Есть мнение, что человека создал труд. Эту мысль высказал Фридрих Энгельс.
А так ли это?
Если мы посмотрим на происхождение выражения «Труд создал человека», то мы найдем, что эта фраза была написана в первом абзаце работы Фридриха Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (ее можно найти на стр. 486
20-го тома сочинений Карла Маркса и Фридриха Энгельса). Она там так и звучит: «труд создал самого человека».
Далее в статье Фридрих Энгельс подробно описывает, как вставший на две ноги примат взял в руки инструмент и начал трудиться и трудиться. И в процессе этого постоянного труда освоил сначала речь, потом огонь и мясную пищу, потом одежду и новые виды жилища. А затем вслед за охотой и скотоводством были освоены земледелие, прядение, ткачество, обработка металлов, гончарное ремесло, судоходство, появились наука и искусство.
Энгельс при этом отмечает, что в процессе этого развития «скромные произведения работающей руки отступили на второй план, тем более, что планирующая работу голова уже на ранней ступени развития общества имела возможность заставить не свои, а чужие руки выполнять намеченную ею работу». Из-за чего «всю заслугу быстрого развития цивилизации стали приписывать голове».
По Энгельсу получается, что рука и труд, а не мозг являются первопричиной развития человека как разумного существа.
И эта идея (эта аксиома) уже полтора века считается фундаментальной в марксизме.
И из этого постулата делается вывод, что труд - это некий неотъемлемый атрибут человека. Что если труд человека создал и труд с человеком не расстается, то, соответственно, без труда человек уже не человек, и никогда без труда человечество и конкретный человек жить не сможет.
И все бы хорошо, но есть одно «Но»: если мы обратимся не к Энгельсу, а к Марксу, то мы с удивлением обнаружим, что труд - это не просто целенаправленная деятельность, но разумная деятельность.
Труд по Марксу
Если взять «Капитал» Маркса (т.23, полного собрания сочинения Маркса и Энгельса), то на стр. 51 мы узнаем, что труд - это «целесообразная производительная деятельность, приспособляющая различные вещества природы к определенным человеческим потребностям».
Если посмотреть на животных, строящих свои жилища или хранилища для еды индивидуально или совместно, то легко увидеть, что они занимаются как раз производительной деятельностью, приспособляющей различные вещества природы к определенным потребностям.
Единственное отличие в деятельности животных и человека можно увидеть в слове «целесообразная» (zweckmäßig - нем.) .
Но целесообразность - это уже особенность разумной деятельности.
Т.е. получается, что по Марксу - труд - это разумная деятельность, а по Энгельсу - разумным человек стал от того, что начал трудиться.
Яйцо или курица?
«…прежде губ уже родился шёпот. И в бездревесности кружилися листы».
И.Мандельштам
Если задают вопрос - откуда появилась курица, то следует ответ - из яйца. Если задают вопрос - откуда появилось яйцо - отвечают - его снесла курица.
Такая цепочка называется «порочным кругом» (circulus vitiosus - лат., сircular argument - англ., Teufelskreis - нем. Cercle vicieux - франц.).
Она дает ответ на вопрос о том, откуда появилась курица, и на вопрос о том, откуда появилось яйцо.
Но она не дает ответа на вопрос - как зародился цикл, и почему этот цикл развился именно в том направлении, в котором он развился.
Маркс и Энгельс создали порочный круг из определений труда и человека, но не объяснили, как цикл развития человека появился и как он развивался.
Особенности человеческой деятельности
Реальным отличием человеческой деятельности от деятельности животного или человекообразной обезьяны является не сам факт деятельности, а две особенности:
А) наличие орудия труда,
Б) целесообразность.
При этом надо отметить, что первый пункт не является критичным - многие животные используют подручные средства (камни, палки, кости, шерсть, перья) в качестве орудий в процессе жизнедеятельности: обезьяны палками отбиваются от врагов, достают недоступные плоды, вытаскивают или выталкивают еду из узких мест. Птицы берут в клюв камни чтобы ими разбить твердую скорлупу большого и неподъемного яйца, берут в клюв палки, чтобы дотянуться до недоступного объекта, осьминоги выстраивают сложные объекты и т.д.
Но, во-первых, эта деятельность не является постоянной, во-вторых, ее можно рассматривать как инстинктивную, но не целесообразную.
Чтобы понять, что именно привело к развитию человеческого мозга и человечества, нужно понять, что произошло с предком человека, когда он взял в руки орудие труда.
Труд по Энгельсу
По Энгельсу получается, что как только человек взял в руки орудие труда и начал его использовать постоянно с целью получения в дальнейшем определенных результатов, он начал становиться человеком, умнеть и постепенно развился в современного человека.
Вот взяла первобытная обезьяна в руки палку, начала ею копать корешки, и от этого копания и получения корешков в конце процесса она стала человеком, поумнела, и дошла до современной научно-технической революции и современного прогресса общества.
Такая логика мне кажется весьма поверхностной.
Животные в цирке выполняют гораздо более сложные операции для того, чтобы получить в конце еду, но из поколения в поколение не становятся разумными.
Приматы уже тысячи лет берут в руки палки и камни, но не становятся людьми.
Разовое событие и постоянный процесс
Можно возразить, что обезьяны берут в руки палки и камни периодически, а не делают это постоянно, как человек. И что вот если бы обезьяна начала постоянно, по 8 часов в день, колотить палкой или копать землю, то вот тогда бы она точно стала человеком.
Такой вывод можно сделать из рассуждений Энгельса. И именно к этому выводу пытается подвести читателя Энгельс, что труд может сделать человека человеком только если он является постоянным занятием.
Не соглашусь этим.
Я предполагаю, что человекообразная обезьяна начала превращаться в разумное существо не тогда, когда предок человека взял в руки дубину или камень, как и не тогда, когда начал использовать камень в качестве постоянного процесса, впоследствии получившего название «труд».
Что же произошло с предком человека такого революционного в процессе использования первого орудия труда?
Первая человеческая идея
Революционным в использовании первого орудия труда стало не само использование орудия труда, а осознание того, что одного и того же результата можно добиться с меньшими усилиями, а освободившееся время использовать для отдыха или развлечения.
Человек получил больше удовольствие не от того, что добился результата - достал еду, а в результате сравнения двух процессов доставания еды - без орудия труда и с орудием труда. И от осознания того, что с орудием труда результат достигается или быстрее, или легче, или более эффективно.
Предок человека понял, что усилия можно экономить не один раз случайно, а постоянно.
Предок человека понял, что орудие труда можно постоянно иметь при себе и использовать в соответствующей операции.
Все дальнейшее развитие человечества: и прямохождение (одна рука с орудием труда), и отклонение большого пальца в сторону, и появление одежды, и использование огня, и активное использование речи, и изготовление металлических орудий труда и любое развитие вплоть до современного освоения космоса - это результат не труда и желания работать, а результат обратного желания - стремления не работать.
Лень - двигатель прогресса
Не потому человек делает современные мобильные телефоны, что любит трудиться, а потому, что миллиарды людей на планете хотят меньше ходить на почту за письмами или в библиотеку за книгами.
Если мы посмотрим на любой труд человека - мы всегда увидим за этим трудом не желание конкретного человека трудиться, а желание массы других людей минимизировать свой труд.
Портной шьет одежду не потому, что не может жить спокойно без пошива одежды, а пекарь печет хлеб не потому, что не может жить без хлебопечения, а потому, что масса людей готовы заплатить, лишь бы самим не шить одежду и не печь хлеб.
Человек трудится сегодня не потому, что труд для него - потребность. А потому, что если он не потрудится сегодня и сейчас, то завтра ему придется трудиться намного больше.
Все войны и силовые конфликты на Земле происходят не потому, что кто-то почувствовал себя человеком и у него есть большая потребность поработать, только потому, что кто-то, из желающих работать поменьше, хочет удовлетворить свою потребность силовым методом - путем отбора того, что уже сделано другими.
Люди ведутся на разговоры о коммунизме только потому, что видят прямую перспективу не работать самим или своим детям.
Заключение
1. Человек стал человеком не от того, что начал трудиться - охотиться, выкапывать съедобные корни, собирать съедобную еду, строить жилье, устраивать хранилища для еды. Всем этим занимаются и животные.
2. Человек стал человеком от того, что:
a. Взял в руки орудие труда.
б. Понял, что таким образом может трудиться меньше.
3. Человека сделал человеком не труд, а негативное отношение к труду. Сочетание лени и здравого смысла.
4. Желание минимизировать или свести к нулю свой труд с помощью орудия труда стало толчком к развитию мозга первобытного человека, и спусковым крючком к развитию разумного человека и всего человечества.
5. Желание минимизировать или свести к нулю свой труд является главным двигателем в развитии человечества.
6. До тех пор, пока человечество существует, люди будут стремиться минимизировать свой труд, труд своих потомков, труд своего ближайшего окружения, в том числе и силовыми методами.
Александр Фирсов
02.11.2021