По статье А.С. Макаренко «Педагоги пожимают плечами».
В
предыдущем посте мы вкратце рассмотрели, какого же человека хотел воспитать Антон Семёнович Макаренко.
Сегодня прикоснёмся к «безграничному морю» опыта нашего великого педагога. На основе всего лишь одной статьи. Но, напомню, статьи не простой, а статьи, подводящей итоги многолетней работы и жизни в коммуне имени Дзержинского.
Каковы же основные принципы педагогической системы Макаренко? Принципы, выделяемые самим педагогом.
В первую очередь, Антон Семёнович выделяет объект с которым работает педагогический коллектив. И этим объектом является не пресловутый «ребёнок», а коллектив.
Объектом нашего воспитания мы считаем целый коллектив и по адресу коллектива направляем организованное педагогическое влияние.
Какова же роль личности воспитуемого в процессе?
…самой реальной формой работы по отношению к личности является удержание личности в коллективе, такое удержание, чтобы эта личность считала, что она в коллективе находится по своему желанию - добровольно, и, во-вторых, чтобы коллектив добровольно вмещал эту личность. Коллектив является воспитателем личности.
И у педагогов нет возможности стоять в стороне и наблюдать за процессами в коллективе.
…нам приходится каждую минуту мобилизовать нашу мысль и опыт, наш такт и волю, чтобы разобраться в многообразных проявлениях, желаниях, стремлениях коллектива и помочь ему советом, влиянием, мнением, а иногда даже и нашей волей. Это очень сложный комплекс рабочих напряжений.
Все усилия направлены на создание: правильного коллектива и, следовательно, правильного влияния коллектива на личность.
Разрешая вопрос жизни коллектива, мы не можем рассматривать коллектив как «группу взаимодействующих и совокупно реагирующих индивидов». Мы видим не «совокупность» и не отвлеченный коллектив, а конкретный живой коллектив мальчиков и девочек…
И этот коллектив не хочет готовиться к будущей жизни, он хочет жить и работать здесь и сейчас, в меру своих сил. Необходимо заметить, что здесь Макаренко вступает в полемику с теми, кто считает, что школа - это подготовительный этап. Что дети - это только зародыши будущих личностей. Что дети не могут и не должны участвовать в производственной деятельности ни в какой форме, кроме обучения.
Отдельные члены коллектива не рассматривают себя как «зародыш будущих личностей». Естественно и нам стать на такую точку зрения и считать наших воспитанников полноправными гражданами…
Как полноправные граждане они имеют право на участие в общественном труде - по своим силам. Они и участвуют, и участвуют не в педагогическом порядке, а в рабочем, т. е. не портят материал, а производят нужные вещи не из идеалистических соображений альтруизма и нестяжания, а из стремления к заработку и своего, и коллектива, и за свою работу они отвечают по всей строгости производства - отвечают прежде всего перед коллективом, который является поглотителем и частного вреда и частной пользы.
И только так у детей и подростков появляется чувство ответственности за себя, за свою жизнь, свою работу и за свой коллектив.
Из этого основного нашего взгляда на детский коллектив проистекают и все наши методы. Мы даем детскому или юношескому коллективу школу, рабфак, завод, инженеров, промфинплан, зарплату, обязанности, работу и право ответственности. А это значит - даем дисциплину.
Вопрос дисциплины как мы видим, ставится Макаренко во главу угла. Но дисциплина приходит не извне. Дисциплина проистекает из самого процесса жизни коллектива.
Дзержинцы же ничего особенного в самой дисциплине не видят, по их мнению, это естественное и необходимое состояние каждого коллектива. В самом факте дисциплины нет для них никакой проблемы. Они видят только процесс дисциплинирования и считают, что проблема именно в этом процессе.
Этот тезис прекрасно раскрывается на рабочем примере из жизни коммуны.
Если коммунар не убрал станок и он покрылся ржавчиной, коммунарское собрание, пожалуй, даже не подумает о том, что виновника нужно дисциплинировать, но все будут говорить и кричать: - Ты испортил станок, понимаешь? Ты знаешь, сколько станок этот стоит? А что завтра будем делать, если из-за тебя не хватит детали пятнадцатой? На тебя будем смотреть - какой красивый, да?
И вовсе не решая проблемы наказания, а только оберегая заводское оборудование, как общий коллективный интерес, такого коммунара снимут со станка и поставят на простую работу.
Показательно, как сам Макаренко оценивает такое наказание, он его считает жестоким!
Это, может быть, и жестоко, но это жестокость необходимая. И только потому, что коллектив от нее не отказывается, нам почти не приходится ее применять.
Очень подробно разъясняется вопрос с воровством. Приведу цитату как можно более полную, настолько подробно разобран вопрос.
Точно так же в коммуне почти не бывает воровства, потому что всем хорошо известен закон коммуны: украсть нельзя, за кражу можно в полчаса очутиться за бортом коммуны. Для коммуны это вовсе не проблема воспитания личности, это проблемы жизни каждого коллектива, и иначе жить коллектив не может. Педагогические теории, доказывающие, что хулигана нельзя выгнать в коридор, а вора нельзя выгнать из коммуны («вы должны его исправлять, а не выгонять»),- это разглагольствования буржуазного индивидуализма, привыкшего к драмам и «переживаниям» личности и не видящего, как из-за этого гибнут сотни коллективов, как будто эти коллективы не состоят из тех же личностей!
Коммуна им. Дзержинского запрещает воровство совершенно категорически, и каждая личность это хорошо знает и не станет рисковать ни интересами коллектива, ни своими собственными. Поэтому в коммуне почти не бывает воровства, во всяком случае, за воровство у нас уже не наказывают. Если случай воровства происходит с новичком, еще неспособным ощущать интересы коллектива как свои собственные, новенькому скажут: «Смотри, чтобы это было в последний раз». А если воровство случится еще раз, коллектив обязательно поставит вопрос об увольнении. Эта суровость есть самая большая гуманность, какую можно предъявить к человеку. Эта проблема решается с арифметической точностью.
Оставить вора в коллективе - это значит обязательно развить воровство, это значит во много раз увеличить бесконечные конфликты, связанные с подозрением невинных товарищей, это значит заставить всех членов коллектива запирать свои вещи и подозрительно посматривать на соседа, это значит уничтожить свободу в коллективе, не говоря уже о том, что это означает еще и растаскивание материальных ценностей. Насколько падает и разлагается коллектив при узаконенном и допущенном воровстве, настолько он крепнет в другом случае, крепнет только от одного общего переживания силы коллектива и его права. Тот мальчик, который хоть один раз голосовал за изгнание товарища за воровство, с большим трудом сам идет на воровство. Обращаем внимание и еще на одно обстоятельство: те, кого коллектив выбросил из своих рядов, испытывают чрезвычайно могучую моральную встряску. Обыкновенно коллектив не выгоняет в буквальном смысле слова на улицу, а отправляет в коллектор. И мы знаем очень много случаев, когда такой изгой приходил к положительным установкам в вопросах социальной нормы. Бывали случаи, когда он вторично присылался в коммуну и уже навсегда забывал о своем воровском опыте.
Такое же отношение было в коммуне и к алкоголю, и к азартным играм. Поэтому, несмотря на то что каждый коммунар имел достаточное количество карманных денег, коммунары никогда не пили и к тому же чрезвычайно нетерпимо относились к пьянству взрослых.
Такая дисциплина вытекает как осознанная необходимость из условий всей жизни коллектива, из того основного принципа, что коллектив детей не готовится к будущей жизни, а уже живет. В каждом отдельном случае нарушения дисциплины коллектив только защищает свои интересы.
И эта логика в первую очередь направлена на защиту интересов личности.
Защищая коллектив во всех точкам его соприкосновения с эгоизмом личности, коллектив тем самым защищает и каждую личность и обеспечивает для нее наиболее благоприятные условия развития. Требования коллектива являются воспитывающими, главным образом, по отношению к тем, кто участвует в требовании. Здесь личность выступает в новой позиции воспитания - она не объект воспитательного влияния, а его носитель - субъект, но субъектом она становится, только выражая интересы всего коллектива.
Личность становится не объектом, а субъектом воспитательного влияния. И здесь главное требование - субъектом воспитательного процесса можно стать только выражая интересы всего коллектива.
Таковы основные принципы воспитательной системы Макаренко: создание правильного коллектива, создание правильного влияния коллектива на личность. Кажется просто, но это только на первый взгляд…