Я ходил в водных походы по Шуе четыре раза: 1981, 1989, 1995 и 2001. Про них информация приведена тут:
все мои походы по ШуеОбщая информация о реке Шуя и вариантах сплавов по ней есть еще в моем
отчете о походе Шуя'2001.
(все картинки можно посмотреть крупнее, если щелкнуть)
Вообще-то, в Карелии две реки с таким названием - Шуя: одна на юге региона, другая на севере. Наиболее известная и популярная у туристов - южная Шуя, северная (она так обычно и называется Северная или Беломорская Шуя) - это уже на любителей, тем более, что в межень летом она плохо проходима или вовсе не проходима из-за маловодья. В общем, когда говорится "река Шуя", то имеется в виду южная, самая полнововодная река Карелии, текущая от финской границы (впрочем, все карельские реки текут оттуда) и впадающая в Онежское озеро немного выше Петрозаводска.
Наверное, Шуя - это лучший вариант во всей России (а до того и в СССР) для семейного водного туризма, для походников разного класса, но интересная и для знатоков этого дела. Во-первых - несколько очень удобных подходов к реке (параллельно идет авто и жд-дорога), с различными вариантами старта и финиша. Во-вторых, она гарантированно проходима летом на всем протяжении даже в засушливое лето. В-третьих, на ней есть целый ряд интересных порогов (2-3 категории сложности летом, хотя понятное дело, что сложность порога зависит от водности, порой при более высокой воде становятся проще, хотя, обычно, наоборот), при этом как правило довольно коротких (при желании можно обнести или же использовать для "катания" по ним - встаете на берегу и проходите порог несколько раз обнося лодки наверх). Самый популярный такой порог-падун - Большой Толли у деревни Матросы, куда крутые спецы приезжают покататься на выходные дни, в том числе из Москвы.
Вообще-то, на юге Карелии есть две самые большие реки региона, которые идут примерно параллельно друг другу и впадают примерно в одном месте в Онежское озеро - Шуя и Суна (самом низовье, еще до Онеги, из одной реки в другую можно попасть через озера и и протоки). Суна длиннее в полтора раза (282 и194 км) и перепад более чем в 2.5 раза (355 и 137 м.), но при этом по водности уступает Шуе почти в 1.5 раза (66 и 90 м.куб./c). Потому что Шуя имеет бассейн больше как раз в полтора раза (1000 кв. км. против 7700 у Суны).
Шуя в переводе с финно-угорского - "болотистая река", в верхней части ее окружают болота (правда, уже в районе Игнойлы многие из них осушены в результате мелиорации). Суна более порожиста, но существенная часть перепада ее высот приходится на нижнюю часть реки, где находятся два непроходимых водопада - Гирвас и Кивач (между ними всего 32 км). Первый их них давно сухой, так так именно тут стоит первая из двух сунских ГЭС, Пальеозерская.
И тем не менее, Шуя более популярна у туристов из-за своей транспортной доступности. По Суне основной вариант сплава - с верховья (я пару раз ходил от Поросозета, туда поездом, а Гарик несколько раз начинал выше, по Мотке) и до Гирваса (тут нет водопада, вода уходит по каналу в сторону ГЭС, но очень классный сухой каньон, в конце которого потихоньку "возрождается" река). Можно еще зайти на середину Суны по система озер с юга к Линдозеру, тоже так ходили.
Говоря о главное "конкуренте" Шуи хочу еще вспомнить любимой воспоминания моего старшего брата Юры, который в молодые годы тоже ходил там на байдарке. В поезде на этом участке проводница ходила по вагону и кричала пассажирам: "Кому в Суну - выходи, кому за Суну - оставайся" (нужно говорить быстро, чтобы понять игру слов).
Возвращаемся на Шую. Река условно делится на два примерно равных участка - верхний и нижний, разделенных Шотозером (на берегу жд станция Новые пески и автодорога. Само по себе это озеро, его северные берега - отличное место для стационарного водно-палаточного отдыха, шикарные песчаные пляжи). Традиционные точки старта наверху - от истока из озера Суоярви или от жд моста после поселка Хуатавара. Новые Пески на Шотозере - либо точка финиша, если сплавляться сверху, либо точка старта для нижнего участка. На нижнем участке обычно заканчивают в Матросах, хотя многие идут и дальше (в Онегу почти никто не идет, но там можно через озера и протоки выйти на низовье Суны (вторая по многоводности и популярности река Карелии) с посещением водопада Кивач и закончить маршрут где-то там.
С заброской к месту старта (три точки - Суоёки, там жд-станция, около истока реки из озера Суоярви, Мост в 4 км от поселка Хуатавара и Новые пески на берегу Шотозера) нет проблем - на местном поезде от Петрозаводска. Кстати, можно идти и от городка Суоярви: по озеру наверх, оттуда вытекает Шуя (река носит это название именно с этого места, хотя с точки гидрологии ее исток много выше - какая-то река, которая впадает в о. Суоярви).
Не знаю, как сейчас, но раньше в те края ходили два поезда, утром и вечером, типа одна электричка на восток до Суоярви и дальний до Костомукши (от Суоярви вдоль финской границы на север).
В советские времена (впрочем, возможно и сейчас, кто знает) были проблемы с заброской на самый верх (и это особенно касалось заброски на Суну, на которую фактически можно попасть только на верх реки). Дело в том, что тогда погранзона (советско-российский дурдом, в соседних с Россией странах такого нет) проходила по самой реке Шуя от верховья до Моста (тут она течет на юг параллельно границе, после моста поворачивает на восток).
Для въезда же в погранзону нужно получить разрешение милиции по месту жительства, а для получения туристами такого разрешения нужно было официально оформить туристический маршрут в местном турклубе. Все по-взрослому - не просто заявку с контрольными датами, но и подать точное описание маршрута, список людей, список снаряжения и пр., и пройти "утверждение" на заседании "райкома" (комиссии). В общем - нужно серьезно поработать дома…
До 1982 года граница погранзоны проходила немного правее правого берега (то есть на правом берегу можно было находиться без разрешения милиции) и традиционной точкой старта был мост (их рядом два - жд и авто), но до него нужно были идти со снаряжением около 4 км от станции Хаутавара.
Первым из всей нашей команды на Шую отправился летом 1981 году я с небольшой компанией с работы (две лодки, пять человек). Нам тогда повезло: бывалые ребята в Петрозаводске отправились на вокзале к ЖД-начальству, и то дало команду машинистам сделать короткую техническую остановку прямо на мосту (во какие времена и люди были!). Первые и последнее вагоны тогда остановились на берегах, а пара вагонов (и мы в том числе) вылезали прямо на мост (помню, опасались, как бы многочисленные шмотки не грохнулись с моста в воду).
Вот как это было в 1981-м. Вот тут пара небольших воспоминаний о том походе - проходжение
Кейниковского порога и
по случаю Дня Геолога (надо бы полностью написать).
А потом, кажется, в 1983-м, границу погранзоны расширили (более 50 км шириной!!!), в нее попал правый берег полностью (а проблема было в том, что подходы к реке с левого берега очень плохие). Короче, приехавшая тогда команда Гарика (кажется, с Цыганковыми) попала: годом ранее Гарик (с Ленкой) и Буренок (с Лилей Баранович) встали на правом берегу спокойно, а в 1983-м их "повязали" погранцы, отвезли в свою контору в Суоярки, там разбирались, потом все же отпустили (и все это - с водно-туристическим барахлом!).
Да, и надо напомнить: граница погранзоны - это не просто "черточка на карте", там все по-взрослому - контрольно-следовая полоса, приборы видения и пр. Трех рядов колючей проволоки, как на "настоящей границе" нет, но "мышь не проскочит".
После отмены СССР погранзона уменьшилась в размерах, вся жд, идущая вдоль границы от Суоярви до Костомукши стала "свободной для доступа", что сразу открыло для водных походов многие реки Карелии, в том числе Суну.
Чтобы закончить общий рассказ о Шуе, скажу, что я по ней ходил четыре раза в разных вариантов маршрутов (1981-2001) в общей сложности от Суоёки до Чалны.
Всё. А конкретно о походах тут:
все мои походы по Шуе