Труды Макаренко я читал в далёком детстве :). Позже, когда я натыкался на очередные грустные новости про дедовщину в армии, всегда думал, что именно Макаренко с его методами смог бы искоренить дедовщину, если бы он дожил до наших дней, и если бы его "поставили на армию" на эту задачу.
В его методике есть ещё один важный момент: техника неограниченного расширения "построенного коллектива". Когда строится коллектив "от и до", а потом несколько коммунаров из старого коллектива приходят в новый коллектив, и отстраивают его от и до. Это решало проблему "Макаренко один, а коллективов много"...
Думается, это больше похоже на методику Игоря Петровича Иванова - так называемая "коммунарская методика". А Макаренко всего лишь раз создавал новый коллектив, так как Вы пишите. Когда перешёл из колонии им. Горького в новую коммуну им. Дзержинского. С ним перешли 60 горьковцев и некоторые педагоги. А до горьковской колонии он был директором школы.
Посмотрел сайт про И.П. Иванова и его методику - труды и деятельность МАкаренко указаны как один из основных источников деятельности и вдохновения.
В своё время (70-е г.) это коммунарское движение докатилось и до Челябинска :), в котором я живу. Внутренняя жизнь "английской" школы № 1 была построена на "коммунарских" принципах (директор В.А. Караковский; на сайте школы это время называется "эпоха Караковского":). Как я теперь понимаю, принципы организации лагеря "Курчатовец" Научного Общества Учащихся (НОУ) тоже были оснвоаны в чём-то на "коммунарских" принципах, которые были "подсмотрены" в лагере "Орлёнок" (Крым).
Но у меня сложилось впечатление, что это "поздне-советское коммунарство" проистекало в среде "элитных" школьников и интеллигентных педагогов, не чуждых некоторых духовных поисков на тему "социализма с человеческим лицом" и "коммунаров в пыльных шлемах".
А Макаренко умудрялся осуществлять свои идеи в, по сути, полукриминальной малообразованной среде. :)
>Здесь личность выступает в новой позиции воспитания - она не объект воспитательного влияния, а его носитель - субъект, но субъектом она становится, только выражая интересы всего коллектива.
Т.е. личность, условно говоря, соглашаясь на воспитание, рефлексирует с коллективом и в итоге сама себя воспитывает?
Я думаю Вы правы. Человек становясь частью коллектива и проникаясь его интересами, уже самим этим действием изменяется. Представляя коллектив, предъявляя его требования к другим, человек также себя организует и воспитывает.
Comments 5
В его методике есть ещё один важный момент: техника неограниченного расширения "построенного коллектива". Когда строится коллектив "от и до", а потом несколько коммунаров из старого коллектива приходят в новый коллектив, и отстраивают его от и до. Это решало проблему "Макаренко один, а коллективов много"...
Reply
А Макаренко всего лишь раз создавал новый коллектив, так как Вы пишите. Когда перешёл из колонии им. Горького в новую коммуну им. Дзержинского. С ним перешли 60 горьковцев и некоторые педагоги. А до горьковской колонии он был директором школы.
Reply
В своё время (70-е г.) это коммунарское движение докатилось и до Челябинска :), в котором я живу. Внутренняя жизнь "английской" школы № 1 была построена на "коммунарских" принципах (директор В.А. Караковский; на сайте школы это время называется "эпоха Караковского":). Как я теперь понимаю, принципы организации лагеря "Курчатовец" Научного Общества Учащихся (НОУ) тоже были оснвоаны в чём-то на "коммунарских" принципах, которые были "подсмотрены" в лагере "Орлёнок" (Крым).
Но у меня сложилось впечатление, что это "поздне-советское коммунарство" проистекало в среде "элитных" школьников и интеллигентных педагогов, не чуждых некоторых духовных поисков на тему "социализма с человеческим лицом" и "коммунаров в пыльных шлемах".
А Макаренко умудрялся осуществлять свои идеи в, по сути, полукриминальной малообразованной среде. :)
Reply
Т.е. личность, условно говоря, соглашаясь на воспитание, рефлексирует с коллективом и в итоге сама себя воспитывает?
Reply
этим действием изменяется. Представляя коллектив, предъявляя его требования к другим, человек также себя организует и воспитывает.
Reply
Leave a comment