Как зарождалась станция Алексеевская.

Dec 21, 2015 23:38

Сегодня самая молодая станция харьковская станция метро отмечает свое пятилетие. 21 декабря 2010 года её открыли, но шли к этому дольше всего за всю историю отечественного метростроя (и скоро рекорд будет побит следующей станцией).

Проект данной станции под названием "Интернациональная" существовал с 1980-х годов - изначально её планировали открыть в первую очередь.




Харьковметропроект и по сей день имеет сложный проект трассировки метро, в каждый уголок города, причем более похожи на него те схемы, которые висят не в вагоне, а в вестибюлях.
Сама же станция по проекту должна была иметь балконы и по построению быть очень похожей на станцию Университет. Она осталась с такой же широкой платформой, но на балконы денег не хватало.
Широкая платформа - след старого проекта, т.к. она проектировалась как пересадочная с кольцевой линией Харьковского метро. (Северо-восточный фрагмент на новой схеме - один в один дублирует запланированное кольцо.)




Туманные времена

В наследие от советских времен осталась лишь часть проходки линии от Алексеевской балки до ст. 23 Августа. Причем участок по дну балки выстроен полностью над старым уровнем земли, и присыпан землей сверху. Строительство начали замораживать еще в 1991 году, но последние подвижки на данном участке датировались 1993 годом.



Фото: Wikipedia.org

Расконсервировали строительство лишь спустя 11 лет и уже 5 лет как под новым названием, предложенным харьковчанами - Алексеевская. В 2004, в преддверии сдачи станций Ботанический сад и 23 Августа - строительство пошло.
Котлован станции был раскрыт лишь в сентябре 2005 года, и по плану станцию собирались сдать за три года после предыдущих, на 23 августа 2007 года. Но, пришли финансовые трудности - первый майдан, президентство Ющенко, смена политкурса города (которая по части показателей нельзя назвать негативной). Котлован серьезно мешал движению транспорта и прекратил существование троллейбусного маршрута №8.

Гибель "восьмерки"

Со строительством станции связан неприятный факт, когда благодаря котловану "умер" пассажиропоток у одного из троллейбусных маршрутов с давней историей. Контактная сеть троллейбуса к студгородку существовала с 1981 года. В ноябре 2006 года, котлован надо было расширять в сторону пересечения с пр. Людвига Свободы и троллейбусную сеть у перекрестка разобрали. После запуска метро троллейбусный круг стал в зоне пешей доступности и открывать движение не стали.
Однако контактная сеть продолжала висеть почти до самой сдачи станции.

Печальная череда событий 2007 года

В конце 2007 года с разницей в три месяца на строительстве станции случилось два ЧП.
4 сентября 2007 года в тоннеле погиб проходчик. По информации присутствующих на месте происшествия сотрудников Госгорпромнадзора, мужчина на 10-метровой высоте скалывал породу в тоннеле, когда его по грудь завалило землей и камнями. Трагедия произошла примерно в половине одиннадцатого утра. Мужчина скончался ещё до того, как приехала скорая.

7 декабря 2007 года на строительной площадке станции упал на бок кран из-за влажного грунта. К счастью, водитель успел выпрыгнуть из машины, а сам кран едва не угодил на дно котлована. Пострадавших и жертв нет, у крана была повреждена стрела.




Имени Евгения Кушнарева

17 января 2007 года на охоте подстрелили бывшего губернатора области Евгения Кушнарева. В день трагедии, тогдашний мэр города Михаил Добкин сообщил, что станцию назовут в честь политика. В течении трех лет информация то подтверждалась, то опровергалась, но точку поставило лишь открытие станции, на которой политика не увековечили.

Второй застой и финишная прямая

В период с 2007 по 2009 год строительство станции практически остановилось, но подвижку в вопросе дала премьер-министр Юлия Тимошенко. 75 млн. гривен дали в августе 2009 года, но освоили средства в рекордные сроки до конца 2009 года.
В начале 2010 года строительство велось за счет города, но потом присоединилось и государство.
В сети есть видеоролик о том, какой была станция 12 января 2010 года.

image Click to view


Источник

23 октября 2010 года, в весьма памятную дату для харьковского метро пришел второй пробный поезд. Поясню, дело в том, что путеизмеритель с начальством метро на данном участке проследовал за неделю до открытия - 19 октября. А общеизвестный первый поезд был для журналистов.



Зал тяговой подстанции и системы контроля. Фото: ЗАО "Плутон"

В тестовом режиме поезда до станции и в тупики пошли 6 декабря.
Официальной датой открытия на тот момент было 20 декабря 2010 года. Но без казуса не обошлось. Гости не приехали. Официальная делегация в лице некоторых опоздавших членов Кабмина собралась лишь 21 декабря. С оркестром в прямом смысле слова станцию открыли около полудня.



Фото: SQ

Архитектурно станция выполнена в темном граните с белым потолком. Посреди платформы находятся колонны шириной в 1 метр. Колонны, облицованные мрамором, появились в уже новом проекте без балконов - большая ширина платформы требовала поддержки свода, т.к. он не был самонесущим.



Одна из двух "широких колонн". Остальные - круглые.

Алексеевская - еще одна станция с индивидуальным оформлением названия (после Пушкинской и Киевской). При этом в замкнутых элементах (на украинском она звучит как Олексіївська) размещены маленькие мозаики.




Часть путевой стены имеет отделку зеркальными элементами, а также шестью мозаичными панно, выполненные техникой "эмаль на меди". Художники А. Моргунов и О. Ерофеева считали, что изображения должны символизировать весну и осень и вызывать у людей ассоциации окон и птиц.




Скандал с лавочками

10 лавочек вокруг колонн по проекту получили заоблачную цену - 630 тыс. гривен. Однако в последствии был опубликован документ согласно которому лавочки имели цену более чем в два раза меньше - 288 тыс. гривен.
Прокуратура проверяла данный факт, однако в итоге признала, что вторая стоимость является действительной и актуальной.

Скандал дошел до тогдашнего вице-премьер-министра инфраструктуры Бориса Колесникова, тот в словах не ограничивался:
Геннадий Адольфович и Михаил Маркович - люди не бедные. Если они покажут свою любовь к Харькову… Почему они не подарили Харьковскому метрополитену, скинулись бы на двоих и 630 тысяч гривен могли бы уплатить сами. И написали бы - лавочки подарены Кернесом и Добкиным.

Кстати, тот же министр заявил еще одну цитату, которая осталась лишь словами:
50 на 50 с областью или с городом мы готовы покупать новые вагоны метро. Сколько выделит область и город - столько выделит национальное правительство для покупки новых вагонов метро.
В итоге не было куплено ни единого вагона.

При всем при этом участок существовал практически без сбоев, за исключением случая, когда в 2011 году на перегоне сломался состав, но простой был около 40 минут.



Оператор поста централизации ст. Алексеевская

Вооруженным глазом




10 апреля 2015 года при поддержке одного из мобильных операторов станция стала еще и виртуальной галереей. На открытии присутствовал я лично, и в данном журнале есть репортаж с этого события.


Это последний пост из серии, касаемо Алексеевской линии, но надеюсь ненадолго. По всем прикидкам, в следующем 2016 году откроют новую станцию Победа. А рубрика " Как зарождалась станция..." (карта проекта по ссылке) продолжится тоже в следующем году.

metropost, Харьков, история

Previous post Next post
Up