На велосипеде по Кольскому Полуострову, август 2020, день четвертый

Aug 21, 2020 12:37

предыдущий пост

День ВДВ

Утром второго августа, только проснувшись, я позвонил своему приятелю Сергею, с которым познакомился в 2018 году "недалеко от Дальних Зеленцов". Он, правда, не десантник, а морской пехотинец, но день ВДВ в моей стране давно уже стал общевоинским, если не сказать - общенародным - праздником. Погода за окном стояла пасмурная, но вроде как "норвежские" прогнозы не обещали на сегодня дождя, надо было как-то вытряхиваться из теплой кровати и двигаться вперед - Океан зовет, это вам не просто так!

По планам я собирался проехать всего около сотни или чуть меньше, и остановиться либо в окрестностях поселка Пушной (там имеется шикарное придорожное кафе под названием "Как Дома", качество предлагаемых блюд вполне соответствует!), либо же, если сил хватит, докатить по поселка Кильдинстрой и там уже остановиться в хостеле, который называется "На Крючке". Оба названия, конечно, реально жгут...

Около 11 утра я наконец выкатился из города... Теперь надо повернуть направо, на север.




Рюкзак пока что не тяжелый, но я несколько залежался-засиделся, и подумал было, что подъемы в сторону Оленегорска (а мне опять туда...) окажутся весьма тяжелыми. На всякий случай я остановился попить свежей водички из Монче-реки возле ее истока из Монче-озера.



Вода эта, видимо, обладает реальными целебными свойствами - все подъемы, кроме самого последнего, я проехал "на педалях", периодически оглядываясь назад. Вот, кстати, то самое ущелье, возле которого я остановился - как раз сразу над легковушкой.



На последнем же подъеме перед Оленегорском я остановился отдохнуть и бросить прощальный взгляд назад. Ну - надеюсь, что прощаюсь не насовсем!



Аварийная Ситуация

Дальше предстоял изрядный спуск, на котором я заметил весьма неприятное явление - на очень качественно, как стекло, асфальте, заднее колесо ощутимо подпрыгивало в такт вращению. Вот черт! Это же "авторское" колесо, которое мой "дилер", господин Г. собрал за две недели до поездки, и за которое я заплатил ему какую-то чертову кучу денег! Кроме того, и торможение задним колесом тоже было какое-то "прерывистое". Я остановился и устроил техосмотр. Обод в месте стыка несколько вышел за пределы окружности и немного расширился - очень плохие признаки. Разумеется, я сражу же позвонил господину Г. и описал ситуацию, на что получил заверения в том, что все будет переделано, когда вернусь. Хорошенькая перспективка! Впрочем, тут, на трассе, авария была не слишком страшна - деньги у меня имеются, в любом случае доберусь до Мурманска, там обращусь в мастерскую, заменю колесо (при необходимости), а чек предъявлю для оплаты господину Г., не отвертится!

А пока что я подкатил к любимой "Столовой Номер 5" возле станции Оленегорск, где, по причине пандемии, всем посторонним (не железнодорожникам) отпускали обеды исключительно "на вынос", в контейнерах. Пока обедал, разговорился с парнем из Мурманска, помощником машиниста и велосипедным мастером по совместительству, и тот, осмотрев обод, сказал, что ничего фатального пока нет, и что на плохом асфальте я просто бы ничего и не заметил, и, порекомендовав последить за развитием неисправности, пожелал счастливого пути и дал телефон рекомендованной веломастерской в Мурманске.

Я же отправился дальше, не заезжая в Оленегорск ( о котором я уже рассказывал в прошлом году), по "старой" дороге западнее железнодорожной магистрали - там самым почти 30 километров я мог ехать, не шарахаясь от обгоняющих меня фур.

"Старая" дорога поднялась довольно высоко, и издалека открывался красивый вид на Оленегорск, только его уж и не разглядеть в синеватой дымке.



А впереди - спуск в долину Пул-озера.



Станция Лапландия

Впрочем, Пул-озеро мне было пока не нужно. Я собирался доехать до станции Лапландия и там вернуться на трассу Е-105. Помните, у Андерсона - "... куда улетела Снежная Королева?" Ну, в Лапландию она вполне могла и на поезде отправиться...



Станция нынче вроде как совсем захирела, но сейчас там глобальная стройка - возводят вторую колею на этом участке Мурманской магистрали, а работают сплошь какие-то азиаты. Прикиньте, спросят у узбека - "ты где работал?", а он ответит - "в Лапландии!". Вот интересно, а теперешние узбеки читали Андерсона?

Трасса, конечно - не подарок. Дело даже не в тяжелом рельефе (ближе к Мурманску от станет еще тяжелее), а в очень плотном трафике. Часов в пять я наконец подкатил к кафе "Как Дома", весьма вдумчиво там отобедал и прикинул, как быть дальше. Я, вообще говоря, не собирался даже и заезжать в Мурманск - слишком много наслушался про "эпидемию" - а свернуть в Колу, закупить там продукты и газ и, переправившись через Кольский залив по "старому" мосту, отправиться дальше, к Океану. Но пока что я решил остановиться и заночевать тут, где находился.

Чуть севернее Пушного имелась "отворотка" на восток, и там на карте обозначен некий "рабочий поселок", в окрестностях которого я и собирался устроиться на ночлег - медведей в лесной зоне никто не отменял! Однако вместо "рабочего поселка" у увидел лишь кучки битого кирпича и фрагменты сломанных бетонных перекрытий. Я включил на "гармине" OSM и тут выяснилось, что я нахожусь в паре-тройке километров от "достопримечательности" - позиций дивизиона шахтных установок группового пуска «Чусовая» 8П764 для баллистических ракет Р-14У! Как же можно было туда не заехать!

Вскоре показался циклопический объект - почти как в фильме фон Дейникена "Колесница Богов".



Ядерный щит Родины

Это - крышка ракетной шахты, весом, как я потом прочитал, более 160 тонн. Перед боевым пуском она приподнималась специальными домкратами и отодвигалась в сторону по рельсам. Рельсы кое-где можно разглядеть, все же остальные металлические части украдены мародерами во времена "торжества дерЬмократии"



Странно, что там ничего так и не "законопатили", хотя несколько лет назад девушка-диггерша погибла, свалившись в тридцатиметровую шахту. Опять же неизвестно, насколько тщательно утилизировали хранилище гептила, который в несколько раз токсичнее знаменитого цианистого калия. А в этот раз я заглянул в какой-то люк с еще не срезанными ступеньками, но там, внизу, лежал снег.



Дивизион Р14-У состоял из трех шахтных пусковых установок и командного пункта. Объекты эти размещались по сторонам квадрата сто на сто метров, где-то в центре - хранилище топлива (гептила) и окислителя (азотной кислоты). Но это так, совсем уж примитивно рассуждая. На самом деле шахтная установка группового старта - сложнейшее техническое сооружение, требующее нескольких сотен человек для обслуживания и охраны. И тот самый "рабочий поселок", упоминание о котором меня сюда и привело, был, очевидно, ни чем иным как военным городком этого ракетного дивизиона.

Сами ракеты Р14-У были, как устаревшие, сняты с дежурства еще в 1981 году, а в начале 90-х в соответствии с российско-американским договором о РСМД, попилены на металлолом. Тогда же, очевидно, и были брошены на разграбление и позиции дивизиона, и военный городок. Кстати, дома в городке ("рабочем поселке"), как говорят, местные строители тупо разобрали на кирпич.

Довольно долго я там бродил, до вечера, и, сфоткав напоследок вход в командный пункт, отправился обратно в кафе "Как Дома" - теперь уже ужинать.



Я поставил палатку почти рядом с кафе, в чистом сухом леске. Перед сном я глянул прогноз погоды и несколько расстроился - с 6 утра и до 6 вечера - дождь! Впрочем, до Мурманска-то оставалось всего чуть более 40 км - разберусь!

продолжение

пушной, Кольский полуостров

Previous post Next post
Up