «Холоп твой Ивашка тебе челом бьет» и выводит себе длинный титул. Одновременно он позволяет себе назначать митрополитов (Варлаама и Даниила) а не избирать митрополита епископам.

Продолжает наступление на общественные свободы Иван Грозный, вводя свое самоуправство во всех областях, и довершает процесс созданием опричнины.

«Опричнина была создана Иваном Грозным в припадке сумасшествия в 1565 г. и официально просуществовала 7 лет. Задачей опричников было "изводить государеву измену", причем определять "измену" должны были те же самые опричники. Таким образом, они могли убить любого человека, объявив его изменником. Одного обвинения было совершенно достаточно для того, чтобы привести в исполнение любой приговор, подвергнуть любому наказанию. Самымимягкими из наказаний были обезглавливание и повешение, но, кроме того, опричники жгли на кострах, четвертовали, сдирали с людей кожу, замораживали на снегу, травили псами, сажали на кол... Особенно страшной расправе был подвергнут в 1570 г. Новгород, где было истреблено почти все население…». Л. Гумилев, «От Руси до России».

«Грозный, по меткому замечанию А.М.Панченко, создал совершенно особую концепцию царской власти. Он полагал царское величие равным Божьему и потому лишал подданных права как-либо обсуждать его поступки». Л. Гумилев, «От Руси до России».

Примечание: Интересная особенность России в том, что на второй стадии этногенеза власть часто наказывает не людей в обществе, а вечевые колокола, которые или увозились или уродовались, чтобы больше не созывать народ на сходы:

«15 августа 1327, в праздник Успения, татары попробовали отнять кобылу у тверского дьякона Дудко. Тот стал звать на помощь земляков. Тверичи ударили в набатный колокол; народ стал избивать татар. В 1339 (по другим данным - в 1337-ом году) году Иван Калита в наказание за восстание увозит в Москву колокол с церкви святого Спаса».

«В 1591 году после смерти царевича Дмитрия в Угличе (при загадочных в Угличе с перерезанным горлом был найден сын Ивана Грозного) городской колокол известил жителей города, чем вызвал народное волнение. За это набатный колокол по приказу Годунова был бит плетьми, казнен отсечением уха и сослан в Тобольск».

С течением времени этнос чувствует, что все больше и больше попадает в зависимость от государства. И это сказывается на народных волнениях. Смутное время  (1598 - 1613 гг.), восстания Ивана Болотникова (1606-1607 гг.) , восстание Степана Разина (крестьянская война 1606-1607 гг.), бунт Ивана Заруцкого (1611-1614 гг.), движение 20 тысяч крестьян, потребовавших в Москве чтобы их зачислили на военную службу (1615г.), исход староверов после реформ Никона (1650 - 1660 гг.). - все это  отголоски понимания этносом того, что власть начинает доминировать над этносом.

Со временем народ забывает, что когда-то было время, когда он был главным элементом государства, а государство считалось помощником народа. Приходит время, когда государство начинает считать себя альфой и омегой в государстве, и этногенез переходит в третью стадию.

«Но к середине XVII в. обстоятельства радикально изменились. Уходила в прошлое «светлая Русь» с ее относительным единством в мировоззрении и поведении людей. Стране предстоял троякий выбор: изоляционизм (путь Аввакума); создание теократической вселенско-православной империи (путь Никона); вхождение в «концерт» европейских держав (выбор Петра), с неизбежным подчинением Церкви государству». Л. Гумилев, «От Руси до России».

Первым звонком окончания второй стадии этногенеза можно считать подавление Петром Первым восстания стрельцов и силовые реформы Петра, выразившиеся в усилении государственной власти и государственного аппарата. Эти реформы, окончательно завершенные его наследниками, делают государственную машину полностью доминирующей силой в государстве.

«Разгром восстания стрельцов 1698 г. принято считать последней датой в истории Московской Руси, которая затем начала стремительное превращение в Российскую империю». Л. Гумилев, «От Руси до России».

( Продолжение следует)

субпассионарий, пассионарность, история, субпассионарность, пассионарий, Этногенез, Россия, Гумилев

Previous post Next post
Up