Как зарождалась станция Университет.

Jul 25, 2014 19:03

Без двух с половиной недель именинницей является наш сегодняшний объект внимания - Станция Университет.



Станционная люстра.



Станция Университет, в отличии от соседок имеет долгую и тернистую историю уже в состоянии эксплуатации, а не только стройки.

Строительство этой станции было нелегким. Городские власти поставили условие - не перекрывать Сумскую и не трогать сад Шевченко. «Дзержинскую» сократили по длине, а все служебные и технические помещения вынесли на второй этаж. Так появилась первая многоярусная станция такого проекта в УССР, следом были "Научная", киевский "Академгородок" и "Победа" (спасибо за правки). Идея понравилась, после чего по такому принципу сдали «Метростроителей», «Научную». Новые «Алексеевская» и «Проспект Победы» тоже были утверждены двухъярусными, однако от техпомещений на втором уровне первой отказались.

До строительства станции "Университет", под площадью Свободы - самой большой площадью Европы - проседал грунт. При строительстве метро метростроевцы положили под площадь бетонное основание, и теперь о ней не приходится беспокоиться.

И исходя из местной топонимики получила название "Дзержинская".
Отдельного внимания заслуживают входы на станцию. Привычными входами у меня получается назвать только два: один ведет к парку им. Шевченко, а другой - к гостинице Харьков (старый корпус старой гостиницы). А вот другие три заслуживают отдельного внимания.
К парку Шевченко есть еще один малоиспользуемый выход с западного вестибюля обшитый полностью красным гранитом и имеющий фактически полный оборот лесницы, ну и по сути входной ансамбль сильно отличается от своих "коллег".
Еще два выхода притаились у Дворца Пионеров, тоже в красном граните, но выход ведущий прямо на Сумскую является "смесью" из оформления выхода с "Исторического музея" на Бурсацкий спуск и залегания перехода ниже выхода.



Стекляшка в первые годы существования.
Но самой главной визиткой "Университета" является стекляшка. Какая еще стекляшка, спросит неместный. Дело в том, что так прозвали особый выход с восточного вестибюля. Сама стекляшка пережила несколько изменений, хотя в основе она почти не изменилась - поток пассажиров со станции пользуется двухленточным эскалатором, в обратную сторону используется лестница.

Но потом над выходом появился экран. А недавно к станции пристроили местный фастфуд\булочную "Кулиничи". Процесс строительства с критикой здесь, хотя спустя полгода, лично я считаю, что хуже не стало.



Первые дни действия обновленного выхода. Обратите внимание: на станции еще не разместилась вывеска. Фото: dozor.kharkov.ua

Чтобы описать саму станцию, я не хочу как-то разглагольствовать, а изначально приведу цитату архитектора Владимира Спивачука (которому архитектура Харьковского метро обязана всем). Эта станция далась Владимиру Александровичу тяжелее всего:

- Два года я думал над ее решением - ну никак она не шла, - улыбается Владимир Александрович. - Хотелось сделать ее торжественной, величественной, триумфальной, ведь площадь Дзержинского (нынче - Свободы) - самая большая в Европе. Придумал пять вариантов, но все не то. А потом сел и за одну ночь нарисовал. Утром согласовал, так она и пошла один к одному - ничего не меняли. И даже сейчас, проезжая эту станцию, чувствую эмоциональный подъем. Даже в Москве признали, что это лучшая станция в СССР. Не раз слышал об этом и от представителей разных зарубежных делегаций, которые приезжали к нам перенимать опыт.
«Дзержинская» планировалась глубоко под землей, как и «Советская». Но Владимир Спивачук был против - не хотел превращать ее в мышеловку. И смог переубедить руководителей всех уровней, что так будет лучше.
- Я хотел, чтобы архитектура станции продолжала архитектуру города, а это было возможно только при неглубоком заложении, - отмечает Владимир Спивачук.




Станция успешно эту задумку выполнила. 120-тонные люстры, долгое время сохраняли идентичность и в переходах и на станции, но из-за своих опасных габаритов и по экономическим причинам в 2011-2013 годах в переходах и вестибюлях люстры заменили. Фото ниже, сделанное классным киевским метро-блоггером Олегом tov_tob Тоцким, оказалась весьма показательной. Она запечатлила переход по типам освещения на перроне (слева еще лампочки Ильича, а справа - светодиоды). И запечатила старый свет у техпомещений (справа сверху). Но это еще не потолок освещенности. На колоннах (ширина между которыми 6 метров), закреплены LED-светильники, которые по особым праздникам включают. Потолок начинает играть фиолетовыми и желтоватыми оттенками.



Второй этаж свою функцию сейчас выполняет наполовину - работает только тот, который явяется служебным. Пешеходный переход закрыли в 90-х, и временно открывали для проведения выставок и мероприятий.

27 августа 1991 года станция получила свое современное название - Университет. В честь Харьковского Национального Университета. Тогда же был снесен горельеф Дзержинского на станции.

С 1994 строился переход на станцию Госпром, третьей линии. А 6 мая 1995 года он вошел в строй.



В конце 1996 года на станции впервые в метрополитенах Украины появился видеоэкран размером 3 на 3 метра. С 1999 года он часто был в нерабочем состоянии и был демонтирован. Совсем недавно на станции появился первый видеопроектор в Харьковском метро.

В 2008-09 году было множество нареканий на систему звукового информирования на станции и её полностью реконструировали. Боевым крещением для неё стал единственный концерт филармонического оркестра в метрополитенах страны в Пасхальную ночь 2009 года.
А спустя год звуковую систему расширили и почти год с колонок вещала успокоительная музыка. С 2013 года расширение демонтировано.

25 января 2011 года на западном вестибюле появился памятник Святой Татьяне. Установлен он был на стене бывшей кассы. К моменту сдачи, одного из меценатов, бывшего генерального директора метро Сергея Мусеева не стало.

Вот пожалуй и все, что я так сходу смог подготовить и рассказать о станции Университет. Спасибо за внимание.

Карта проекта "Как зарождалась станция..."

metropost, Харьков, история

Previous post Next post
Up