Шуя''89. О составе команды и техническом оснащении

Aug 04, 2023 22:42



Продолжение, начало тут.
А здесь - полное описание этого похода: 08-24.07.1989. р. Шуя (южная), Карелия

Традиционно команда состоит из семейных экипажей, но с годами (взросление детей) и с появлением новых участников и новых плавсредств переходили некоторые перестановки.



Итак,, костяк - четыре экипажа: Давыдовы, Матвеевы, Цыганковы и Колесовы (хотя в моей случае это название условное, так как получилось, что все члены семьи разнофамильные). Все старшие - 34-35 лет на тот момент, знакомы со школьно-студенческих лет.
В том "стартовом походе" Осетр-79, когда сфомировался этот коллектив, мы все были еще без детей.


Потом стали появлятся дети. Первым стал Лелик в мае 1980-го, за 2 месяца до 7 лет. Причем появился он не один, а с собственным Салют-3, которые ему подарил на 6 лет, за год до этого, его дед Витя).

Поначалу размещение экипаже  в лодке была такой: папа (капитан, сзади), мама (матрос, спереди) и чадо (пассажир, в середине). Но потом дети с годами переходили на место матроса, а в какой-то момент уже начинали выступать капитанами на собственных лодках.


Конечно, нужно сказать еще о пятом ключевом участнике все этой компании (начиная с того же Осетра-79), которого в этом походе нет, но мыслями он с нами - Олег Буров, он же Буренок, он же Зеленый, он же "Истребитель науки" и пр. Он был до 1990-го холостым (но отнюдь не замкнутым в себе, ровно наоборот) и выступал в роли "свободного капитана" со своей байдаркой, но при этом много ходил со мной в паре матросом (сначала, когда Лелик был еще мал, а Киса уже с байдарками завязала, а потом когда Лелик уже вырос и выступал автономно).

Вообще-то самый обычный вариант байдарочного экипажа (во всяком случае для подобных походов до 2-3 категории сложности)- разнополый, когда капитаном все же выступает парень. На самом деле, тут очень похоже на семью со своим распределением обязанностей в походе. Да, и в нашей компании было принято называть барышень-матросов "юнгами". И по этому поводу небольшая история.
Мы собирались в какой-то очередной поход и обсуждали, как лучше расставить разных участников по экипажам. И Буренок сказал: "Зачем нам с тобой брать юнг, давай пойдем вместе, я ведь - лучший юнга!".
И он был совершенно прав! За исключением только одного аспекта (надо сказать, что Буренок никогда не бегал от барышень, скорее, наоборот, причем они тоже не убегали от него), это был совершенно идеальный напарник! Да, что там говорить - Буренок! Жаль, его не было тогда на Шуе-89.

На этот раз новый капитан в нашем коллективе - Валентин на байдарке RZ, это приятель Олега Цыганкова.
Вообще-то, основные плавсредства тех лет - это байдарки (двойки и тройки) "Салют" и "Таймень" (они появились примерно в 1980 году, я первым из нашей команды перешел на нее, купив Таймень-2 весной 1981).

У "Салюта" каркас метало-деревянный (деревянный кильсон и фальшборта), "Таймень" - полностью металлический, она получалась более прочной, детали при аварии не ломались, а гнулись, можно было выпрямить, хотя было непросто (металл хороший!).
Обе модели выпускались единственным в СССР заводом, но каким! Заводом "Салют" (около м. Семеновская, пр-т Буденного), производившего авиационные двигатели. Байларки, естественно, непрофильный ширпотреб, но именно этой продукцией был известен завод в туристических советских массах, с весьма позитивными оценками.

"Салют" - это больше лодка озерного класса, "Таймень" - более маневренная, немного полегче. По форме Салют немного "каплевидная" (немного шире в носовой части), Таймень - совершенно симметричная. Главное преимущество Тайменя - у нее больше расстояние между гребцами, они размещены ближе к корме и носу, это лучше для управления лодкой. На Салюте-2 гребцы постоянно стукались веслами и асинхронной работе (что на порогах неизбежно). Для более-менее серьезных походов, лучше было даже для пары использовать Салют-3.

Тамень немного длиннее (для двойки - 5.0 м, а Салют-2 - 4.7) и у него больше по длине кокпит (прямоугольный "колодец", где сидят люди и лежать вещи), поэтому даже в Таймень-2 можно было сесть втроем, причем даже взрослых (у нас так ходила одна лодка по Шуе-81).
Оболочка (шкура) в обеих моделях - резина на прочной тканевой основе (корд), сверху - брезент. Для порожистых походов этого было недостаточно, поэтому по стрингерам делали дополнительные полосы-проклейки (я на свое лодке еще усилил места соединения стрингерой и шпангоутов - удары камней приходись именно по этим точкам).

Резиновая шкура получалось достаточно тяжелой (кажется, более половины веса лодки), но проще ремонтировалась (нитками зашивалась тканевая основа, заплатки - доступным резиновым клеем). Шкуры для Таймени из более современных материалов (пластик, боле прочные, легче и специальные клеи для его) появились только в 1990-х (Перестройка!).
=================================
У моей Таймени-2, используемой с 1981 года, в 1987 году после жесткого сплава сначала по Щегринке, а потом по шруродеру на Ояте, шкура просто расползлась по стрингерам окончательно, я купил новую и усилил ее проклейками самым решительным образом (двойной проклейкой в самых критических точках, даже тонкие алюминиевые пластины кое-где вставил). Получилось тяжеловатая, но супернадежная, дожила почти без ремонта до 2004 года, потом был у меня большой перерыв из-за травмы, а когда вспомнили о ней в 2008-м, оказалось, что она сгинула (с солидным объемом запчастей от каркаса) в гаражных перетрубациях.

Вот: последний сплав этой боевой лодки ("Зорька-3", мои лодки все назывались "Зорьки", это третья, поскольку они отзывались на команду "Стоять, Зорька!"), единтвенный раз, когда пришлось уступить капитанское место Гарику в майском походе по Березайке-Мсте в 2003-м (вот как получилось: в 2001 году на майские собралось 27 человек и 10 лодок, в 2002-м пришлось пропустить - ушел из жизни Буренок, а в 2003-м желающих осталось только двое.




Был, правда, третий надежный партнер, ризен Дуся, но с ней в одной лодке Гарик никак не соглашался. Да, с Дусей отважится в одной лодке не каждый.


=============================================
Уже в конце 1990- ребята стали переходить на новые пластиковые шкуры для Тайменя, они были легче и прочнее

Конструктивно "Двойка" превращалась в "Тройку" (Салют и Таймень) дополнительной вставкой 0.5 м в каркас (кильсон, стрингера, фальшборта и один шпангоут). Разумеется, для каждого варианта своя шкура. У Олега Цыганкова во второй половине его походной жизни Таймень-3 с дополнительной шкурой-2 (есть замечательная история, как он тренировал молодняк дома по сбору-разбору байдарки, когда те пытались шкура-2 натянуть на каркас-3).

Третий известный в советские времена вариант байдарки, не только широко распространенный, но используемый) - это как раз RZ-85. Это было лодка из ГДР (все лодки были некоторым дефицитом, а RZ - вообще никогда в продаже не видел). У нее был полностью деревянный каркас, шкура - пластик. Только двухместный вариант, легче по весу. В комплекте был фирменный фартук (закрывать кокпит).

Однако это была все же прогулочная лодка, больше похожа на спортивную, но не для походов. Она была отличной для прямого передвижения по спокойной воде, но волну переносила плохо (тут лучше всех был Салют), и была слабо маневренной (расстояние между гребцами было еще меньше, чем у Салюта-2). Меньше была и грузоподхемность и места для вещей было меньше.
Пластиковая шкура была полегче и прочнее, но менее ремонтопригодна - нужны были специальные клеи и заплатки, которые достать было сложно.

В общем - отличный прогулочный вариант, но не походный
Вот сентябрьский сплав по Мсте. RZ-85 - лодка Юры Тимошенко, "начальника особого отдела" (откуда она у него взялась?), он сам идет со мной матромом на "Зорьке-2" (взяли на прокат у семилетнего Лелика его "Салют-3"), а на его лодке - Буренок капитаном и Юра Шалимов (мой бывший сотрудник в в/ч, я оттуда ушел за три недели до этого похода).




Но RZ-85 - это был знакомый аппарат, а вот каяк в нашей команде появился впервые.




История с ним была такая.
У Олега Цыганкова был сосед по подъезду Андрей, который был высококлассным водником (кстати, он появится и в этом походе - мы перечемся с его семейным катамараном-четверкой на пару дней ниже по реке).
Он владел разными классами плавсредств и делал собственные (байдарки, катамараны). том числе он сделал себе одноместную лодку, которую решил использовать в варианте каноэ. Я с ним познакомлся в деле во время однодневного сплава по Каширке (2 апреля 1984, поймали высокую воду паводка), а потом еще ближе - во время серьезного сплава по Кодори в октябре 1988.

Вот он тут матросом с Олегом Цыганковым на Каширке:




Кстати, там мы за разговорами вспомнили, что именно его лодка-двойка занималась спасработой на Б.Толли летом 1981 года, когда мы с Ирой Писковсвой кильнулись в одно из тренировочных проходждений. Мне его экипаж запомнился тем, что они показали нам, как нужно освобождать кильную лодку от воду прямо на воде, забираться обратно и продолжать движение (без причаливания к берегу).

На Кодори-88 мы пошли двумя экипажами катамаранов-4 - опытные (Андрей и его команада) и мы. Андрей же взял с собой еще и каноэ, попробовал его 2-3 раза в деле на отдельных участках, но в основном каяк перемещался в качестве пассажира (вот тут есть прикольное видео Андрея на каноэ на Кодори).

Так вот Олег решил тоже обзавестись такой лодкой, но для этого он сделал традционный финт: заказал у Андрея сделать такую же (но в качестве каяка) лодку и преподнести ее в качестве подарка жене Наде на день рождения в феврале 1989. ("Если хочешь сделать гадость - подари любимой "Младость" - известная поговорка туристов-горнолыжников 1980-х).

Боевая проверка каяка состоялась в майском походе по Киржачу, с ним тогда познакомились и другие участники похода, в том числе и новый член команда - Шурочка, подруга Лелика).



Но уже тогда выяснилось, что каяк - это прикольно, но для похода плоховато. То, что там негде класть вещи - это само собой. Но главная проблема - передвигаться на большие расстояния, в стоячей воде - тяжелое дело. Не говоря уже о том, что им нужно уметь управлять, это прикольно, но непросто (об этом еще будет дальше по ходу описания похода).

Тем не менее, команда Цыганковых пошла в варианте байдарка (тройка или двойка?) + каяк. В исходном варианте подразумевалось, что на каяке пойдет Надя, а матросом у Олега будет ее знакомая с работу Лена (кажется, это ее первый сплав), барышня лет 25-ти. Юная Катя (ей в августе 89 исполнилось 11) была пока пассажиром, хотя уже в первых дни похода не довольствовалась этой ролью (вот посмотрите тут). Забегая вперед - на каяке шли по ходу похода многие. Кстати, он использовался в комбинированном варианте (то человек на нем, но он на лодке) и в дальнейшем.

Однако вернемся к участникам соревнований!

Экипаж Давыдовых идет в традиционном варианте, Сашка еще два года назад (во время водного похода по Сакмаре) поменялся местом с Ленкой, занял место матроса, в этом походе ему 15 лет.




Матвеевы идут в старом варианте, Маше 12 лет, она пассажир. Это фого 87-го года, за два года до этого похода, но суть экипажа видна хорошо:




После некоторого перерыва в нашем коллективе опять появился Костик. Костя - младший брат Саши Матвеева, пока он еще ниже по росту брата, но это только пока. Ему сейчас 20 лет.
Костик впервые появился в нашей водной команде в 1981 году в майском походе по реке Москве от Можайска до Полушкино, ему было тогда 12 лет. У него сохранились замечательные записи в дневнике (не школьном!), где он описывает свои впечатление об этом походе, о том, что он ожидал увидеть (он много раньше слышал о походах от брата и сестры) и как оно получилось на самом деле.

Уже в 1986 году (17 лет) оно отправился в сложный весенний поход по Мсте капитаном, матросом взял Олега Цыганкова, с которым они замечательно (это было реально круто!) кильнулись на Лестнице, где их с лодкой сначала помотало в круговороте бочке, а потом несло по бурной реке еще с километр, пока мы с Птенцом не зацепили их и не вытащили на берег. В общем - стреляный воробей.

Вот тут фото того похода:




А это - они же на мстинской Лестнице. Через полсекунды лодка перевернется (не хватило скорости пробить бочку) и их начнет болтать в этом водовороте.




Вот тут на видео все очень хорошо показано.

После школы Костик поступил в МИСИ (семейный традиции, которые нарушил Саша), а там его на втором курсе забрали на год (или два) в армию (в тот момент отсрочек не было, это было обычным делом). В армии он попал, естественно (студент!) в школу сержантов где-то в Забайкалье (он рассказывал о замечательном плакате в этой школе: "Сержант - опора перестройки!". Как раз весной он вернулся домой и примкнул в качестве матроса.

Как видно из списка на фото в начале этой записи, он планировался матросом с Валентином, но уже в первые дни поменялся местами с Леной (она перешла к Валентину, а Костик с своему проверенном партнеру Олегу).
Именно в этом походе, с первых дней за Костиком закрепилась кликуха Сержант, причем не потому, что у него было действительно такое звание, но и потому что он в походе сразу проявился настоящие сержантские навыки (об этом будет позднее).

Ну, и наконец, о нашем экипаже. Хотя Ира (Киса) была инициатором наших воднопоходных дел, применяя при этом не только уговоры, но и решительные действия, она же первой из всей нашей команды, после нескольких довольно серьезных походов (Волома, Оять, Березайка-Мста), сказала - "Ребята, вы дальше сами на своих лодках, без меня". На майские она еще (не каждый раз) ходила до 1986 года, но и тут ее в нашей лодке поначалу заменял Буренок.

Да, поскольку я упомянул про студенческие прозвища, которые будут у нас в ходу и много лет уже после этого похода, то если встретится имя Лысый - это я. Кратко поясню: его приклеил ко мне на 4-м курсе Витька Зверев (он же и Кисе тогда же, а сам он - Длинный): у меня, из ребят группы, были самая длинная и пышная шевелюра на голове.

Лелик - самый старший из детей нашей компании. Он первым из детей (и раньше всех по возрасту) пошел с нами в майские походы (в 1980 по Тверце), первым стал ходить "без мамы" (в 1983 году по Воре), первым пересел на матросскую позицию. Летом 1987 года мы с ним в паре (с семествами Давыдовых и Цыганковых) отправились по Сакмаре, ему было 14 лет, где я почувствовал в нем не "подопечного", а надежного напарника.

В мае 1989 он уже выступал капитаном, пригласив в команду свою подругу-одноклассницу Шурочку




Мне пришлось отдать им свою лодку, пересесть матросом к Цыганкову:




Сейчас он шел со мной матросом, но по ходу похода будет видно как он будет выступать в разных ролях, получая новые навыки и опыт.

И еще немного о ролях.
Формально у нас никогда не было какого-то единоначалия, руководителя походом. Вполне обходились коллегиальным управлением. Но все же распределение ролей было.

Гарик (Пузан, со студенческой поры) и Саша (Основной в Очишках, с тех же времен) - имели самый большой сплавной стаж, начали это дело еще во время учебы в вузе, в середине 1970-х. Они имели в нашей компании имели титул "адмиралов", но не только из-за большого стажа.
Сашу я бы назвал главным по персоналу, по подбору кадров. В тот знаменательный поход Осетр-79, он появился с одной лодкой, но большой командой "юнг": жена, подруга жены, сестра и подруга сестры (которые были распределены по разным лодкам). На следующий год, он пригласил в поход еще двух корешей с двумя лодками, которые, правда, ха неделю до похода отказались от участия (у одного из них неожиданно родился ребенок), что создало некоторые проблемы по размещению народа по лодкам. Через год появился его друг Гриша и брат Костик. Потом стали появляться другие родственники, друзья Костика и т.д.

В этом походе именно Саня занимался оформлением маршрута в турклубе, именно он был обозначен руководителем в маршрутной книжке и был ответственным за технику безопасности, в частности, должен был проверить умение плавать (без лодки). И проверил!

Все остальные функции руководителя (которым мы с удовольствием делегировали ему) выполнял Гарик - расписание поездов, билеты, состав и раскладка продуктов и снаряжения, общественные турсредства (тенты, котлы, костровые принадлежности), конкретное меню, шеф-повар, закупка продуктов по пути, расширенный ремнабор и т.д., и т.п. Обычно впереди походной колонны (здоровый лось!), ну и, конечно, выбор места для стоянок - только он…

Наш экипаж, как мне кажется, имел тоже свою определенную роль. Со стороны, наверное, видится иначе, но я бы ее назвал "любители приключений". Мы ее с Кисой начали осваивать в своем первом же походе по Воломе, когда в первый же день лодка сломалась пополам на огромном камне на первом же встретившимся пороге (вещи были просто набросаны в лодку как попало, даже не в мешках, фотоаппарат на груди, приемник "Спидора" на коленях), потом было два дня ремонта в глухом лесу с тучами слепней днем (+30) и комаров вечером.

Потом эта традиция "приключений" закреплялась в последующих походах, ее поддерживали мои надежные напарники - Киса, Буренок, Лелик и другие. Еще мы осваивали разные походные новинки: сделал фактур для "Салюта-3" в 1980м, бортовые "поросята", стал применять обвязку и разные другие штуки. И еще любили устраивать тренировки по освоению действий в разных нештатных водных ситуаций.

Сильной стороной Олега Цыганкова, я бы назвал, моральную (но если нужно и физическую) поддержку разных идей. Идея отправиться экипажем "чайников" на катамаране по Короди - это его! Вот тут отличное видео "Спасение спасателя", где Олег из роли второго плана неожиданно стать главным героем. Советую посмотреть

Да! И еще один новый член воднопоходного коллектива - Дези! На день рождения в феврале Надя получила не только каяк, но и щенка-эрдельтельера (она). Дези в возрасте 3-4 месяцев прошла курс молодого бойца в первомайском походе по Киржачу и вот теперь готова отправить со своих старшими друзьями по Шуе.



Знакомство с коллективом закончили, теперь в путь!

рафтинг, 1_Мемуары

Previous post Next post
Up