Соловки-2017. Часть 4-я. Экскурсия в Соловецкий монастырь. 2-я часть

Aug 21, 2017 09:54

Предыдущая часть:
http://akostra.livejournal.com/1282080.html

Иконописная палата.
Иконописная палата построена в 1615 г. Из описей Соловецкого монастыря XVII и начала XVIII вв. следует, что первоначально здание было двухэтажным ("о двух житьях") с каменными сенями. В верхнем ярусе, в западной половине размещалась иконописная, а в восточной сапожная мастерские ("чеботная швальня"). Иконописные и "чеботные швецы" жили здесь же. Под иконописной палатой размещалась "мирская" больница, а под чеботной жили "крылосные дьячки".
С середины 16 в. в Соловки ссылают, чаще всего, по царскому указу, людей, замешанных в дворцовых заговорах, бунтовщиков, вероотступников. Для их размещения используют более или менее подходящие для таких целей помещения - от обычных жилых келий до сырых и темных подклетов или внутристенных камер в крепостной стене. С конца 18 в. по указанию властей началась интенсивная перестройка бывшей Иконописной палаты в связи с превращением его в острог, которому сопутствовало создание целого тюремного комплекса со вспомогательными постройками и территориальной изоляцией его двора.
В первом этаже сначала разместилось 12 камер. Через 30 лет внутреннюю тюрьму увеличили, переделали под нее помещения второго этажа (еще 16 камер). Арестантские чуланы имели три метра в длину и полтора в ширину. В каждом чулане имелся табурет, небольшой столик и одна или две деревянные кровати. Внутренний северо-западный угол крепости был отгорожен высокой кирпичной стеной. Среди заключенных в это тюремное здание был и один из декабристов - Александр Семенович Горожанский. Постепенно, на протяжении XIX-го столетия, практика заточения в монастырские тюрьмы сходит на нет. К середине XIX-го века Соловецкий монастырь и тюрьма представляли собой два автономных организма: они жили по разным законам, имели разное начальство, финансировались из разных источников. К тому времени их объединяла только общность территории. В октябре 1903 г., после приезда на Соловки военного министра Куропаткина, тюрьма Соловецкого монастыря была закрыта. Новому переустройству здание подверглось в период с 1898 по 1906 гг. в связи с ликвидацией тюрьмы и приспособлением для нового использования под больницу, с больничной церковью. В результате перестройки сохранилась лишь "коробка" здания и внутренняя поперечная стена по первому и второму этажам. Все прочие конструкции были разобраны и восстановлены вновь с учетом новой планировки. В верхнем этаже здания устроили храм в честь иконы Божией матери "Утоли моя печали" совершено, освящение которой состоялось 24 октября 1906 г.
несколько фото взята по ссылке







Теперь этот храм восстанавливают. Вообще в этих местах традиция маковки покрывать деревянными (из осины?) чешуйками. А тут ещё непокрытые, новенькие, "молоденькие" :-)))



Вот чешуйки можно разглядеть. Это по-моему надвратная Благовещенская церковь - и именно её маковка единственная сохранилась со времён монастыря. Остальные - восстановленные недавно



А это "башня" с цветочками - церковь! сразу и не скажешь.



Храм во имя Святителя Филиппа Митрополита Московского
возведен в 1798 г.-1799 гг. вместо прежней больничной одноименной церкви 17 в., располагавшейся в северной части центрального двора монастыря при Больничных палатах. Храм был посвящен памяти бывшего соловецкого игумена Филиппа, ставшего Митрополитом Московским и принявшем мученическую смерть при Иване Грозном. При новой церкви также были устроены больничные палаты для излечения больных из числа братии, а также для ухода за престарелыми монахами. Церковь выстроена на месте древних келий на средства монастыря по указу Святейшего Синода 1797 г.
По случаю благополучного исхода бомбардировки монастыря английскими кораблями в годы Крымской войны летом 1854 года, в верхнем ярусе храма в 1859 г. был устроен придел и освященный в честь Иконы Знамения Пресвятой Богородицы. (фото 6-9) Храм состоит из трех основных частей: основной объем, более высокий по сравнению с другими частями - пониженной алтарной частью с востока и трапезной с запада. Архитектурная композиция храма достаточно проста - представляет собой высотный ярусный объем. Первый ярус церкви - четверик, второй - восьмерик, увенчанный куполом на высоком фигурном барабане с маленькой главкой.
http://www.solovky.ru/data/guide1/relis_info/32/index.html
Разобрали верхнюю часть вроде бы во время Отечетвенной войны - тут располагалась школа юнг, им мешала такая архитектура.




Сейчас мы поднимемся по этой лесенке и войдём в Трапезеную



Вид на Бухту



Трапезная!





пара старых фотографий - как тут было ранее
Трапезная палата принадлежит к числу шедевров древнерусского зодчества. Самая большая одностолпная палата, выстроенная русскими мастерами в 16 в., она отличается красотой пропорций, высокохудожественным воплощением конструкций, профессиональным мастерством. С потрясающей свободой мастера перекрывают большие пространства мощными сводами, опирающимися на единственную опору в центре палаты.
http://www.solovky.ru/data/guide1/relis_info/14/index.html





А рядом келарская.
В северо-восточной части здания расположена Келарская палата, бывшая рабочим помещением келаря обители. Келарь заведовал хозяйственной стороной жизни монастыря, в том числе торгово-экономической деятельностью, управлением вотчинным материковым хозяйством. В Келарской палате сохранялся рабочий архив келаря, здесь он принимал приказчиков из вотчин, заключались торговые сделки. Особое значение должность приобретает в 16-17 вв. В сер. 18 в. монастырь практически утратил вотчинные владения на монастыре вследствие государственной реформы. Круг обязанностей келаря значительно сокращается, отпадает необходимость в большом рабочем помещении. Палата постепенно приобретает значение вспомогательного помещения при трапезной. Поварни, где готовили еду, находились в отдельном здании с востока от трапезы. Готовую еду передавали через Келарскую палату.
http://www.solovky.ru/data/guide1/relis_info/14/index.html



Тут тоже столп посреди комнаты.



Трапезная ж! И даже, когад она ремонтируется, трапезы тут совершаются! :-)))



А это восстанавливают Успенский храм



А мы возвращаемся к лестнице, по которой поднялись в этот корпус с улицы, но не спустились на улицу, а пошли по галерее вдоль здания.



Это галерея-переход.
Каменный переход по центральному комплексу застройки монастыря с оружейной палатой и монументальной каменной лестницей возведен в 1602 г. строительства монастырские документы называют соловецкого монаха Трифона (Кологривова), родом из старинного поморского села Ненокса. Под началом Трифона до этого были возведены Крепость Соловецкого монастыря и надвратная церковь Благовещения. После 1602 года имя Трифона не встречается в связи со строительными работами, видимо, следует считать, что галерея-переход стала его последней работой в комплексе зданий Соловецкого монастыря. На основании ранних изображений монастыря принято считать, что каменный переход возник на месте деревянного. Подтверждением такому предположению служат некоторые данные натурных исследований . Каменный переход на арках по западному фронту объединяет сооружения центрального храмового комплекса монастыря. С севера и с юга он ограничен папертями Трапезного комплекса и Спасо-Преображенского собора. С территории центрального монастырского двора западный фасад галереи полностью открыт для обозрения, восточная его часть в основном скрыта Колокольней и Никольской церковью. В северном конце перехода располагается вынесенная на передний план широкая каменная лестница в два марша двумя площадками-рундуками, которая ведет к Трапезной палате и на галерею перехода.
С южной стороны - паперть Спасо-Преображенского собора с книгохранительной палаткой (17 в.) и переходами к Свято-Троицкому Зосимо-Савватиевскому собору (1859). С самой галереи можно попасть во все здания центрального храмвого комплекса: в нижний ярус колокольни с устроенной в нем библиотекой, к паперти храма во имя Святителя и Чудотворца Николая, подняться на ярусы звона Колокольни, войти в помещение ризницы. Архитектуру памятника формирует монументальная аркада, по которой устроена собственно галерея перехода. Изначально она была открытой. Переход был ограничен по сторонам невысокой парапетной стенкой с прямоугольными кирпичными столбами, которые поддерживали двухскатную тесовую кровлю. В этом виде мы сейчас можем видеть восстановленную северную часть галереи в примыкании к паперти Трапезной палаты.
http://www.solovky.ru/data/guide1/relis_info/19/index.html
Эту фотку сюда вставлю, хоть фотографировала ещё как только вошли на территорию монастыря. Но утт видна галерея - и от лестницы видна открытая её часть. Опять же - аркада, правдаю. частично замурованная



Собор новомучеников и исповедников Соловецких
Вот тут подробно
http://solovki-monastyr.ru/saints/martyrs/?page=2



Экспозиция, посвящённая временам СЛОНа и СТОНа. Лагеря особого назначения (1923-1937)  и тюрьмы особого назначения, которая была основана после него (1937-1939).
Ну, во-первых, за месяц до появления тут будущих заключённых в монастыре случился большой пожар. Конечно, многое сгорело, и здания стали гораздо менее приспособленными для "проживания".







Ну, и установка звёзды!


http://www.solovky.ru/data/guide1/relis_info/15/index.html
http://www.solovky.ru/data/guide1/relis_info/18/index.html

Конечно, среди заключенных было много священников. Но были и вольные, работавшие тут. Хозяйство монастыря было большим, новопришедшая власть тольком не вникла, как использоваь. А кто как не монахи монастыря умеют это хозяйство поддерживать? За это им разрешали жить на святой для них земле, даже позволяли служить в одной церквушке - кладбищенской. Из заключенных священников сосставляли и девятую сторожевую роту. Это были сторожа на складах, нпример. В лагере сильно воровали на всех постах, но вот священники не воровали. Из них и набирали кладовщиков и сторожей.
А вот священников плест сети направили.





Наша экскурсовод рассказала историю грустную и трогательную.
Осоргин с превеликой твердостью заявлял на допросах "монархист и верующий"... Георгий был делопроизводителем лазарета... Работал он с редким в лагере рвением: служба давала возможность делать ему массу добра. Не перечесть, сколько выудил он из тринадцатой - карантинной - роты священников, беспомощных интеллигентов! Укладывал их в больницу...Георгий спасал... весь день сновал между лазаретом, ротами, управлением, добиваясь облегчения, переводов, пропусков, льгот...". Целый месяц они прожили в каюте пришвартованного у острова корабля. Там же и был зачат их второй ребенок Михаил, родившийся в июне 1929 года. Спустя год с небольшим она вновь приехала навестить мужа. Вернувшись, она сияла счастьем: они посчитали, что через шесть лет срок заключения закончится и они всей семьей отправятся в ссылку. Однако вскоре после возвращения она узнала, что ее муж был расстрелян в Соловках 16 октября 1929 года. Солженицын в книге "Архипелаг ГУЛАГ" так описал дальнейшие события: "И в самый день приговора сошла на соловецкую пристань его молодая жена! И Осоргин просит тюремщиков: не омрачать жене свидания. Он обещает, что не даст ей задержаться долее трех дней, и как только она уедет - пусть его расстреляют. И вот что значит это самообладание, которое за анафемой аристократии забыли мы, скулящие от каждой мелкой беды и каждой мелкой боли: три дня непрерывно с женой - и не дать ей догадаться! Ни в одной фразе не намекнуть! не дать тону упасть! не дать омрачиться глазам! Лишь один раз, когда гуляли вдоль Святого озера, она обернулась и увидела, как муж взялся за голову с мукой. - "Что с тобой?" - "Ничего", - прояснился он тут же. Она могла еще остаться - он упросил ее уехать. Когда пароход отходил от пристани - он уже раздевался к расстрелу".
http://www.belrussia.ru/page-id-4159.html



Продолжение галереи - подходим к Троицкому собору



Единственная фреска сохранившаяся. Купольная



Кирпичи старинные с кирпичного завода соловецкого. Славились качеством. Размер был нестандартный. А ещё вот мастера любили отпечатки ладоней. И вот в этом храме сохранились такие кирпичи



Свобеобразны некрополь. Кладбище-то сраовняли с землёй, а сюда снесли надгробия, которые сохранились. Если не ошибаюсь, лишь одна здесь настоящая могила. По-моему вот тот дальний "гроб".



Тут и бюст есть!



Вы посчитайте, сколько годков он прожил на этом свете! 113!!!!!!!!



Тюрьма в Соловецком монастыре была и до СЛОНа. Царь сослан сюда последнего атамана Запорожской Сечи.
В начале июня 1775 года российское войско под командованием Петра Текели пятью колоннами с разных сторон скрытно приблизилось к Сечи. 85-летний Калнышевский был арестован и сначала содержался в Москве, в конторе Военной коллегии, а потом был отправлен в Соловецкий монастырь, где провёл около 28 лет в холодной камере размером 1 на 3 м. Калнышевского выпускали из камеры на свежий воздух три раза в год: в дни праздников Рождества, Пасхи и Преображения.
После помилования императором Александром I Пётр Калнышевский в возрасте 110 лет, будучи практически слепым, не захотел возвращаться на родину и остался в монастыре, где скончался через 3 года в 1803 году.

Впервые был канонизирован в 2008 году поместным собором Украинской православной церкви Киевского патриархата в связи с 1020-летием Крещения Руси: собор постановил отмечать память праведного Петра Многострадального - 1 (14) октября, в день Покрова Пресвятой Богородицы, покровительницы казачества.
Позже был канонизирован Украинской православной церковью Московского патриархата. Священный Синод УПЦ МП 23 декабря 2014 года рассмотрел рапорт председателя Синодальной комиссии по канонизации святых архиепископа Херсонского и Таврического Иоанна (Сиопко), на основе чего благословил местное прославление и почитание в пределах Запорожской епархии последнего кошевого атамана Запорожской Сечи Петра Калнышевского. День памяти установлен 31 октября (13 ноября) в день его преставления.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Калнышевский,_Пётр_Иванович

Колокола во дворе




Раньше здесь была отдельня царская колокольня.
Помимо основной колокольни, в центре монастырского двора располагалась особая, «царская», колокольня. «Царская колокольня» была построена в 1862 году и освящена в 1863 году по случаю чуда избавления монастыря «от нашествия иноплеменных» - обстрела монастыря кораблями английской эскадры в июле 1854 года и благоприятного для монастыря исхода. (фото 26) В 1858 году монастырь посетил император Александр II и среди прочих щедрых пожертвований в обитель распорядился об отливке памятного колокола и строительстве для него отдельной часовни-колокольни. В 1860 году в Ярославле на заводе Чарышникова был отлит колокол с изображением осады Соловецкого монастыря. При отливке колокола были использованы погребальные украшения из серебра, выполненных для погребения императора Николая I. Колокол получил имя «Благовестник». При колокольне были установлены 2 небольшие пушки, участвовавшие в обороне монастыря, и устроены «пирамидки», сложенные из неприятельских снарядов. Фотоизображения нач. 20 в. представляют часовню в виде открытой восьмигранной беседки на высоком основании, куда вели гранитные ступени. Стены были выложены из кирпича с рельефным декором, углы постройки оформлены фигурными гранитными колоннами на гранитных тумбах-основаниях. Покрытие - восьмигранный шатер, крытый железом «в шашку» с деревянным барабанчиком, венчавшимся граненой главкой и крестом. Над проемами с полукруглым верхом - треугольные фронтоны. Колокольня была разрушена, предположительно, в первой половине 1920-х гг. В настоящее время сохранились фигурные гранитные колонки и несколько постаментов под них, которые сохраняются в фондах СГИАПМЗ. В 1990-х гг. были проведены археологические исследования территории и выявлено основание строения.
http://www.solovky.ru/data/guide1/relis_info/15/index.html



Собственно, вот тот колокол - корабликоалиции обстреливают монастырь





Второй колок более древний







Ао колоколу явностреляли.. Видимо, во времена СЛОНа развлекались





А вот изображение иконы Знамения Богоматери
В середине XIX века появились новые святыни, в почитании которых вспоминались исторические события недавнего прошлого. Над западными входными дверями паперти Спасо-Преображенского собора помещалась большое настенное изображение «Знамение Пресвятой Богородицы». На святом лике остались язвины от пушечных ядер, пробивших фреску и не разорвавшихся (нападение на монастырь англичан в 1854 году). Внизу, при входе на паперть, по обе стороны дверей, на гранитных каменных плитах помещались пространные летописи, излагающие чудесное событие.
http://solovki-monastyr.ru/holyitems/ikons/ancient/
И кружок над её головой - это ядро



Подгялись мы и в Надвратную Благовещенскую  церковь.
Ещё перед входом в саму церковь висит икона. Оказалось, икона старинная и, скорее всего, принадлежавшая монастырю.
В 1992 году решили покрасить одну дверь, но под слоем старой краски обнаружили икону.
Икона преподобного Германа и Савватия



Надвратная Благовещенская церковь выстроена над главными - Святыми воротами монастыря, против Спасо-Преображенского собора, в 1596-1601 гг.. Расположена в западном ряду внутренней периметральной застройки монастыря, конструктивно связана с крепостной стеной на участке между башнями Успенской и Прядильной.
Церковь возведена под руководством строителя монастырской крепости старца Трифона Кологривова. Церковь одноглавая, с глухим, круглым в сечении барабаном. Собственно храм образуют теперь два, примерно равных по площади разновременных объема. Восточная половина, увенчанная главой, является древней, основной частью храма, а западная - поздней пристройкой, включившей в себя фрагмент крепостной стены. Стены имеют характерный для монастырских построек XVI в. уклон, зрительно увеличивающий перспективное сокращение объема кверху. По углам выступают мощные лопатки. Окна дошли до нас в переделках ХIX в. Извне монастыря, т. е. с запада, видна лишь верхняя часть здания, увенчанная массивной главой. Главным архитектурным мотивом являются большие полукружия окон - по одному с каждой стороны. Первоначально это была постройка с «пощипцовым» трехъярусным покрытием.
Претерпев в 18-19 вв. столетии существенную перестройку, памятник в значительной степени утратил свой первоначальный облик. В 1745 г. церковь горела, но в том же году была возобновлена и освящена. Известно, что сгорели глава и кровля. Возможно, уже тогда вместо трехъярусной пощипцовой кровли появилось гладкое четырехскатное покрытие. В 1837 г., по свидетельству архимандрита Досифея, церковь была "распространена каменною пристройкою". Эта пристройка привела к изменению внешней и внутренней системы храма, в результате которого он приобрел современный вид. Новый объем включил в себя пространство старой паперти и распространился на крепостную стену. Таким образом, существенно увеличилась площадь храма и в его новой части появились хоры.
Церковь единственная во всем ансамбле Соловецкого монастыря сохранила комплекс настенных монументальных росписей, подлинные конструкции и значительную часть деталей иконостаса 1884 г., печь к.19 в., столярное заполнение дверей и другие детали интерьера.
В период размещения на архипелаге Соловецких лагерей особого назначения (1923-1939) в церкви с 1927 г. размещался музей Соловецкого отделения Архангельского общества краеведения. Еще в 1929 гг. начался вывоз с Соловков предметов убранства церкви, в том числе был разобраны декоративные детали иконостаса. Предметы попадали в крупнейшие музеи Советского союза. Основной комплекс предметов сейчас хранится в коллекции музея-заповедника «Коломенское». Среди них иконы из иконостаса, комплекс царских врат 17-18 вв. (створки врат, сень, коруна и «руки точеные»). Особого внимания заслуживают вкладные створки царских врат работы троицких резчиков, подаренные монастырю «именитым старцем» Александром Булатниковым, келарем Троице-Сергиева монастыря.
http://www.solovky.ru/data/guide1/relis_info/20/index.html












ещё фото по ссылке утащила







Пошли по крепостной стене. От стены благовещенского корпуса до крепостной стены перекинуты распорные арки.
http://www.solovky.ru/data/guide1/relis_info/34/index.html



Камера..









Идём по галерее



Бойницы







Продолжение следует...
http://akostra.livejournal.com/1282619.html

Приключения, История, Путешествия, Соловки-2017, Я фотограф

Previous post Next post
Up