Соловки-2017. Часть 3-я. Экскурсия в Соловецкий монастырь. 1-я часть

Aug 20, 2017 23:16

Предыдущая часть:
http://akostra.livejournal.com/1280750.html

Следующий день у нас начался с экскурсии в Соловецкий монастырь.
Экскурсию мы заказывали от Паломнической службы монастыря. У нас был прекрасный экскурсовод Александра. Понятное дело, что история тут Православная, но именно монастырь и был "градообразующим предприятием" острова не один век, и история монастыря - это история Соловков. Во всяком случае с середины XV-го века.
История монастыря начинается с истории Савватия Соловецкого.

Согласно житию, во времена митрополита Фотия Савватий уже подвизался в Кирилло-Белозерском монастыре. Узнав, что в «Ноугородцкой области» есть Валаамский монастырь, где иноки ведут жизнь более строгую, Савватий перебрался туда. Удивляя братию своим терпением и смирением, он искал место для совершенного уединения и безмолвной молитвы. Савватий узнал, что в двух днях плавания от берега в Белом море стоит большой остров, никем не населённый, и ушёл из Валаамского монастыря.
Сначала он поселился у часовни на реке Выг, где встретил инока Германа, одиноко жившего в лесу. Герман согласился сопровождать Савватия на остров и остаться с ним там. Оба старца в 1429 году благополучно прибыли на карбасе (это вид лодки поморов такой) на остров и, не доходя 13 км до места современного монастыря, они близ озера водрузили крест и поставили шатер. Затем они выбрали для кельи более удобное место в 1 версте от моря, на берегу озера у высокой Секирной горы. Спустя некоторое время Герман покинул обитель, а через 2 года после его отъезда отправился в Выг и Савватий, где причастился у игумена Нафанаила и почил.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%B2%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B9_%D0%A1%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9

Герман вернулся на Соловецкий остров, к нему присоединился Зосима. Появились и другие отшельники на этом острове. Вскоре был основан и Соловеций монастырь. Сначала игумены присылались "с материка", но они не выдерживали жизни здешней, тогда была разрешено монастырю избрать игумена из своих - так что первым игуменом монатыря стал Зосима.
О Германе:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BD_%D0%A1%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9
О Зосиме:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%BE%D1%81%D0%B8%D0%BC%D0%B0_%D0%A1%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9

Скажем так, "известность" монастырь приобрёл при игумене Филиппе (в миру Фёдор Колычёв). Он был из боярского рода, готовился к государевой службе, и был приближен к молодому Ивану IV. В 1537 году его род попал в опалу.
Не попрощавшись с родными, в одежде простолюдина, Фёдор ушёл из Москвы и направился на север. Год он служил пастухом у крестьянина Субботы в деревне Хижи у Онежского озера. Затем перебрался на Соловецкие острова в Соловецкий монастырь, где был принят послушником. После полутора лет послушания игумен Алексий (Юренев) постриг его в монашество с именем Филипп.

В 1548 году соловецкий игумен Алексий по старости сложил с себя сан, предложив монастырскому собору в качестве своего преемника Филиппа, который к этому времени прожил в монастыре около 8 лет. Решением собора Филипп был избран игуменом и возведён в сан новгородским архиепископом Феодосием. При нём монастырь следовал общежительному уставу. Филипп проявил себя как грамотный хозяйственный администратор: устроил сеть каналов между многочисленными озёрами на острове, поставил на них мельницы, на островах и в поморских вотчинах возвёл новые хозяйственные и промышленные сооружения, ввёл механические усовершенствования в монастырские промыслы. соорудил ряд новых хозяйственных построек, увеличил хозяйственный инвентарь; на поморских землях увеличилось число соляных варниц, был организован первый в Корельском уезде железоделательный оружейный завод, кирпичный завод.  При нём Соловецкий монастырь стал промышленным и культурным центром Северного Поморья. Активно развивалось и церковное строительство: были построены Успенский и Преображенский соборы, Филипп завёл в монастыре колокола вместо бил и клепал, воздвиг для братии двух- и трёхэтажные кельи и больницу.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%BF%D0%BF_II_(%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82_%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9).

Позже он становится Митрополитом всея Руси - Иван IV его приблизил, но Филипп обличал злодейства опричнины и его как неугодного лишилди сана и сослали в Тверскую область. Там его убил подосланный Малюта Скуратов.

Но вернёмся к монастырю.
Соловецкий монастырь на протяжении своей многовековой истории не раз подвергался нападениям. Впервые шведские корабли появились у Соловецких островов в 1571 году. В этот раз корабли, простояв несколько дней в открытом море, ушли восвояси, но стало ясно, что монастырь совершенно беззащитен и может стать лёгкой добычей для врагов.
Настоятель монастыря игумен Варлаам обратился к царю с просьбой о строительстве на Соловецком острове крепости с постоянным воинским гарнизоном, и его прошение было удовлетворено. На остров прибыл воевода Михаил Озеров с небольшим отрядом - четыре пушкаря и десять стрельцов, а также были доставлены пушки, ядра и порох. Вокруг монастыря был поставлен деревянный острог, однако он не являлся очень надёжной защитой, и уже скоро монахи были вынуждены позаботиться о более надёжном укреплении для своей обители.
В 1582 году началось строительство каменной крепостной стены Соловецкого монастыря. Возведение стены продолжалось 14 лет, а полностью было завершено лишь в 1621 году. В первый год строительными работами руководил вологодский мастер Иван Михайлов, а затем строительство возглавил соловецкий монах Трифон Кологривов.
http://natalia-pyatyrova.com/solovetskie-ostrova-solovetskij-monastyr-chast-3-stroitelstvo-kreposti/#ixzz4q1YAXMbV

Высота  стен - от 8 до 11 метров, толщина - от 4 до 6 метров.  Семь ворот и восемь башен. Стены сооружены из огромных камней размером до 5 метров, их протяженность 1084 метров.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C#.D0.90.D1.80.D1.85.D0.B8.D1.82.D0.B5.D0.BA.D1.82.D1.83.D1.80.D0.BD.D0.BE-.D1.85.D1.83.D0.B4.D0.BE.D0.B6.D0.B5.D1.81.D1.82.D0.B2.D0.B5.D0.BD.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BF.D0.B0.D0.BC.D1.8F.D1.82.D0.BD.D0.B8.D0.BA.D0.B8



И не зря такие стены возводились! Пригодились!
Во время Беломорской кампании Крымской войны 1854-1855 гг.
Оставленный без серьёзной военной поддержки от губернского центра, монастырь был вынужден изыскивать собственные средства к предстоящим боевым действиям. В том момент на Соловецких островах кроме около 200 монахов и послушников, 370-ти трудников и вольнонаёмных поселенцев, находилась только инвалидная команда из 53 пожилых военных инвалидов, под началом прапорщика Николая Никоновича охранявших заключённых в монастырской тюрьме[3]. Общее руководство подготовкой к обороне взял на себя архимандрит Александр. Будучи человеком не лишённым личной храбрости, в прошлом исполнявшем обязанности полкового священника, он хорошо справился с обязанностями военного коменданта и начальника гарнизона. Несмотря на очень скудные вооружённые силы островов, население Соловков с большим патриотическим воодушевлением приступило к подготовке к боевым действиям. В архивных документах сохранились имена людей, принявших деятельное участие в защите монастыря: отставного коллежского асессора Петра Соколова, обладавшего некоторыми познаниями в фортификации и артиллерии, по собственной инициативе начавшего приводить в боеспособное состояние монастырские укрепления, отставного лейб-гвардии унтер-офицера Николая Крылова и отставного гренадера Петра Сергеева, добровольно пошедших в этот момент на вторичную службу в Соловецкую команду и многих других. Настоятель Александр на свой страх и риск предложил некоторым арестантам Соловецкой тюрьмы принять участие в обороне монастыря, и, в результате, из них был сформирован дополнительный отряд в 20 человек в помощь инвалидной команде.
Но энтузиазм защитников не мог полностью компенсировать недостаток в оборонительных средствах. При ревизии монастырского арсенала выяснилось, что хранящиеся в нём старинные ружья к стрельбе уже не пригодны, а довольно большое количество бердышей, секир, копий мало что могло добавить к обороноспособности обители. Из 20 старинных монастырских пушек годными к стрельбе были признаны только два 3-фунтовых орудия. Остальные либо рвались при пробных выстрелах, либо просто крошились, когда с них снимали ржавчину. К счастью, 16 мая 1854 года монастырские суда привезли из Архангельска 8 6-фунтовых пушек с комплектом в 60 снарядов на каждую - тот самый излишек, оставшийся после вооружения Новодвинска и Архангельска, о котором распорядился вице-адмирал Бойль. С этими же кораблями на остров прибыли инженерный офицер Бугаевский - с целью обустройства артиллерийских батарей и фейерверкер 4-го класса Новодвинского гарнизона В. Друшлевский - для командования батареей, а также обучения стрельбе из орудий солдат инвалидной команды. В итоге присланные пушки разместили в амбразурах западной стены монастыря, а из двух маленьких соловецких орудий соорудили небольшую мобильную батарею, удачно расположив её на берегу моря. Уже через десять дней Друшлевский докладывал Бойлю, что «вооружение Соловецкой батареи окончено 25 числа сего месяца». С этого дня Никонович и Друшлевский ежедневно проводили обучение нижних чинов инвалидной команды и добровольцев-островитян стрельбе и приёмам штыкового боя.
6 июля у острова появились два английских пароходо-фрегата: «Миранда» и «Бриск». Подойдя к монастырю на расстояние пушечного выстрела и встав напротив замаскированной двухпушечной батареи, англичане стали поднимать на одном из кораблей флаги, пытаясь таким способом начать переговоры. После того, как необученные морской сигнализации монахи не дали им никакого ответа, англичане сделали три предупредительных выстрела из пушек, на которые им ответила огнем береговая батарея. Это недоразумение послужило союзной эскадре предлогом к началу бомбардировки монастыря. 6-фунтовые пушки, расставленные на монастырской крепостной стене, оказались бесполезными - ядра, выпущенные из них, не долетали до английских пароходо-фрегатов, но береговые артиллеристы сделали несколько удачных выстрелов - одно из выпущенных ядер причинило «Миранде» серьёзное повреждение. После часовой бомбардировки, повреждённый фрегат отошел от монастыря и встал на ремонт.
7 июля в 5 часов утра парламентерский гребной катер с фрегата «Бриск» под белым флагом доставил на берег письмо, в котором командующий английской эскадрой Эрасмус Омманей, оскорблённый тем, что защитники Соловков «палили на английский флаг» ультимативно требовал сдачи в плен солдат и коменданта крепости, а также «…безусловной уступки целого гарнизона, находящегося на острове Соловецком, вместе со всеми пушками, оружием, флагами и военными припасами.», угрожая монастырю, в случае отказа, продолжением бомбардировки. Спешно собранный архимандритом Александром «военный совет» из старших монахов и командира инвалидной команды составил ироничный ответ на эту депешу, смысл которого сводился к тому, что так как в монастыре солдат нет, а только инвалиды, охраняющие монахов и жителей, а «…коменданта гарнизона в Соловецком монастыре никогда не бывало и теперь нет…» то и сдаваться некому, «…и флагов, и оружия, и прочего не имеется…». Как только монастырский парламентёр, передавший ответ англичанам, вернулся на берег, «Миранда» и «Бриск» вновь начали бомбардировку, продолжавшуюся больше девяти часов. За это время английская эскадра выпустила по монастырю около 1800 ядер и бомб, однако результат её был более чем скромным: ядрами были прострелены деревянное здание архангельской гостиницы и здание Онуфриевой кладбищенской церкви, стоявших вне крепостных стен, в самом монастыре были повреждены стены высокого Преображенского собора и проломан купол Никольской церкви. Среди защитников монастыря не было ни убитых ни раненых. В своём донесении в синод от 10 июля 1854 года соловецкий архимандрит говорил, что все разрушения можно исправить в несколько часов и давал такую оценку действий неприятеля: «Все бесчеловечные усилия неприятеля, клонившиеся к тому, чтоб совершенно нанести разрушение ей (обители) своими страшными снарядами, остались посрамленными и постыженными».
Белое море. Атака русского поселения фрегатом «Миранда» и корветом «Бриск». Август 1854 г. Французская литография.



Оценивая произошедшие события, современные западные историки считают, что Омманей понимал бесполезность бомбардировки монастыря, укрытого за мощными каменными стенами, а также невозможность высадки десанта, которому будут противостоять хорошо подготовившиеся к нападению вооружённые солдаты и монахи. В его ультимативном требовании сдать монастырь под угрозой бомбардировки они видят больше желания взять реванш после неудавшегося захвата Архангельска, чем здравого смысла. Получив отказ британский адмирал встал перед трудным выбором: бесполезная атака или унизительное отступление, предсказуемо выбрав бессмысленный жест
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%9A%D1%80%D1%8B%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D1%8B



За стенами монастыря часовенки.
Если правильно запомнила - эта Петровская - в честь посещения монастыря Петром Первым



Эта Александровская, в честь посещения Александра Второго. И главка у неё в виде короны Российской Империи.







Крепость!



Чтобы войти в монастырь, надо пройти через Святые ворота.
Святые ворота - главный вход в обитель. Находятся традиционно с запада. В крепостной стене устроен широкий арочный проем ворот, далее идущий далее широким коридором в центральный двор монастыря. В русских монастырях отмечали главность, важность центрального входа возведением над аркой ворот церкви или колокольни. В случае Соловецкого монастыря церковь возведена над аркой проезда в ряду келейной застройки монастыря, следующей за крепостной стеной. Позднее, при расширении объема Благовещенской надвратной церкви обе арки были соединены. Крепостная арка была укреплена всеми известными на то время способами: мощные тяжелые створки ворот, запирающиеся на тяжелые засовы защищали широкий проем. От прежних ворот сохранились подлинные створки 18 в., выполненные из мощных плах, окованных снаружи листовым железом.
В своде проезда сделан люк, ведущий на боевой ход прясла. Отсюда, через люк, в случае военной опасности, можно было обстреливать противника или даже просто лить «вар», сыпать песок и камни. Далее в своде ворот ближе к внутренней арке устроена щель, через которую посредством специального воротного механизма опускали тяжелую кованую решетку-герсу
Над воротами устроен большой киот - архитектурно оформленная профилированным кирпичом рама. В ней находилась очень чтимая в монастыре икона Нерукотворного Спаса, которую, согласно преданию, написал сам Преподобный Елеазар Анзерский, бывший прекрасным резчиком по дереву и иконописцем Слева и справа от входа в ворота находятся закладные каменные плиты с высеченными надписями, рассказывающие об истории строительства крепости и о помещении в киот иконы письма преп. Елеазара.
Торжественность оформления главного входа в монастырь была подчеркнута кирпичным узором вдоль наружной арки. В 17 веке ворота уже украшены бочковидной сенью на двух каменных столбах, от которых были переброшены к стенам сдвоенные арки. Эта сень была неоднократно перестроена в 18-19 вв. В результате сложилась парадная пристройка с двумя массивными фигурными столбами, оштукатуренными и раскрашенными яркими геометрическими узорами. Старинные стенки с арками были частично разобраны и в них устроены входы в деревянные пристройки по обе стороны ворот.
В сер. 19 в. внутренний проход ворот выстелили тесаными гранитными плитами. Немного выше ворот в 19 в. устраивают небольшую крытую площадку, с которой открывались прекрасные виды на море и закат. В память о походе кораблей «Курьер» и «Святой Дух» от Соловков по «государевой дороге» через Карелию в Ладожское озеро и их участии в победной битве со шведами на Балтике в 1702 г. в арке ворот были размещены две модели этих кораблей. Сейчас эти модели сохраняются в Архангельском областном краеведческом музее.











Вся постройка сильно обветшала к концу 1960 гг. и была разобрана из-за аварийного состояния. При реставрации сохранили поздние фигурные столбы, оставленные при разборке, восстановили конструкции более раннего периода накрыли сенью с цветными стеклами на фасаде. Теперь, как и в древности, через эту сень входят в обитель первые лица государства и Церкви, и тогда их встречает колокольный звон, а также паломники, и многочисленные туристы.


http://www.solovky.ru/data/guide1/relis_info/01/index.html

Ворота старинные..



Первым каменным зданием на территории монастыря был корпус с трапезной палатой. Был построен в 1552-1557 гг.
http://www.solovky.ru/data/guide1/relis_info/14/index.html



В комплекс входит церковь Успения Богородицы с двумя приделами в третьем ярусе - Усекновения главы Иоанна Предтечи и Дмитрия Солунского, во втором ярусе здания расположены две обширные одностолпные палаты - Трапезная (482 кв. м) и Келарская.. В нижнем ярусе здания , состоящем из просторных сводчатых подклетов, располагались хлебные службы - пекарня, просфоренная служба, квасоварня, мучные склады, хлебодарня, системы отопления помещений второго яруса.
http://www.solovky.ru/data/guide1/relis_info/14/index.html
Следуюшие два фото взяты по ссылке





Спасо-Преображенский Собор был построен в 1558-1566 годах. Его строительство началось сразу же после завершения возведения первого каменного здания в монастыре - большой братской Трапезы.
Причём стены второго яруса несколько скошены лдя устойчивости, ибо собор стоит на холме и есть рик, что сползать по этому холму начнёт. Пока не уполз, несмотря на многие испытания!





Остатки фресок в кокошниках





Из-за Преображенского Собора виднеется часть маковки Свято-Троицкий Зосимо-Савватиевский собор. В центре же фотографии располагается Церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая с ризницей и библиотекой.





Центральная часть храмового комплекса ансамбля Соловецкого монастыря сложилась в к. 18-сер. 19 вв., объединив в архитектурно и конструктивно связанный комплекс несколько сооружений, стоящих на фундаментах древних предшествующих зданий (Храм во имя Св. Николая Чудотворца, Ризница на подклетах и библиотека) Вместе с галереей и колокольней представляет собой позднюю застройку центрального комплекса монастыря.
Комплекс Никольской церкви с ризницей и библиотекой датируется 1831- 1846 гг.. Памятник возник вследствие многократных переделок, расширения и сноса существовавшей на этом месте застройки 16-17 вв. Первая деревянная церковь во имя Св. Николая была разобрана и перенесена на о. Анзер. Вместо нее в 1577-1584 гг. выстроена одноименная каменная церковь. Это был одноглавый двухстолпный храм, выстроенный на подклете, с папертью, звонницей при ней и часами со своим звоном). Общее представление о начальном моменте его возникновения дают первые изображения Никольской церкви на миниатюре лицевой царской рукописи, где она показана ещё отдельно стоящей, одноглавой, трехъярусной постройкой со звонницей, совмещенной с папертью.



Опись второй половины 17 века, фиксирующая состояние центральной застройки монастыря, описывает эту каменную церковь так: "церковь Николая…камена об одной маковицы. На церкви ж Николая чюдотворца палата каменная ж, а в ней часы боевые железные с кругом указным и перечасьем…а у них четыре колокола перечасных небольших немецкого литья". Из описей же становится известно, что церковь была двустолпной и включала в себя часовую палату.
Древняя церковь просуществовала до 1831 г Между галереей и Никольским храмом существовала оружейная палата, на месте которой позднее была устроена ризница, расширенная в объеме в перв. трети 19 в. Над сводом ризницы в ее восточной части возведен храм во имя святителя Николая Чудотворца Архимандрит Досифей пишет об этом так: "начата постройкой 1831 года под один свод со старою новая ризница, простирающаяся ныне в длину на 16 1/2 а в ширину на 6 саженей окончена и внутри оштукатурена, а над оною выстроена в третий этаж новая церковь святителя Николая о пяти главах, которые покрыты чешуёю. Мерою в высоту всё оное здание осьмнадцать с половиною саженей". Храм бесстолпный, с сомкнутым сводом в перекрытии. Алтарная часть включена в общий объем, она выделена в интерьере широкой аркой.
Внешний облик здания очень прост. Гладкие поверхности стен церкви с высокими арочными окнами увенчаны карнизом, углы отмечены пилястрами; фасады разнообразятся только наличниками окон. Второй «свет» организован овальными окнами, расположенными над высокими арочными проемами. Построенный, как отмечали современники, "в новом вкусе" храм представляет собой запоздалое сочетание барочных, классических и даже древнерусских черт. Интерьер помещения храма очень светлый, с севера и юга через большие арочные окна и овальные окна «второго света» льются потоки света.
фото взято по ссылке



Монастырская ризница была, по существу, первым музеем на Соловецких островах. В ней накапливались, бережно сохранялись и в том числе предъявлялись паломникам и посетителям обители исторические и культурные памятники монастыря.
Среди известных коллекций древнерусского искусства ризница стояла на одном из первых мест. Здесь хранились литые золотые и серебряные кресты, позолоченные потиры, кадила, чаши, кубки, ковши, драгоценные ковчеги, оклады Евангелий и икон, украшенные чеканкой, гравировкой, эмалью, финифтью, жемчугом, чернью, камнями. Цари, патриархи, вельможи, князья щедро жаловали деньги и вещи. Одним из самых щедрых дарителей был Иван IV Грозный. Некоторые предметы ризницы не имели религиозного назначения, но представляли огромную художественную и историческую ценность. Среди них - сабля князя Дмитрия Пожарского и палаш в серебряной оправе, принадлежавший князю М. В.Скопину-Шуйскому. В ризнице хранились наиболее ценные рукописи и старопечатные книги, а также более 500 документов, связанных с историей монастыря: грамоты царей и патриархов, адресованные Соловецкому монастырю, вкладные грамоты Марфы Борецкой, грамота на вечное владение Соловецкими островами, данная монастырю Новгородским архиепископом Ионою и боярами, 4 письма митрополита Филиппа и др В целом строительство всего комплекса завершилось к 1846 г. надстройкой над папертью рядом стоящей колокольни, в которой была размещена монастырская библиотека.(фото 30). Еще в 1797 году под соборной колокольней была устроена, по свидетельству архимандрита Досифея, большая книгохранительная палата. (32). За счет новой надстройки ее объем был увеличен и мог вместить немалое монастырское книжное собрание, являющееся одним ярких явлений отечественной культуры. Библиотека Соловецкого монастыря была одной из крупнейших библиотек 15-17 вв., включала подчас уникальные раритеты.
http://www.solovky.ru/data/guide1/relis_info/16/index.html











Свято-Троицкий Зосимо-Савватиевский собор - тот что прячется за Спасо-преображенским
Возведен в 1859 г., автор - губернский архитектор А.П. Шахларев. Здание возникло в результате трехкратного расширения Зосимо-Савватиевского придела Спасо-Преображенского собора XVI в. (1795, 1816, 1859 гг.). В приделе сохранялись мощи преподобных основателей монастыря - главная святыня обители, ради которой монастырь посещало все больше паломников. В связи с увеличением паломничества в Соловецкий монастырь после событий Крымской войны было принято решение о строительстве нового большого теплого храма, которое и осуществили к 1859 г.




Свято-Троицкий Зосимо-Савватиевский собор входит в центральный комплекс застройки монастыря, образуя его восточную, выступающую к крепостной стене, часть. Здание вписано в историческую стесненную застройку ансамбля монастыря. Перед губернским архитектором А.П. Шахларевым, которому было поручено строительство, стояла сложная задача создания нового большого храма, способного вместить все возрастающее число богомольцев. При этом надо было учесть очень много обстоятельств - сохранить места исторических захоронений чтимых подвижников обители, избежать перестроек недавно возведенных зданий комплекса Никольской церкви, выдержать своеобразную стилистику строений ансамбля Соловецкого монастыря. Не соперничая с главным храмом обители - Спасо-Преображенским собором, новый собор должен был принять на себя роль основного храма монастыря, быть теплым, служить круглый год, вместить в себя главную святыню обители - мощи преподобных основателей монастыря. Архитектору удалось блестяще решить сложную задачу. В исторической застройке объем здания почти не выделяется, кроме венчающих частей, дополнивших силуэт ансамбля. Полностью фасад Троицкого собора открыт только с юга. Внутри же храм полностью соответствует поставленной задаче. Юго-западным углом храм включен в объем Спасо-Преображенского собора. С севера смыкается с объемами Никольского комплекса, восточной стеной приближен к крепостной стене, от которой собор отделен узким проходом, через который перекинуты распорные арки.

А во время Соловецкого лагеря особого назначения именно в этом храме располагалась 13-я карантинная рота. Сюда помещали всех новоприбывших для "карантина". Отправляли на общие работы, жили тут битком - нары во много ярусов до потолка.. Уж потом, смотря по умениям и блату, можно было перейти в другие роты, правда и не только в улучшение существования. В штрафной роте на Секирке было гораздо хуже.









Колокольня.
На наиболее ранних изображениях ансамбля монастыря (к.16-нач. 17 вв) можно рассмотреть деревянную звонницу между Успенской и Никольской церквями. О ней встречаются упоминания в описях монастыря этого времени. В начале 17 в. в центре храмового комплекса возводится каменная звонница - на высоких открытых арках, образованных семью столпами, увенчанная тремя высокими деревянными шатрами. В арках размещаются главные монастырские колокола. Помимо главной звонницы, свои небольшие «часозвони» с малыми колоколами имеют паперти Успенской и Никольской церквей.


Звонница просуществовала до второй половины 18 века. На ее месте на том же основании в 1776-1777 гг. возводят новую колокольню, трехъярусную, в новом вкусе, соответствующем духу времени. Колокольня завершила в целом формирование как самого ансамбля, так и его силуэта, приобретя значение высотной доминанты.
http://www.solovky.ru/data/guide1/relis_info/15/index.html



Цветы на территории монастыря. И любимый шиповник цветёт!



В честь шиповника музпауза. Правда. шиповник в песне белый, но who cares?
Мюзикл "Юнона и Авось" - "Шиповник"

image Click to view



Благовещенский корпус
Внутренний периметр застройки ансамбля Соловецкого монастыря составляют жилые и хозяйственные постройки, возведенные, в основном, в первой половине 17 века. Древние здания регулярно подвергались перестройкам в 18-19 вв, причем в 19 веке подверглись наиболее кардинальным переделкам. В своей структуре поздние корпуса, как правило, содержат элементы или значительные по сохранности древние конструкции, дающие возможность представить себе, какими были постройки по авторскому замыслу. Благовещенский корпус сформировался на месте старых келий, образовывавших «порядок от моря» - часть внутреннего периметра построек монастыря между южным «мельничным порядком» и Благовещенской церковью, от которой памятник и получил свое современное название. Здание стоит на резком перепаде рельефа между восточным и западным фасадами.
http://www.solovky.ru/data/guide1/relis_info/34/index.html



Кстати, я не сфотографировала Благовещенскую церковь.
Но сказать-то о ней надо!
Надвратная Благовещенская церковь выстроена над главными - Святыми воротами монастыря, против Спасо-Преображенского собора, в 1596-1601 гг.. Расположена в западном ряду внутренней периметральной застройки монастыря, конструктивно связана с крепостной стеной на участке между башнями Успенской и Прядильной.
Церковь возведена под руководством строителя монастырской крепости старца Трифона Кологривова. Церковь одноглавая, с глухим, круглым в сечении барабаном. Собственно храм образуют теперь два, примерно равных по площади разновременных объема. Восточная половина, увенчанная главой, является древней, основной частью храма, а западная - поздней пристройкой, включившей в себя фрагмент крепостной стены. Стены имеют характерный для монастырских построек XVI в. уклон, зрительно увеличивающий перспективное сокращение объема кверху. По углам выступают мощные лопатки. Окна дошли до нас в переделках ХIX в. Извне монастыря, т. е. с запада, видна лишь верхняя часть здания, увенчанная массивной главой. Главным архитектурным мотивом являются большие полукружия окон - по одному с каждой стороны.
http://www.solovky.ru/data/guide1/relis_info/20/index.html
фото взяты по сссылке





Цветы очень украшают территорию



Святительский корпус датируется XVII - XVIII в., дошел до нас в перестройках XIX века, частично восстановлен в древних формах.
Здание образует часть южного ряда внутреннего периметра застройки монастыря, названного в документах XVII века «мельничным порядком». Судя по письменным и графическим первоисточникам, здесь существовал непрерывный ряд связанных между собой каменных келий. Он включал в себя проездные ворота на южный мельничный дворик монастыря, которые располагались вблизи Архангельских ворот. По описной книге XVII века в этом ряду «против мельницы и до гостиных палат» размещалось «четырнадцать келий каменных». Есть основания предполагать, что застройка, возникшая на месте деревянных келий, первоначально была одноэтажной, и надстроена вторыми этажами в XVIII веке. Келейная застройка представляла собой изолированные друг от друга ячейки с отдельными входами, каждая состояла из жилой комнаты, передних сеней и задних сеней, которые выступали на южном фасаде в виде ризалитов. В задних сенях находились чуланы для дров и нужники. Верхние помещения обычно использовались как кладовые. Маленькие окна со слюдяными оконницами перекрыты ступенчатыми перемычками , деревянная колода со слюдяной оконницей вставлялась в кирпичную кладку. На фасаде скромный кирпичный декор «городок», подкрашенный красным.
http://www.solovky.ru/data/guide1/relis_info/33/index.html



При исследованиях корпуса в кладке были обнаружены несколько кирпичей с клеймами, выдавленными резным штампом или процарапанными в сыром тесте глиняной массы с надписью «КОРОВА РЕЖЕТ КИРПИЧЪ ГОРБАТЪ ПРАВИТ»
http://www.solovky.ru/data/guide1/relis_info/33/index.html
фото взято по ссылке





Прервусь..
Продолжение следует
http://akostra.livejournal.com/1282369.html

Александр Абдулов, Путешествия, Соловки-2017, Я фотограф, Приключения, История, Николай Караченцов, Мюзиклы

Previous post Next post
Up